Участие малых и средних предприятий в субконтрактации

 

Малые и средние производственные предприятия с момента своего появления активно взаимодействуют с крупными предприятиями практически во всех аспектах своей деятельности. Изготовление и поставки комплектующих, выполнение кооперационных заказов могут быть отнесены к числу наиболее важных форм взаимодействия. 

 

К основным направлениям деятельности производственных МСП можно отнести следующие:

1. Заполнение ограниченных рыночных ниш продукцией, предназначенной для конечного пользователя (медицинско – техническое, ресурсосберегающее оборудование, товары повседневного спроса и др.). Основной объем продукции производится на основе собственных или закупаемых разработок и ноу-хау малого предприятия, на собственном оборудовании или (что чаще) с широким использованием кооперационных поставок (до 40 – 60 процентов в цене продукции по данным анкетных опросов). Малые и средние предприятия этой группы составляют подавляющее большинство в структуре производственного малого и среднего бизнеса города Москвы и многих других субъектов Российской Федерации. Фактически, МСП начинает выполнять роль головного предприятия – контрактора. При наличии временно свободных мощностей предприятия этой группы активно стараются получить заказы крупных предприятий для дозагрузки (до 30 процентов в общем объеме производства по данным анкетных опросов), сохраняя при этом ориентацию на производство собственных видов продукции.

2. Участие в субконтрактных поставках комплектующих, выполнение заказов крупных предприятий (субконтрактные поставщики). Продукция производится в соответствии с требованиями и по чертежам заказчика (в некоторых случаях используются собственные разработки МП), на собственном оборудовании, с использованием кооперационных поставок по недостающим технологическим переделам, а также при необходимости расширения производства. Количество специализированных субконтрактных малых и средних предприятий в Москве, как и в других регионах РФ пока относительно не велико, уровень их соответствия требованиям крупных предприятий – заказчиков сильно варьируется (от поставщиков комплектующих на конвейер автосборочных производств до МП, располагающих универсальным оборудованием и берущихся за разовые небольшие заказы).

Таким образом, можно выделить два основных направления кооперационного взаимодействия малых и крупных промышленных предприятий:

1. Использование ресурсов и возможностей крупных промышленных предприятий малыми и средними предприятиями для разработки и производства собственной продукции (поток заказов «от малого предприятия – к крупному»). Этот подход в использовании кооперационных связей в наибольшей степени используется малыми предприятиями первой группы (производителями продукции, предназначенной для конечного потребителя).

2. Размещение крупными предприятиями кооперационных заказов и постепенное включение малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных предприятий (поток заказов «от крупного предприятия – к малому»). Это направление производственной кооперации является наиболее предпочтительным с точки зрения перехода крупных предприятий к субконтрактной модели производства.

 

Использование ресурсов и возможностей крупных промышленных предприятий малыми и средними предприятиями для разработки и производства собственной продукции (поток заказов «от малого предприятия – к крупному»):

По первому направлению взаимодействие фактически осуществляется, начиная с момента возникновения малых предприятий. Малые предприятия, не располагая в полном объеме собственными производственными, организационными и кадровыми ресурсами, успешно восполняют этот недостаток за счет использования ресурсов и возможностей крупных предприятий. Предназначенное для производства изделие, как правило, разделяется на составные части, заказы на их изготовление размещаются на крупных предприятиях. Далее осуществляются финишные операции, и изделие направляется потребителям. Данный подход позволяет малым предприятиям концентрироваться на развитии ключевых компетенций, таких как знание рынка и использование ноу-хау, не вкладывая значительных средств в закупку дорогостоящего оборудования, найм и обучение персонала по всем необходимым производственным переделам.

Взаимодействие с крупными предприятиями, выступающими в данной ситуации в роли поставщиков, субподрядчиков имеет ряд осложняющих факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: