double arrow

Максимизация прибыли и особенности предложения монопольной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.


Монополия – фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющих близких заменителей – субститутов, и огражденная от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Виды монополий:

  1. естественная (официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения)
  2. экономическая, государственная (административная) (полная или частичная монополия государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль и т.п.) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета).
  1. Закрытая (монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательным закреплением за ней исключительных прав, которые не позволяют другим фирмам входить на отраслевой рынок, напр. санитарная служба, телеграф)

Особенность чистой монополии как модели рынка состоит в том, что одна фирма олициетворяет собой отрасль. Поэтому кривая рыночного спроса является одновременно и кривой спроса на продукт монополиста. ТО, фирма-монополист сталкивается с наклонной кривой спроса. Наклонная кривая спроса свидетельствует о том, что фирма располагает рыночной властью, а спрос на продукт фирмы-монополиста не является совершенно эластичным по цене, что принципиально отличает ее от совершенно конкуретной фирмы.




Кривая средней выручки AR(Q) совпадает с кривой рыночного спроса D и является кривой рыночных цен. При этом кривая предельной выручки MR(Q) будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Так как прибыль представляет собой разницу между величиной общей выручки TR(Q), то есть П = TR(Q) – TC(Q), то стремящаяся к максимизации прибыли фирма будет увеличивать предложение до тех пор, пока это будет способствовать увеличению общей выручки. Поскольку изменения величины общей вырчуки обусловлены изменениями в цене и количестве, то максимального уровня выручка достигает при объеме спроса, для которого ценовая эластичность становится единичной, а затем начинает снижаться. Из этого следует вывод о том, что монополист будет так регулировать свое предложение, чтобы всегда оставаться на эластичной части кривой спроса – той, которая лежит выше единичной эластичности.

Именно этот участок характеризуется положительными значениями предельной выручки MR(Q), которая становится нулевой при единисной эластичности спроса, свидетельствуя о маскимизации общей выручки. Но фирма максимизирует прибыль в соответствии с принципом равенства предельной выручки предельным издержкам производства (MR = MC). Поскольку с ростом объема предложения предельная выручка убывает, а предельные издержки растут, то выпуск, при котором максимизируется прибыль будет меньше выпуска, максимизирующего общую выручку. Следовательно, максимизирующий прибыль монополист будет увеличивать предложение до тех пор, пока предельная выручка будет больше предельных издержек, то есть при MR>MC, и сокращать - в случае MR<MC.



Все эти рассуждения подтверждают неверность заблуждения в том, что чистый монополист всегда получает экономическую прибыль. Успехи монополиста, как и конкурентной фирмы, зависят от рыночной ситуации. Монополизация отрасли не гарантирует фирме высокой прибыли.

В долгосрочном периоде монопольная фирма обеспечит равновесие в том случае, если сможет удержать контролируемую ею отрасль от проникновения в нее других фирм. Здесь прибыль никак не может играть роль приманки, т.к. вход в отрасль заблокирован входными барьерами. Чистый монополист, благодаря этим барьерам, может получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде.

Монополия лишена кривой предложения, т.к. сама назначает цену, а не принимает ее как данность. Решение об объеме выпуска неотделимо от кривой спроса, с которой сталкивается монопольная фирма.







Сейчас читают про: