Микроэкономика
1 Ординалистский подход к поведению потребителя и виды кривых безразличия. Предельная норма замещения и ее свойства.
При ординалистском подходе от потребителя не требуется количественно измерять полезность того или иного блага. Ему достаточно мысленно расставить варианты потребляемых благ по степени их привлекательности. Максимизация полезности потребляемых благ достигается в данном случае методом выбора наиболее предпочтительного набора благ из всех доступных потребителю вариантов.
Анализ выбора потребителя в ординалистской концепции основывается на ряде предположений (аксиом). Назовем основные из них.
Аксиома о полной упорядоченности: потребитель способен сравнивать и ранжироватъ (упорядочи-вать) наборы благ и в итоге предпочесть один набор благ другому или признать их равноценными.
Аксиома о транзитивности выбора: если набор С предпочтительнее набора В, а набор В — набора А, то набор С будет предпочтительнее набора А. Это предположение позволяет однозначно ранжировать различные наборы благ независимо от очередности их попарного сравнения.
|
|
Аксиома о ненасыщаемост и: при прочих равных условиях потребитель всегда предпочтет большее количество блага меньшему.
Дан-е аксиомы «питают» ординалистскую теорию поведения потребителя, которая (так же, как кардиналистская концепция) полагает, что потреб-ль максимизирует суммарную полезность при заданном бюджетном ограничении. При ординалистском анализе потреб-го поведения использ-ся кривые безразличия.
Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей
Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.
Исходные аксиомы анализа
Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:
1. Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта
2. Аксиома непрерывности
Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.
3. Аксиома возможности выбора
Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).
|
|
4. Аксиома транзитивности
Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C.
То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C.
5. Аксиома ненасыщенности
Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.