Особенности профессионального общения с несовершеннолетними

  Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как подростковый и ранний юношеский.

  Одной из главных причин роста преступности среди несовершеннолетних в последнее десятилетие является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая социально-классовая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. "Уязвимость" заключается в том, что отличающее несовершеннолетних особенности (не устоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают "делать деньги" и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступлений.

    Для несовершеннолетних преступников весьма характерны завышенные самооценки, низкий уровень ответственности за свои поступки, отсутствие чувства стыда, дефицит совести, равнодушие к другим людям, их проблемам и заботам. Типичными чертами для многих подростков-правонарушителей является сниженный самоконтроль, эмоциональная неуравновешенность, упрямство, импульсивность, злобность, мстительность, агрессивность. Социальную неадаптированность части несовершеннолетних преступников усиливают умственная отсталость, нервно-психические отклонения психопатического характера либо в виде последствий черепно-мозговых травм, инфекционных и других заболеваний.

    В плане нравственно-психологическом личность несовершеннолетних преступников характеризуется рядом довольно существенных специфических признаков. Прежде всего на их противоправном поведении, безусловно, сказываются возрастные особенности, такие, например, как повышенная внушаемость, склонность к социально-психологическому заражению, подражанию, юношеский негативизм, известная несформированность жизненных ориентаций и установок, инфантильность эмоционально-волевой сферы.

     Большинство несовершеннолетних преступников обладают устойчивыми привычками и стереотипами антиобщественного поведения: постоянно демонстрируют пренебрежение к общепринятым нормам поведения, склонны к употреблению спиртных напитков, наркотиков, а также к бродяжничеству, побегам из дома и воспитательных учреждений, являются конфликтными и нечестными людьми. Замыкаясь в круге общения с себе подобными, они, как правило, враждебно относятся к тем подросткам, которые хорошо учатся, соблюдают дисциплину, уважают старших по возрасту. В сложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев.

   Для большинства преступников-подростков характерны отсутствие интереса к учебе и труду и соответственно значительное ослабление или полная утрата связей с учебными и трудовыми коллективами. В большей степени их привлекает сфера досуга, как правило, заполненного социально-негативным содержанием (бесцельное времяпрепровождение, тусовки в подъездах, подвалах, на улицах, чердаках, рок-музыка, азартные игры, выпивки, употребление наркотиков, половая распущенность, болезненное реагирование на любые замечания взрослых и т. д.). Логическим продолжением этих антисоциальных (еще не преступных) занятий являются кражи и грабежи, для того чтобы добыть деньги для приобретения алкоголя и наркотиков, "на девочек", на покупку модной одежды, средств звукозаписи и кассет, хулиганские выходки ради самоутверждения и т. д. О последствиях своих противоправных действий, возможно трагических, подростки редко задумываются, чему способствует прежде всего низкий уровень развития правосознания. Мотивы собственных действий ими нередко приукрашиваются, "облагораживаются", в то время как побуждения и поведение потерпевших очерняются, окрашиваются в резко негативные тона.

     Далеко не все могут находить с подростками общий язык и хотя бы элементарное взаимопонимание, необходимое для общения и осуществления совместной деятельности.

     Для того, чтобы Ваши взаимоотношения с несовершеннолетними были позитивными, необходимо помнить психологические особенности данного возраста и учитывать их при построении общения с детьми.

    В раннем юношеском возрасте активно формируется самосознание и собственное мировоззрение. Это время является этапом начала принятия ответственных решений. Ценности дружбы, любви могут стать и становятся первостепенными.

    Подростки стремятся доказать свою независимость и самостоятельность. Это выражается, как правило, в нежелании прислушиваться к мнению старших, неприязненном отношении к взрослым, иногда даже открытым противодействием.

   Сотруднику полиции, важно помнить: главное - не заставить замолчать неугодного, продемонстрировать его некомпетентность, деловую слабость, а помочь осознать собственную значимость в глазах сверстников и взрослых.

  В любых случаях общий эмоциональный фон разговора должен быть доброжелательным, спокойным, внушающим доверие. Важно продемонстрировать признание за ребенком права на собственную, индивидуальную точку зрения. Беседа должна быть не назидательным монологом со стороны старшего, а деловым.                   

                    Правила общения с несовершеннолетними:

1. Признание.
Пожалуй, подавляющее большинство 14-17-летних ориентировано в своих поступках на оценку авторитетных для них людей (по крайней мере, они ее учитывают).

2. Поиск авторитета. Чтобы иметь возможность стать целостной личностью, подростку необходимо реализовать себя в какой-то деятельности (трудовой, досуговой...) в которой он может получить признание других людей (сверстников, взрослых). Если взрослый способен помочь создать подростку «ситуацию успеха», то он также может претендовать на статус авторитета в качестве наставника.

3. Наблюдательность. Начиная общаться с группой ребят необходимо проанализировать уровень взаимодействия ребят в группе (их способность общаться, качество общения, определить лидеров).

4. Комплимент (или почему бы вам его не использовать?)
Правила и ошибки комплимента

o Комплимент «работает» лишь при соответствующем обращении: либо «глаза в глаза», либо с подчеркиванием группового результата от усилий (вклада) конкретного человека. Например: «Твоя работа здорово помогла».

o В комплименте проговаривается реально имеющееся ощущение от другого человека. Найдите в нем то, что на самом деле производит на вас впечатление (в противном случае получится противоположное ощущение).

o Необходима логическая ясность для получателя той информации, которая содержится в комплименте. «Ну, ты вчера был на высоте!» - вместо приятного ощущения у человека закономерно возникает вопрос: а по какому поводу? вдруг это такая ирония или ехидство?

o Очень важно не переборщить, чтобы не вызвать у человека желание вернуть вам часть обрушившихся на него эмоций. А то получится как в басне Крылова: «За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? - за то, что хвалит он кукушку.»

5. Критика.
Правила конструктивной критики:

1. Человеку должно быть ясно, что он должен теперь делать, и, главное, он должен захотеть это сделать.

2. Ситуация, в отношении которой высказывается критика, должна быть реальной, а не надуманной.

3. Язык критики должен быть понятен для критикуемого.

4. Критика должна быть к месту.

И главное! Человек должен быть готов принять от вас критику и спокойно на нее среагировать.

5. Неписаные педагогические правила:

o Если ты идешь к детям, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце.

o Если детей подбадривать и одобрять, они учатся быть благородными и верить в себя.

o Если подростки вместе с тобой трудятся, играют, поют и смеются, ты удостоен их доверия.

Постарайтесь избегать некомпетентных суждений, догадок, особенно   если они затрагивают имеющиеся проблемы ребенка.

Найти что-то хорошее в подростке. Обратить на это внимание. Не фиксировать внимание на недостатках.

Воспринимайте ребенка таким, какой он есть.

 Недопустимо сравнение детей с благополучными детьми, допустимо сравнение ребенка только с самим собой.

 

                                                   Вопрос 4.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: