double arrow

Эффекты масштаба и особенности технического развития фирмы на карте изоквант.

При обосновании долгосрочной стратегии развития предприя­тия всегда учитываются возможные результаты изменения объема факторов производства. Например, сельскохозяйственное предпри­ятие имеет возможность увеличить количество производственных площадей, добывающее – начать освоение новых месторождений, производственное – расширить свои помещения, закупить новое оборудование. Все это приводит к изменению масштаба производ­ства.

По мере расширения масштаба производства происходит изме­нение объема выпуска продукции. Можно выделить три варианта отношений между вводимыми факторами производства и общим объемом выпуска продукции в длительном периоде.

Первый вариант ­– постоянный эффект масштаба. В этом слу­чае объем выпуска продукции возрастает пропорционально увели­чению факторов производства. Если объем факторов увеличивает­ся на 100 %, то объем производства тоже возрастает на 100 %.

Второй вариант – положительный эффект масштаба. В этом случае при увеличении факторов производства на 100 % объем вы­пуска вырос на 150 %. Таким образом, при положительном эффекте масштаба объем выпуска возрастает в большей пропорции по срав­нению с увеличением факторов производства.

Третий вариант – отрицательный эффект масштаба. В этом слу­чае с увеличением всех факторов производства общий продукт воз­растает в меньшей пропорции.

Таким образом, по мере расширения объема производства об­щий выпуск продукции растет, но динамика объема производства и количества вводимых факторов производства различна.

Существует комплекс причин, которые вызывают у фирм стрем­ление увеличить выпуск продукции, внедрить дополнительные факторы производства. Прежде всего, издержки производства крупной фирмы всегда меньше, чем издержки малой. В условиях второго ва­рианта увеличение капитала и труда приводит к сокращению сред­них издержек, т.е. в таких условиях растет средняя и предельная про­изводительность труда.

Фирмы стремятся к расширению объема производства для того, чтобы завоевать большую долю на рынке и таким образом обеспе­чить контроль над рынком.

Важным стимулом для расширения фирм является возможность изготавливать продукцию более широкого ассортимента. Это поз­воляет фирме справиться с возможными колебаниями рыночного спроса. Производственный процесс в крупных фирмах можно раз­бить на большее число специализированных операций.

Только на крупном предприятии можно полностью использо­вать габаритное капитальное оборудование: гигантские прессы для производства автомобилей, подъемные краны на строительных пло­щадках и т.д. В условиях малых предприятий такое оборудование большую часть времени будет простаивать.

При постоянном эффекте масштаба средняя и предельная про­изводительность не изменяются. Поэтому в данном случае безраз­лично, на каком предприятии будет использовано специализиро­ванное оборудование – на крупном или мелком.

При убывающей отдаче от расширения масштаба крупное пред­приятие будет нести убытки.

На рис. 10.7 на отрезке от нуля до точки А ­– положительный эф­фект масштаба. Изокванты приближаются друг к другу. При L=10 и К=2 производится 100 единиц продукции. При L=30 и К=6 про­изводится 500 единиц продукции. Факторы производства увеличи­лись в три раза, продукт – в пять раз. Для получения Q= 200 потре­бовалось увеличить факторы производства менее чем в два раза.

На рис. 10.8 на отрезке от нуля до В – отрицательный эффект масштаба. Изокванты удаляются друг от друга. При равном увели­чении каждого фактора производства общий продукт увеличивает­ся в меньшей степени. Так, двукратное увеличение объема выпуска потребовало увеличения труда L и капитала К в три раза (объем ка­питала увеличился до 6 единиц, труда – до 30 единиц, общий про­дукт составил 200 единиц).

На рис. 10.9 на отрезке от 0 до С – постоянный эффект масш­таба. С увеличением каждого фактора в одной и той же пропорции в той же пропорции увеличивается общий продукт (объем капита­ла увеличился до 6 единиц, труда – до 30 единиц, общий продукт составил 300 единиц).

Причинами отрицательного эффекта масштаба могут быть слож­ности управления в чрезмерно крупной фирме. С ростом размера предприятия возникают противоречия между интересами предпри­ятия в целом и его отдельных подразделений, труднее контролиро­вать выполнение решений, принятых руководством фирмы.

Эффект масштаба в разных отраслях имеет свою специфику. Так, в добывающих отраслях высокие показатели производительности труда только при очень большом выпуске продукции. Эти отрасли относят к естественным монополиям. Например, максимальная эффективность в нефтегазовой промышленности в большинстве случаев достигается при наличии в отрасли хотя бы одного крупно­го предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: