НМИП был впервые применен в 80-х годах ХХ столетия для измерения производительности в отраслях, где ее трудно измерить: банковское дело, компьютерно-информационные службы и т.п.
НМИП – это процесс, с помощью которого при участии работников определяют измерители (либо их заменители) производительности, а затем разрабатывают систему ее измерения, оценки, контроля, планирования и повышения.
НМИП находит широкое применение по следующим причинам:
- группы привносят в процесс знания и опыт, которыми отдельный индивид не располагает;
- группы более успешно избегают ошибок и неудач в работе;
- если решение группы будут проводить в жизнь сами ее участники, то они сделают это более эффективно;
- параллельно с разработкой идет обучение специалистов теории и практике измерения производительности, что повышает их квалификацию;
- в процессе работы наблюдается «групповой эффект», в результате которого члены группы учатся друг у друга и дополняют друг друга.
Таблица 4 – Характеристика методов измерения производительности

Основным элементом нормативной методологии измерения производительности (НМИП) является участие работников конкретной организации в выборе критериев производительности-результативности. Метод может использовать различные варианты процедур опроса и обработки данных. Наиболее распространенный из них – метод номинальной группы (МНГ),на начальном этапе подбора критериев носит характер коллективного творчества, затем индивидуально оценивается степень их влияния на производительность. МНГ используется для решения задач, когда требуется назвать, выбрать и ранжировать показатели.
МНГ – это тщательно спланированный групповой процесс, к которому привлекаются специально отобранные участники в качестве независимых индивидов.
Группа может включать от 8 до 14 человек, в состав группы (в зависимости от постановки задачи) могут входить менеджеры и рядовые работники, линейные и штатные руководители, инженеры, а также поставщики и покупатели.
Состав группы: 8-12 человек, координатор, помощник.
Групповой процесс включает пять этапов.
Этап 1. Самоинструктаж.В устной или письменной форме координатор знакомит с целью заседания, важностью постановки задачи, этапами работы, с тем, как будут использоваться результаты.
Этап 2. Молчаливое генерирование целей.В течение 10-15 минут члены группы дают ответ на поставленную задачу. Атмосфера поиска. Оценка идей не производится.
Этап 3. Неупорядоченное перечисление идей.Участники по одному называют записанные ими ответы (процесс генерирования идей продолжается). Разговор исключительно между координатором и отдельным участником. Помощник записывает результаты. Атмосфера согласия и доверия. Гласность и отсутствие оценочных суждений.
Этап 4. Уяснение показателей, критериев, измерителей.Идею зачитывают вслух. Каждый может дать пояснения, изменения, отказ. Цель этапа – уяснить и объединить показатели, снять дублирование, обеспечить однозначное понимание каждого показателя. Достаточно высокий темп, чтобы отделить идею от автора.
Этап 5. Голосование и ранжирование.Цель: выбрать из всего списка наиболее важные показатели и ранжировать их. Каждый участник из 20-30 пунктов должен отобрать 8-9 (оптимальное количество для отбора приоритетных показателей)наиболее важных пунктов. Затем выбранные пункты заносятся на карточки, и производится их ранжирование:
1) участники кладут карточки перед собой. Из 9 пунктов выбирают самый важный и присваивают ему максимальный балл – 9, карточку откладывают;
2) из оставшихся 8 карт выбирают наименее важный пункт, записывают цифру 1, а карточку откладывают;






