Максимизация прибыли и особенности предложения конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке жирными линиями.

MR – предельный доход;

MC – предельные издержки

Рис. 1. Правило максимизации прибыли

Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F.

В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде:

P = MC.

На рис. 2 правило максимизации прибыли применено к процессу выбора оптимального объема производства для трех важнейших рыночных ситуаций.

Рис. 2. Оптимизация объема производства в условиях максимизации прибыли А), минимизации убытков Б), и прекращения производства В).

В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства цены и предельных издержек.

Рис. 2 показывает, как происходит выбор в условиях максимизации прибыли. Максимизирующая прибыль предприятия устанавливает объем своего производства на уровне Qo,, соответствующем точке пересечения кривых MR и MC. На рисунке она обозначена точкой О.

Особенности предложения конкурентной фирмы и отрасли изучаются в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде мощности предприятия не меняются, и у фирм, функционирующих в отрасли, недостаточно времени для реализации долгосрочных решений.

Цель анализа ситуации — определение объема производства отдельной конкурентной фирмы, при котором достигается максимальная прибыль (или минимальные убытки) при сложившейся на рынке цене выпускаемой ею продукции, т. е. определение оптимального объема производства.

Долгосрочный период предполагает, что фирма может реаги­ровать на изменение ситуации разными способами: увеличивая или уменьшая используемые производственные мощности; может меняться само количество фирм, действующих на рынке.

Таким образом, при совершенной конкуренции рынок всегда находится в состоянии равновесия, а размер выпуска про­дукции фирм оптимален. Однако это условие оптимальности не означает, что фирмы в любом случае получают прибыль. Все зави­сит от соотношения спроса и предложения. Если спрос высок, то высоки и равновесные цены. Следовательно, фирмы получают от­носительно большую прибыль. Если спрос снижается, то цены па­дают, а фирмам приходится либо приспосабливаться к низким це­нам (в том числе и неся убытки), либо уходить с рынка. В условиях совершенной конкуренции предложение отдельных фирм не ока­зывает воздействия на рыночное равновесие. Однако предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен, ресур­сов производства, природно-климатических факторов и т. п., может на него повлиять.

Эффективность конкурентных рынков состоит в распределении ограниченного количества ресурсов,чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.

Производственная эффективность означает,что каждый товар,включенный в состав выпускаемой продукции,произволится наименее дорогостоящим способом. Конкурентный рынок вынуждает фирмы в долгосрочном периоде вести производство при минимальных издержках.

Эффективность распределения ресурсов существует тогда,когда нельзя изменить производства,чтобы получить доп. чистую выгоду для общества. Ресурсы распередяляются так,что производилась продукция,состав котороц наилучшим образом предпочтениям потребителей. Равенство цены предельным издержкам обеспечивает эффективное распределение ресурсов.

Дополнительное свойство конкурентных рынков-способоность восстанавливать эффективность использования ресурсов,когда она нарушается. Ограниченность ранка чистой конкуренции состоит в том,рыночная система не регулирует распределение доходов,которое сожжет быть неравномерным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: