Проблемы малых предприятий – заказчиков при размещении кооперационных заказов на крупных предприятиях

· Низкий уровень заинтересованности крупных предприятий в выполнении разовых некрупных заказов МП, что обусловлено несовпадением производственных планов малых и крупных предприятий, необходимостью оперативной подготовки производства, низкой рентабельностью малых заказов.

· Низкая скорость оценки заказов, заключения и исполнения договоров крупными предприятиями, что обусловлено сложной процедурой согласований, в некоторых случаях – условиями секретности.

· Сравнительно высокий уровень цен на выполнение производственных операций, что обусловлено высокими накладными расходами крупных предприятий, высокой стоимостью факторов производства – аренда, рабочая сила и др., во многих случаях низкой производительностью оборудования.

· Низкий уровень защищенности интеллектуальной собственности (чертежи и др) малых предприятий вынуждает МП дробить заказ на составные части с целью невозможности их воспроизведения одним поставщиком.

· В условиях финансового кризиса – понизившийся уровень платежеспособности МП, снижение уровня взаимного доверия контрагентов и др.

Очевидно, что значительная часть проблем, возникающих у малых предприятий при размещении кооперационных заказов на крупных предприятиях, вызвана объективными обстоятельствами. Крупные предприятия имеют собственные производственные планы, выполнение периодически возникающих разовых заказов от малых предприятий занимает далеко не самое важное место. Консолидация заказов малых предприятий для включения в производственные планы крупных предприятий практически неосуществима, что обусловлено мобильным характером деятельности МСП. В то же время, часть проблем может быть нивелирована или в значительной мере устранена за счет реализации совместных действий предприятий и органов исполнительной власти, реализации мер государственной и инфраструктурной поддержки.

Одним из возможных решений вопроса может стать определение крупными машиностроительными предприятиями неуникальных и несекретных производств (механообработка, заготовительное производство, обработка листа, испытательные участки и др.), предназначаемых, помимо выполнения плановых производственных задач предприятия, для выполнения заказов по внешней кооперации при условии для применения этих производств упрощенной процедуры согласования заказов и включения в калькуляцию затрат издержек, имеющих прямое отношение к выполнению заказа. При реализации этого подхода имеется возможность провести информационные мероприятия по продвижению таких конкурентоспособных производств и обеспечению их взаимодействия с МСП – заказчиками, а также по привлечению заказов региональных предприятий.

Размещение крупными предприятиями кооперационных заказов и постепенное включение малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных предприятий (поток заказов «от крупного предприятия – к малому»):

Практически все крупные предприятия для восполнении недостающих ресурсов и возможностей (для организации производства продукции, требующей новых технологий, а также в силу устарения оборудования, выбытия производственных кадров и др.) привлекают малые и средние предприятия для выполнения отдельных работ. При этом критерий размера предприятия – контрагента имеет вторичное значение по сравнению с группой критериев «цена/качество», каких-либо преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства при размещении коммерческих заказов крупных предприятий не предусмотрено.

Ряд малых и средних производственных предприятий располагает производственно – технологическими возможностями и опытом для участия в поставках комплектующих (производство изделий из металла, полимеров и резины, электронных узлов и блоков, электротехнических изделий и других), для различных видов машинотехнической продукции, в том числе для отраслей, предъявляющих повышенные требования к качеству. Таким образом, малые и средние предприятия при необходимой поддержке могут стать поставщиками комплектующих, узлов, партнерами в производстве различных видов продукции, производимой крупными промышленными предприятиями.

Выгоды крупных предприятий – заказчиков при размещении заказов на малых предприятиях:

· Использование необходимых технологий и ресурсов

· Снижение цены (в подавляющем большинстве случаев)

· Гибкость МСП – поставщиков, высокая скорость обработки и выполнения заказа

 

Тем не менее, по данному направлению также имеется ряд проблем, ограничивающих развитие перспективной и апробированной в международном масштабе модели производства. Это обусловлено такими факторами, как наличие у большинства предприятий собственных сохраненных производственных мощностей по всему производственному циклу и стремление руководителей по возможности сохранить и усилить собственное производство, сложностью организации взаимодействия с большим количеством территориально распределенных малых предприятий – поставщиков. Отсутствие прогнозируемого потока заказов со стороны крупных предприятий приводит к тому, что большинство производственных малых предприятий до сих пор в большей степени ориентированы на производство собственной продукции для конечного потребителя.

Проблемы крупных предприятий – заказчиков при размещении заказов на малых предприятиях:

· Отсутствие у большинства крупных предприятий необходимого организационного ресурса - системы взаимодействия с большим количеством поставщиков.

· Риски невыполнения заказа внешним поставщиком – малым предприятием в срок, в надлежащем качестве.

· Сложности поиска и отбора поставщиков, относительно низкий уровень подготовленности МП – поставщиков (технико – технологическая вооруженность, уровень подготовки персонала и др.).

· Риски несанкционированного использования поставщиком (копирования, изготовления контрафакта) интеллектуальной собственности (чертежи и др) предприятий – заказчиков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: