При обосновании долгосрочной стратегии развития предприятия всегда учитываются возможные результаты изменения объема факторов производства. Например, сельскохозяйственное предприятие имеет возможность увеличить количество производственных площадей, добывающее – начать освоение новых месторождений, производственное – расширить свои помещения, закупить новое оборудование. Все это приводит к изменению масштаба производства.
По мере расширения масштаба производства происходит изменение объема выпуска продукции. Можно выделить три варианта отношений между вводимыми факторами производства и общим объемом выпуска продукции в длительном периоде.
Первый вариант – постоянный эффект масштаба. В этом случае объем выпуска продукции возрастает пропорционально увеличению факторов производства. Если объем факторов увеличивается на 100 %, то объем производства тоже возрастает на 100 %.
Второй вариант – положительный эффект масштаба. В этом случае при увеличении факторов производства на 100 % объем выпуска вырос на 150 %. Таким образом, при положительном эффекте масштаба объем выпуска возрастает в большей пропорции по сравнению с увеличением факторов производства.
Третий вариант – отрицательный эффект масштаба. В этом случае с увеличением всех факторов производства общий продукт возрастает в меньшей пропорции.
Таким образом, по мере расширения объема производства общий выпуск продукции растет, но динамика объема производства и количества вводимых факторов производства различна.
Существует комплекс причин, которые вызывают у фирм стремление увеличить выпуск продукции, внедрить дополнительные факторы производства. Прежде всего, издержки производства крупной фирмы всегда меньше, чем издержки малой. В условиях второго варианта увеличение капитала и труда приводит к сокращению средних издержек, т.е. в таких условиях растет средняя и предельная производительность труда.
Фирмы стремятся к расширению объема производства для того, чтобы завоевать большую долю на рынке и таким образом обеспечить контроль над рынком.
Важным стимулом для расширения фирм является возможность изготавливать продукцию более широкого ассортимента. Это позволяет фирме справиться с возможными колебаниями рыночного спроса. Производственный процесс в крупных фирмах можно разбить на большее число специализированных операций.
Только на крупном предприятии можно полностью использовать габаритное капитальное оборудование: гигантские прессы для производства автомобилей, подъемные краны на строительных площадках и т.д. В условиях малых предприятий такое оборудование большую часть времени будет простаивать.
При постоянном эффекте масштаба средняя и предельная производительность не изменяются. Поэтому в данном случае безразлично, на каком предприятии будет использовано специализированное оборудование – на крупном или мелком.
При убывающей отдаче от расширения масштаба крупное предприятие будет нести убытки.
На рис. 10.7 на отрезке от нуля до точки А – положительный эффект масштаба. Изокванты приближаются друг к другу. При L=10 и К=2 производится 100 единиц продукции. При L=30 и К=6 производится 500 единиц продукции. Факторы производства увеличились в три раза, продукт – в пять раз. Для получения Q= 200 потребовалось увеличить факторы производства менее чем в два раза.
На рис. 10.8 на отрезке от нуля до В – отрицательный эффект масштаба. Изокванты удаляются друг от друга. При равном увеличении каждого фактора производства общий продукт увеличивается в меньшей степени. Так, двукратное увеличение объема выпуска потребовало увеличения труда L и капитала К в три раза (объем капитала увеличился до 6 единиц, труда – до 30 единиц, общий продукт составил 200 единиц).
На рис. 10.9 на отрезке от 0 до С – постоянный эффект масштаба. С увеличением каждого фактора в одной и той же пропорции в той же пропорции увеличивается общий продукт (объем капитала увеличился до 6 единиц, труда – до 30 единиц, общий продукт составил 300 единиц).
Причинами отрицательного эффекта масштаба могут быть сложности управления в чрезмерно крупной фирме. С ростом размера предприятия возникают противоречия между интересами предприятия в целом и его отдельных подразделений, труднее контролировать выполнение решений, принятых руководством фирмы.
Эффект масштаба в разных отраслях имеет свою специфику. Так, в добывающих отраслях высокие показатели производительности труда только при очень большом выпуске продукции. Эти отрасли относят к естественным монополиям. Например, максимальная эффективность в нефтегазовой промышленности в большинстве случаев достигается при наличии в отрасли хотя бы одного крупного предприятия.