Функции производственной логистики

Управление материальными потоками на предприятии предполагает выполнение следующих функций:

· координация действий участников логистического процесса;

· организация материальных потоков в производстве;

· планирование материальных потоков;

· контроль над ходом процесса товародвижения в рамках внутрипроизводственной логистической системы;

· регулирование хода выполняемых работ.

Задачи производственной логистики

1.  управление материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и другие.

2.  обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда и непрерывная занятость рабочих мест.

3. Распределительная логистика и ее задачи. Логистика и маркетинг.

Распределительная (сбытовая) логистика ориентирована на обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса, а также служит неотъемлемой частью общей логистической системы, обеспечивая наиболее эффективную организацию распределения производимой про­дукции. Она охватывает всю цепь распределения системы: мар­кетинг, транспортировку, складирование и др.

Главное направление — рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.

Распределительная логистика отвечает за оптимизацию про­цесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.

Задачи распределительной логистики:

·   планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в после производственный период;

·  управление товарными запасами;

·  получение заказов на поставку продукции и их эффектив­ной обработке;

·  комплектация, упаковка и выполнение ряда других логи­стических операций по подготовке товарных потоков к ге­нерации;

·  организация рациональной отгрузки;

·  управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;

·  планирование, организации и управлении логистическим сервисом.

Маркетинг и логистика взаимодействуют в основ­ном в системе сбыта. Взаимосвязи настолько сильны, что иногда бывает трудно разделить сферы их действия, и логистику часто воспринимают как другую половину мар­кетинга. Прямая взаимосвязь существует по таким со­ставляющим маркетингового комплекса, как продукт, место и цена (затраты).

Маркетинг определяет стратегические цели, а логи­стика по фактору «цена» оказывает прямое влияние на их достижение. Логистические операции по рациональ­ному выбору вида транспорта, перевозчика, оптимальной маршрутизации могут значительно сократить издержки в системе дистрибьюции и расширить возможности марке­тинговой ценовой политики. Затраты в дистрибьюции на складирование, грузопереработку и, особенно, транспорт­ные расходы по размерам сопоставимы с себестоимостью производства и влияют на цены товаров. Логистика помо­гает реализовать маркетинговые схемы ценообразования.

Интересы маркетинга и логистики пересекаются по продуктовым характеристикам, прежде всего, в отношении ассортимента продукции. Определяемый маркетин­говой стратегией ассортимент может изменить структуру логистических цепей, виды транспортных средств и спо­соб транспортировки. Это может привести к повышению логистических издержек, цены товара и, в конечном сче­те, снизить ожидаемую маркетингом прибыль от измене­ния ассортимента.

4. Основные функции и задачи складов в логистических системах. Логистический процесс на складе.

Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определённую структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.

Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. Основные задачи логистики складирования: размещение складской сети; складирование и подготовка грузов для поставок (производ­ственные и другие услуги); целенаправленное управление товарными запасами; организация процесса складских поставок. Складское хозяйство играет большую роль в логистике складирования. В большинстве логистических систем роль его состоит не столько в хранении, сколько в распределении продукции на основе заданных критериев. Склады играют важную роль на всех уровнях народного хозяйства. На общегосударственном уровне экономики создание складской системы сталкивается не с техническими, а с экономическими, стратегическими и социальными аспектами. На региональном уровне актуальность складов велика в связи с развитием и созданием территориально-производственных комплексов. На местном уровне складской инфраструктуры схема размещения и работа системы складов напрямую влияют на грузопотоки и транспорт промышленных районов и узлов. На уровне предприятия склады влияют на общий ритм и организацию основных процессов производства на предприятиях.

Функции склада:

1. Концентрация и хранение запасов, обеспечение непрерывного производства или снабжение при ограничении, связанном с источником ресурсов и колебаниями потребительского спроса.

2. Консолидация грузов (объединение грузов в более крупную смешанную партию отправки потребителям, территориально расположенным в одном районе сбыта). Схема

3. Разукрупнение грузов (сортировка на более мелкие партии, предназначенные нескольким заказчикам).

4. Управление ассортиментным состоянием (накопление и формирование ассортимента продукции в ожидании заказов потребителей с последующей их сортировкой в соответствии с заказами).

5. Комплектация партии грузов (пересортировка партии грузов, полученных от поставщиков и их консолидация в партии отправки потребителям).

6.  Предоставление услуг:

- материальных (доставка, маркировка, фасовка, упаковка)

- организационно-коммерческих (заключение договоров с транспортными агентствами, предоставление взаймы хранимых товаров, реализация излишних материальных ценностей)

- складских (хранение материальных ценностей, сортировка, сдача в аренду складских площадей)

- транспортно-эксплуатационных (экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки)

Логистический процесса на складе – упорядоченная во времени последовательность логистических операций, интегрированных функции снабжения запасами, переработки грузов и физического распределения заказа. Логистический процесс на складе включает в себя:

1. снабжение запасами; Координация службы закупки осущ-ся в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок.

2.  контроль за поставками; Учёт и контроль за поступлением запасов и оправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объёма склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.

3. разгрузка и приёмка грузов; При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключённого договора.

4. внутрискладская транспортировка;

5. складирование и хранение

6. комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка; Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей

7. транспортировка и экспедиция заказов

8. сбор и доставка порожних товароносителей

9. информационное обслуживание склада

10. Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов

5. Сущность и задачи транспортной логистики. Транспортное обеспечение логистических процессов.

Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки.

Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств. Затраты на эти операции составляют примерно половину от суммы затрат на логистику. С учетом данного подхода к транспорту как части логистической цепи, логистика коммерции рассматривается в разных аспектах:

1) с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;

2) с точки зрения организации перевозок от грузопроизводителя до получателя;

3) с учетом интересов клиента; важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение.

Основные задачи транспортной логистик:

— создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

— совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

— обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

— совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

— выбор вида транспортного средства;

— выбор типа транспортного средства;

— определение рациональных маршрутов доставки. По назначению выделяют две основные группы транс­порта:

Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса.

Транспорт состоит из двух подсистем:

1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности в перевозках грузов и пассажиров. Его часто называют магистральным - железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, транспортные средства, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является составной частью производственных систем.

Транспортное обеспечение – это работа, сопряженная с движением, перемещением грузов и пассажиров, оказанием погрузочно-разгрузочных услуг и услуг по хранению.

Технология перевозок заключается в последовательности технологических операций при выполнении транспортного процесса.

Экспедиционное обеспечение является частью процесса движения товаров от производителя к потребителю и включает ряд дополнительных работ, без которых перевозочный ход не может быть начат и окончен.

Стратегическое управление.

2. Методы стратегического анализа в деятельности организации (SWOT-анализ, модель конкурентных сил М. Портера).

SWOT-анализ

При использовании метода SWOT формируется матрица, увязывающая сильные и слабые аспекты организации с теми угрозами и возможностями, которые имеют место быть в перспективе.

Основная задача рассматриваемого метода - предоставить структурированное видение ситуации, применительно к которой необходимо принимать то или иное решение. Выводы, сделанные на основе результатов SWOT-анализа, имеют исключительно описательный характер без предоставления рекомендаций или определения приоритетов.

Преимущества SWOT-анализа заключаются в том, что он позволяет достаточно просто, в правильном разрезе взглянуть на положение компании, товара или услуги в отрасли, и поэтому является наиболее популярным инструментом в управлении рисками и принятии управленческих решений.

 Портер

Конкурентный анализ отрасли по Майклу Портеру помогает определить интенсивность и выраженность конкурентных сил в отрасли, найти такую позицию, в которой компания будет максимально защищена от влияния конкурентных сил и сможет со своей стороны оказывать влияние на них.

Золотое правило теории пяти сил конкуренции Майкла Портера заключается следующем: чем слабее влияние конкурентных сил, тем больше возможностей к получению высокой прибыли в отрасли имеет компания. И наоборот, чем выше влияние конкурентных сил, тем выше вероятность, что ни одна компания не в состоянии будет обеспечить высокую прибыльность от капиталовложений. А средняя прибыльность отрасли определяется наиболее влиятельными конкурентными силами.

3. Матричный анализ диверсифицированного портфеля компании (Матрица БКГ, матрица Мак-Кинзи).

Матрица БКГ (BCG Matrix) – инструмент стратегического портфельного анализа положения на рынке товаров, компаний и подразделений исходя из их рыночного роста и занимаемой доли на рынке.

Являясь простым, но эффективным инструментом, она позволяет выявить наиболее перспективные и, напротив, самые "слабые" продукты или подразделения предприятия. Построив матрицу БКГ, менеджер или маркетолог получает наглядную картину, на основе которой он может принять решение о том, какие товары (подразделения, ассортиментные группы) стоит развивать и беречь, а какие следует ликвидировать.

ЗВЕЗДЫ. Они обладают самыми высокими темпами рыночного роста и занимают большую долю на рынке. Они популярны, привлекательны, перспективны, быстро развиваются, но при этом требуют значительных инвестиций в себя. Потому они и "Звезды". Рано или поздно рост "Звезд" начинает замедляться и тогда они превращаются в "Дойных коров".

ДОЙНЫЕ КОРОВЫ (они же "Денежные мешки"). Для них характерна большая доля рынка, при низком темпе его роста. Затратных инвестиций "Дойные коровы" не требуют, принося при этом стабильный и высокий доход. Этот доход компания использует для финансирования других продуктов. Отсюда и название, эти продукты буквально "доят".

ДИКИЕ КОШКИ (известные также как "Темные лошадки", "Трудные дети", "Проблемы" или "Знаки вопроса"). У них все наоборот. Относительная доля рынка маленькая, но темпы роста продаж – высокие. Чтобы увеличить их рыночную долю требуются большие усилия и затраты. Поэтому компания должна провести тщательный анализ матрицы БКГ и оценить, способны ли "Темные лошадки" стать "Звездами", стоит ли в них вкладываться. В общем, картина в их случаев очень неясная, а ставки высоки, потому они и "Темные лошадки".

ДОХЛЫЕ СОБАКИ (или "Хромые утки", "Мертвый груз"). У них все плохо. Низкая относительная доля на рынке, низкие темпы роста рынка. Доход приносимый ими и рентабельность малы. Обычно они самоокупаются, но не более того. Перспектив нет. От "Дохлых собак" следует избавляться или хотя бы прекратить их финансирование, если без них можно обойтись (может быть такая ситуация, когда они необходимы для "Звезд", например).

 

Матрица GE, или матрица Мак-Кинзи используется при оценке привлекательности отдельных стратегических хозяйственных единиц на базе двух координат: ось Х характеризует силу позиции стратегической хозяйственной единицы в отрасли, ось Y — привлекательность отрасли. Отметим, что каждая из данных координат определяется с учетом нескольких параметров.

Для оси Х — конкурентные преимущества бизнес-области.

Определим ключевые факторы успеха для каждой бизнес-области.

Удельный вес (относительная значимость) каждого фактора.

Ставим оценку по каждому фактору. 5 — если продукт имеет очень сильную конкурентную позицию в аналогичной отрасли, 1 — если очень слабая конкурентная позиция.

Для оси Y — привлекательность бизнес-области как отрасли.

Алгоритм аналогичен.

Выберем параметры, по кᴏᴛᴏᴩым будет оцениваться привлекательность отрасли.

В результате анализа с помощью матрицы МакКинси дается хороший анализ портфеля продукции.

Анализируемые бизнес-единицы отражаются в виде кружков с центрами на пересечении ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих им значениям. Отметим, что каждый кружок ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует общему объему продаж на некᴏᴛᴏᴩом рынке.

Образуются три области: победители; проигравшие; средняя область (по диагонали).

Основной принцип метода — увеличивать инвестиции в бизнес-области в привлекательных отраслях, если компания имеет конкурентные преимущества по ним, и, наоборот, сокращать вложения, если позиции самого рынка продукта или компании на нем оказываются слабыми.

5. Корпоративные стратегии диверсификации.

Диверсификация – это стратегия выхода на товарный рынок, отличный от текущих товарных рынков фирмы.

Преимущества диверсификации:может быть необходима для того, чтобы фирма могла выжить в течение продолжительного времени; ведет к синергии; способствует эффективному использованию избытка средств; предоставляет организации более широкий набор продуктов или услуг.

Выделяют 6 стратегий диверсификации:

Стратегия вхождения в новую отрасль. Формами вхождения в новую отрасль являются: поглощение (Позволяет очень быстро проникать на целевой рынок, устанавливать связи с поставщиками, обеспечивать сразу достаточно большой объем производства, позволяет сразу осуществлять крупные вложения в рекламу и каналы сбыта); создание новой компании (Сначала выбирается отрасль, в которой затем откроется новая компания. Здесь существуют все барьеры для вхождения в данную отрасль); совместное предприятие (эффективно в трех типах ситуаций. Во-первых, совместное предприятие выгодно тогда, когда рискованно или неэкономично делать что-то в одиночку. Во-вторых, совместные предприятия удобны, когда объединение ресурсов нескольких компаний создает синергетический эффект в конкурентных преимуществах, необходимых для достижения успеха. В-третьих, совместные предприятия с иностранными партнерами иногда являются единственной возможностью преодолеть импортные квоты, тарифы, национальные политические интересы и культурные барьеры).

Стратегия диверсификации в родственные отрасли. Такая диверсификация проводится в отрасли, обладающие определенным стратегическим соответствием. Стратегическое соответствие существует в том случае, когда различные фирмы имеют достаточно схожее производство.

Стратегия диверсификации в неродственные отрасли. Ключевым вопросом диверсификации в неродственные или несвязанные отрасли является определение размера корпоративного портфеля. То есть сколько предприятий сможет корпорация успешно держать под контролем. Для ответа на него рекомендуется определить, с одной стороны, наименьшую, а с другой – наибольшую диверсификацию, которые позволяли бы корпорации достичь приемлемых темпов роста и нормы прибыли, а также успешного руководства своими компаниями. Оптимальный вариант, как правило, лежит между двумя этими крайностями.

Стратегия свертывания и ликвидации. Избавиться от предприятия можно двумя способами: 1. Материнская компания может просто выйти из этого бизнеса, как в финансовом, так и административном плане, сохранив часть акций или полностью избавившись от них. 2. Корпорация может непосредственно продать предприятие на сторону, но в этом случае необходимо найти покупателя.

Стратегия реструктурирования, восстановления и экономии. Корпоративная стратегия восстановления направлена на возрождение убыточных предприятий. Корпоративная стратегия экономии ориентирована на сокращение масштаба диверсификации и уменьшение количества предприятий. Стратегия реструктуризации портфеля представляет собой радикальный пересмотр состава и процентных соотношений в деловом портфеле корпорации.

Стратегии многонациональной диверсификации. Их отличает большое количество предприятий в портфеле и большое количество охваченных национальных рынков. Целью их стратегической координации является максимальное использование ресурсов и возможностей корпорации для обеспечения стабильных конкурентных преимуществ в каждой сфере деятельности и на каждом национальном рынке.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: