Основные модели выхода фирмы на зарубежные рынки

По степени ответственности и риска методы выхода на зарубежные рынки разделяют на следующие группы:

международная торговля;

совместная предпринимательская деятельность;

лицензирование;

контракты под ключ;

иностранные инвестиции.

Международная торговля.

Принято рассматривать шесть методов международной торговли:

Прямой экспорт (импорт) - совершение международной торговой сделки непосредственно между производителем/продавцом и покупателем/потребителем/пользователем.

Косвенный экспорт (импорт) - совершение международной торговой сделки через посредника, благодаря более высокой коммерческой квалификации, которого у компании нет необходимости концентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на первом этапе выхода на зарубежный рынок.

Кооперативный экспорт (импорт) - совершение международной торговой сделки через особого посредника, представляющего собой некоторую организационную форм бизнеса, созданную группой инициаторов этой сделки, совершение которой каждым отдельным участником указанной группы представляется невозможным, слишком рискованным и/или экономически неэффективным.

Встречная торговля - выделяется как метод в силу особенностей подготовки, сопровождения и завершения таких международных коммерческих сделок, оплата по которым проводится без использования твердой валюты, либо лишь частично покрывается валютой, т.е. заметно отличается и обосабливается способом и процедурой осуществления международных сделок.

Международные аукционы, биржи и торги - проведение торговых операций через специальные институты.

Международный лизинг - различают два основных вида лизинга - оперативный и финансовый. Оперативный лизинг характеризуется более коротким, чем срок службы оборудования, сроком лизингового соглашения и неполной амортизацией оборудования за время аренды, после чего лизинговое соглашение может быть продлено или возвращено лизеру. Финансовый лизинг, являющийся формой международной коммерческой операции, которая осуществляется в рамках косвенного метода (трехсторонний характер сделки), характеризуется средне и долгосрочным характером лизинговых соглашений, амортизацией полной или большей части стоимости оборудования. Международный лизинг может быть прямым и косвенным. Прямой международный лизинг в зависимости от направления движения объекта лизинга подразделяется:

экспортный лизинг - лизинговое соглашение, согласно которому лизер, представленный либо отечественным/резидентным производителем/владельцем оборудования, либо отечественной/резидентной лизинговой компанией, предоставляет объект лизинга зарубежному лизи;

импортный лизинг - лизинговое соглашение, согласно которому отечественный лизи получает объект лизинга от зарубежного лизера, представленного либо нерезидентной лизинговой компанией, либо нерезидентным производителем/владельцем оборудования.

Совместная предпринимательская деятельность

Еще одним направлением выхода на зарубежный рынок является соединение усилий с коммерческими предприятиями страны-партнера с целью создания производственных и маркетинговых мощностей. Совместная предпринимательская деятельность отличается от экспорта тем, что формируется партнерство, в результате которого за рубежом создаются те или иные производственные мощности. От прямого инвестирования ее отличает то, что в стране партнере формируется объединение с какой-либо местной организацией.

Лицензирование

Это один из наиболее простых путей вовлечения производителя в международный маркетинг. Компания (лицензиар) вступает в соглашение с другой компанией (лицензиатом) на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета или какой-то иной ценностной значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж (роялти). Обычно лицензиар обязан предоставить техническую информацию и помощь, а лицензиат - эффективно использовать полученные права и уплачивать лицензиару определенную сумму.

Для выбора именно этой формы проникновения на зарубежный рынок существует несколько причин:

1. Экономическая - новая продукция или технологический процесс часто влияют лишь на часть общего выпуска продукции фирмы и только в течение ограниченного периода.

Объем продаж может оказаться не настолько большим, чтобы окупилось создание за границей производственных мощностей и системы сбыта. Кроме того, существует опасность, что в период развертывания производства конкуренты усовершенствуют технологию, в результате чего компания потеряет преимущество.

С другой стороны, фирма, уже действующая за границей, может располагать возможностями производства и продажи продукции с меньшими издержками и меньшей длительностью подготовительного периода. В этом случае для лицензиара снижается риск, связанный с эксплуатацией предприятия и содержанием материально-технических запасов. Для лицензиата лицензионное соглашение может обойтись дешевле, чем разработка аналогичной технологии собственными силами.

2. Стратегическая - крупные компании с диверсифицированным производством постоянно пересматривают и изменяют ассортимент своей продукции, чтобы своевременно сосредоточивать свои усилия там, где их сильные стороны наилучшим образом сочетаются с высокоприбыльным бизнесом. При этом речь может идти о видах продукции или технологиях, которые для самих компаний не представляют интереса, но могут быть с выгодой переданы другим.

3. Политико-правовая - лицензирование может оказаться выходом при наличии торговых ограничений или ограничений на приобретение иностранцами собственности в стране лицензиате; в то же время лицензирование способно защитить активы. Это может быть важно по двум причинам. Во-первых, многие страны не обеспечивают достаточную защиту иностранной собственности, например торговых марок, патентов или авторских прав. Для предотвращения пиратского захвата такого рода активов, являющихся частной собственностью, компании иногда заключают лицензионные соглашения с местными фирмами, которые потом следят за тем, чтобы никто другой не использовал соответствующий актив в стране. Во-вторых, некоторые страны обеспечивают защиту лишь в тех случаях, когда в течение конкретного периода зарегистрированный международными организациями актив применяется на местном уровне.

Потенциальные недостатки лицензирования в том, что в этом случае компания располагает меньшим контролем над лицензиатом, чем над своим вновь созданным предприятием. Кроме того, по окончании срока лицензии компания-лицензиар может обнаружить, что лицензиат превратился в ее конкурента, имея в своем распоряжении передовую технологию и ноу-хау.

Франчайзинг

Франчайзинг - это способ деятельности, при котором франшизер (продавец) передает франшизе (покупателю) право на использование своей торговой марки, которая важна для бизнеса покупателя и с помощью которой продавец оказывает постоянную помощь покупателю в его бизнесе, выходящую за рамки формальных отношений между ними. Во многих случаях франшизер берет на себя и функцию снабжения.

Наиболее распространенный способ (около 60% случаев) проникновения франшизера в другую страну заключается в выборе главной франшизы и передаче этой организации (как правило, местной) прав в стране или регионе. Затем основной покупатель открывает собственную торговлю или торговлю через субфраншиз. После расчетов с ними главная франшиза перечисляет установленную процентную долю франшизеру.

Примерно в 20% случаев франшизеры проникают на иностранные рынки, заключая договоры непосредственно с франшизами за границей. Иногда это оказывается непростым делом, так как франшизер может знать о стране недостаточно, чтобы местные предприниматели решились на инвестиции. Поэтому более распространен вариант с открытием некоторого числа торговых точек в другой стране, которые служат "приманкой" для местных потенциальных покупателей.

Управленческие контракты

В этом случае фирма предоставляет зарубежному партнеру ноу-хау в области управления, а тот обеспечивает необходимый капитал. Таким образом, компания экспортирует не товар, а скорее управленческие услуги.

Контракты на управление заключаются при возникновении ситуаций трех типов. В ситуации первого типа иностранные инвестиции экспроприированы страной-получателем, а бывшему владельцу предлагают продолжить управление предприятием, пока обучаются местные менеджеры. В этом случае организационная структура управления может остаться в основном прежней, но изменится состав правления фирмы. Выгоды от заключения управленческих контрактов в подобных ситуациях могут быть следующими:

упрощение вывода ресурсов из страны в дополнение к условиям, согласованным в ходе переговоров об экспроприации;

завоевание расположения местных властей, что делает возможным продолжение деловых операций в стране;

обеспечение постоянного доступа к сырьевым или другим ресурсам страны.

К ситуации второго типа относятся контракты на управление новым коммерческим проектом, в этом случае подряжаемая компания может продать предприятию значительную часть своего оборудования.

В ситуациях третьего типа иностранной компании предлагают взять на себя управление с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

С точки зрения страны-получателя контракты на управление устраняют потребность в прямых инвестициях как средстве, обязательном для получения управленческой помощи. С точки зрения компании, предоставляющей управленческие услуги, контракты помогают избежать риска утраты капитала, когда прибыль на инвестиции слишком низка, а капитальные затраты непомерно велики. Контракт на управление может служить также средством приобретения иностранного опыта поставщиком, благодаря чему возрастает потенциал интернационализации его деятельности.

Негативными сторонами управленческих контрактов являются обучение потенциальных конкурентов; ухудшение отношений компании с заказчиком при возникновении таких проблем, как смена политики, неэффективность работы в начальный период или недостаточно быстрое обучение менеджеров.

Контракты "под ключ"

Проекты "под ключ" подразумевают заключение контракта на строительство предприятий, которые передаются за установленную плату владельцу, когда достигнута полная их готовность к эксплуатации. Компании, реализующие подобные проекты, чаще всего являются производителями промышленного оборудования; они же поставляют часть оборудования по проекту. Особенно часто такими проектами занимаются строительные компании. Иногда в такой роли выступают консалтинговые фирмы или изготовители оборудования, если они не находят в стране другого подходящего объекта для инвестиций.

В качестве заказчика часто выступает государственное учреждение, решившее производить определенный вид продукции на месте. Как и в случае управленческого контракта, компания, строящая объект "под ключ", может создать собственными руками будущего конкурента. Тем не менее, многие компании готовы проектировать и строить объекты в других странах, особенно когда существуют ограничения на иностранную собственность.

К важнейшим условиям контрактов "под ключ" относятся следующие:

цена контракта;

финансирование экспорта;

качество технологии и управления;

опыт и репутация компании.

Платежи по проектам "под ключ" осуществляются поэтапно, по мере выполнения намеченных работ. Первоначальный платеж обычно составляет 10 - 25% стоимости контракта, 50 - 65% выплачивается в ходе выполнения намеченных работ, остальное когда предприятие фактически работает в соответствии с условиями контракта.

Иностранные инвестиции

Наиболее полной формой вовлечения в деятельность на зарубежном рынке является помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных и производственных предприятий. Смысл прямых заграничных инвестиций определяется так называемой концепцией контроля. Она заключается в том, что иностранный инвестор, вкладывая средства в покупку или строительство предприятий за рубежом, контролирует в дальнейшем принятие управленческих решений на этом предприятии. Причем для этого вовсе не обязательно иметь 100%-ую долю собственности в нем, даже небольшой процент акций может оказаться достаточным для установления контроля над принятием управленческих решений.

С другой стороны и полный пакет акций не обеспечивает абсолютного контроля: если правительство диктует, кого компания должна нанимать, что должна продавать по определенной цене и как будут распределяться доходы. Но не только правительства могут создавать угрозу контролю акционеров. Если какие-то ресурсы, необходимые для деятельности компании, не регулируются ее владельцами, то те, кто контролируют эти ресурсы, могут оказывать значительное воздействие на компанию.

По мере накопления компанией опыта экспортной работы и при достаточно большом объеме зарубежного рынка производственные предприятия за границей дают ей явные выгоды:

компания может сэкономить деньги за счет более дешевой рабочей силы или более дешевого сырья, за счет льгот, предоставляемых иностранными правительствами зарубежным вкладчикам, за счет сокращения транспортных расходов и т. д.;

создавая рабочие места, компания обеспечивает себе и более благоприятный образ в стране-партнере;

у компании устанавливаются более глубокие отношения с государственными органами, клиентами, поставщиками и дистрибьюторами принимающей страны, что дает возможность лучше приспосабливать свои товары к местной маркетинговой среде;

компания сохраняет полный контроль над своими капиталовложениями и, следовательно, может разрабатывать такие политические установки в области производства и маркетинга, которые будут отвечать ее долговременным задачам в международном масштабе.

Совместные предприятия

Предприятие совместного владения возникает как объединение усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала. Если рассматривать строгое определение, то совместное предприятие (СП) это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя иди большим числом компаний, частных лиц или организаций, которые объединяют свои усилия с целью расширения активности, направленной на создание долгосрочного прибыльного бизнеса.

Среди возможных целей создания предприятий с иностранными инвестициями (СП) выделяют следующие:

получение современных зарубежных технологий (по сравнению с лицензированием практически одинаково выигрывают обе стороны);

расширение экспорта продукции: выход на внешний рынок;

факторы финансового порядка, такие как снижение издержек на сбыт продукции, снижение затрат на производство продукции за счет использования внутрифирменных или трансфертных цен;

возможность использования имеющихся в распоряжении одного из участников СП ресурсов по ценам значительно ниже цен мирового рынка.

Совместные предприятия классифицируются по следующим признакам:

в зависимости от участия иностранного капитала;

в зависимости от организационно-правовой формы предприятия;

в зависимости от масштабов предпринимательской деятельности (крупные, средние и малые).

Основными отличительными чертами совместных предприятий являются:

ориентация на долгосрочное сотрудничество сторон (5 - 10 лет и более);

объединение собственности партнеров, в том числе денежных средств, зданий и сооружений, машин и оборудования и т. п., для достижения общей цели;

совместное формирование уставного фонда;

совместное формирование органов управления СП независимо от органов, учредивших СП;

распределение прибыли СП между его учредителями, как правило, пропорционально их вкладу в уставной фонд;

совместный риск и совместная ограниченная ответственность партнеров.

Финансовый менеджмент.

1. Финансовый риск как объект управления. Виды предпринимательского риска. Способы оценки риска. Различные методы анализа рисков. Организация управления рисками.

Под финансовыми рисками понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижения прибыли, доходов, потери капитала и т.п.) в ситуации неопределенности условий финансовой деятельности организации.

 

Финансовые риски подразделяются на три вида:

1 группа финансовых рисков. К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.

 

Инфляционный риск характеризуется возможностью обесценения реальной стоимости каптала (в форме денежных активов), а также ожидаемых доходов и прибыли организации в связи с ростом инфляции.

 

Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижения доходов.

 

Валютные риски - опасность валютных потерь в результате изменения курса валютной цены по отношению к валюте платежа в период между подписанием внешнеторгового, внешнеэкономического или кредитного соглашения и осуществлением платежа по нему.

 

2 группа финансовых рисков. Инвестиционный риск выражает возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия. В соответствии с видами этой деятельности выделяются и виды инвестиционного риска: риск реального инвестирования; риск финансового инвестирования (портфельный риск); риск инновационного инвестирования.

 

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков:

 

Риск снижения финансовой устойчивости. Этот риск генерируется несовершенной структурой капитала (чрезмерной долей используемых заемных средств).

 

Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия.

 

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

 

Риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности: биржевой риск - представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.; селективный риск - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля; риск банкротства - представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам; кредитный риск.

 

Портфельный риск - заключается в вероятности потери по отдельным типам ценных бумаг, а также по всей категории ссуд. Портфельные риски подразделяются на финансовые, риски ликвидности - это способность финансовых активов оперативно обращаться в наличность; системные - связан с изменением цен на акции, их доходностью, текущим и ожидаемым процентом по облигациям, ожидаемыми размерами

3 группа финансовых рисков. К рискам, связанным с формой организации хоз. деятельности, относятся:

 

- авансовые

 

-оборотные риски.

 

Авансовые риски возникают при заключении любого контракта, если по нему предусматривается поставка готовых изделий против денег покупателя.

 

Оборотный риск - предполагает наступление дефицита финансовых ресурсов в течение срока регулярного оборота: при постоянной скорости реализации продукции у предприятия могут возникать разные по скорости обороты финансовых ресурсов.

 

Системный риск- связан с изменением цен на акции, их доходностью, текущим и ожидаемым процентом по облигациям, ожидаемыми размерами дивиденда и дополнительной прибылью, вызванными общерыночными колебаниями. Он объединяет риск изменения процентных ставок, риск изменения общерыночных цен и риск инфляции и поддается довольно точному прогнозу, так как теснота связи (корреляция) между биржевым курсом акции и общим состоянием рынка регулярно и довольно достоверно регистрируется различными биржевыми индексами.

 

 

Оценка уровня риска является одним из важнейших этапов риск – менеджмента, так как для управления риском его необходимо прежде всего проанализировать и оценить. В экономической литературе существует множество определения этого понятия, однако в общем случае под оценкой риска понимается систематический процесс выявления факторов и видов риска и их количественная оценка, то есть методология анализа рисков сочетает взаимодополняющие количественный и качественный подходы.

 

Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются:

 

- бухгалтерская отчетность предприятия.

 

- организационная структура и штатное расписание предприятия.

 

- карты технологических потоков (технико-производственные риски);

 

- договоры и контракты (деловые и юридические риски);

 

- себестоимость производства продукции.

 

- финансово-производственные планы предприятия.

 

Выделяются два этапа оценки риска: качественный и количественный.

 

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

 

- определение потенциальных зон риска;

 

- выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;

 

- прогнозирование практических выгод и возможных негативных последст- вий проявления выявленных рисков.

 

Основная цель данного этапа оценки — выявить основные виды рисков, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказаться от претворения в жизнь определенного решения.

 

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа, то есть оцениваются только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения.

 

Методы управления риском.

 

Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском, до минимума. В целом методы защиты от финансовых рисков могут быть классифицированы в зависимости от объекта воздействия на два вида: физическая защита, экономическая защита. Физическая за­щита заключается в использовании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, за­щита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и т.д.

 

Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.

 

Кроме того, общеизвестны основные методы управления риском: уклонение, управление активами и пассивами, диверсификация, страхование, хеджирование.

 

1. Уклонение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства уклонение от риска обычно является отказом от прибыли. Включает в себя также поглощение и лимитирование.

2. Управление активами и пассивами преследует цель тщательной балансировки наличных средств, вложений и обязательств, с тем чтобы свести к минимуму изменения чистой стоимости. Теоретически в этом случае не возникает необходимости в отвлечении ресурсов для образования резерва, внесения страхового платежа или открытия компенсирующей позиции, т.е. применения иного метода управления рисками.

3. Диверсификация является способом уменьшения совокупной подверженности риску за счет распределения средств между различными активами, цена или доходность которых слабо коррелированы между собой (непо­средственно не связаны). Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать. Тем не менее диверсификация считается наиболее обоснованным и относи­тельно менее издержкоемким способом снижения степени фи­нансового риска.

4. Наиболее важным и самым распространенным приемом сниже­ния степени риска является страхование риска. По своей природе страхование является формой предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения. Таким образом, происходит передача большей части риска от страхователя к страховщику. Страхование риска есть по существу передача определённых рисков страховой компании за определённую плату. Выигрышем в проекте является отсутствие непредвиденных ситуаций в обмен на некоторое снижение прибыльности. Для страхования характерны: целевое назначение создавае­мого денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на по­крытие потерь в заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отношений; возвратность средств.

5. Хеджирование (англ. heaging - ограждать) используется в бан­ковской, биржевой и коммерческой практике. В отечественной литературе тер­мин «хеджирование» применяется в широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммер­ческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) то­варов в будущих периодах. Хеджирование предназначено для снижения возможных потерь вложений вследствие рыночного риска и реже кредитного риска. Хеджирование представляет собой форму страхования от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки. Как и в случае страхования, хеджирование требует отвлечения дополнительных ресурсов.

 

2. Учет фактора времени в оценке затрат и будущих доходов: метод аннуитета, метод наращивания, метод дисконтирования.

Влияние фактора времени следует учитывать в предпринимательских расчетах по следующим причинам:

из-за наличия инфляционных процессов, приводящих к обесцениванию денег, изменению их покупательной способности, которая является различной в различные моменты времени при равной номинальной стоимости;

из-за обращения денежных средств в виде капитала и получения дохода с оборота, так как один и тот же капитал, имеющий большую скорость оборота, обеспечивает большую величину дохода.

Формула учета влияния фактора времени

Для определения будущих доходов или затрат применяется формула наращения сложных процентов:

— начальная оценка вложения;

— коэффициент дисконтирования (процентная ставка, норма доходности);

— вложения к концу периода времени.

С учетом фактора времени можно решать следующие задачи:

прогнозировать будущие распределенные во времени затраты и результаты предпринимательской деятельности;

определять коэффициент дисконтирования (процентную ставку, норму доходности) при известных начальных и прогнозируемых будущих затратах и результатах.

Фактор времени усиливает действие фактора неопределенности. В общем случае основные виды неопределенности возникают по следующим причинам:

быстрое изменение внешней среды во времени;

отсутствие сведений о состоянии внешней среды в различные моменты времени;

недостаточная информация о функционировании в будущем;

отсутствие единого мнения у участников бизнес-проекта в отдельные периоды времени;

наличие конфликтных ситуаций среди участников бизнес-про- екта;

возникновение антагонизма между предпринимателем и внешней средой.

Для целей оценки временной стоимости затрат и доходов используются следующие методы: метод наращивания; метод дисконтирования; метод аннуитета.

Метод наращивания

Метод наращивания – это метод приведения денежной суммы к будущему уровню. Он же называется методом сложения процентов и определяет процесс реинвестирования капитала вместе с доходом на него для получения еще большего дохода в следующих периодах.

Индекс приведения к будущему уровню определяется следующей формулой:

F1 = (1 + Int)t,

где Int – процентная ставка / 100 или ставка процента или норма доходности, t – расчетный период (год) или число лет, за которое производится суммирование дохода.

Зная настоящую стоимость и индекс приведения можно определить будущую денежную стоимость:

БС = НС х F1, где F1 – индекс приведения к будущему уровню, НС – начальная (нынешняя, текущая) стоимость, БС – будущая денежная сумма (будущая стоимость).

Метод аннуитета для случая наращивания – приведение к будущему уровню денежной суммы, полученной в виде равномерных поступлений в n-ое число периодов.

Индекс приведения к будущему периоду методом аннуитета:

n – 1

F 2 = ∑ (1 + Int)t

t = 0

Зная настоящую стоимость и индекс приведения можно определить будущую денежную стоимость:

БС = НС х F2.

Метод дисконтирования

Метод дисконтирования – это метод приведения денежной суммы будущего периода к текущему. Для этого надо ожидаемую к получению в будущем сумму уменьшить на доход, нарастающий за определенный срок, по правилу сложных процентов.

Индекс приведения к текущему уровню определяется по следующей формуле:

 

F3=1/(1+ Int)t

Зная будущую денежную сумму и ставку процента, можно определить современную стоимость этой денежной суммы по формуле:

НС = БС х F3.

Метод аннуитета – для случая приведение к текущему уровню. денежной суммы, планируемой к получению в виде равномерных годовых поступлений в будущих периодах, Индекс приведения к настоящему периоду ежегодных равномерных поступлений будущих периодов:

 

n −1

1

 

F 4 = ∑

 

(1 + Int)

t
t =1  

 

3. Основные приёмы анализа финансовой отчетности. Методика анализа финансового положения предприятия с использованием финансовых коэффициентов.

При проведении анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности используется ряд стандартных приемов, среди которых выделяются 6 основных:

горизонтальный анализ, целью которого является выявление абсолютных и относительных изменений статей отчетности. Основной экономический прием, используемый в ходе такого анализа – это сравнение;

вертикальный или структурный анализ, представляющий собой отображение структуры финансового отчета в виде относительных показателей, в качестве которых выступают удельные веса. Именно на основе изменения структуры имущества или капитала организации можно сделать вывод о действительных изменениях, произошедших в их составе;

трендовый анализ, представляющий собой сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя. В ходе трендового анализа рассчитываются следующие относительные величины динамики:

цепные и базисные темпы роста и прироста;

среднегодовые темпы роста;

коэффициентный анализ – расчет относительных финансовых показателей (коэффициентов), представляющих собой соотношение различных статей отчетности;

факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым, т. е. предусматривающим дробление результативного показателя на составные части, так и обратным, посредством которого осуществляется комплексная оценка результатов функционирования;

сравнительный (пространственный) анализ – это внутрихозяйственный анализ показателей отчетности по структурным подразделениям предприятия, а также межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями, например, других фирм-конкурентов.

Финансовые коэффициенты представляют собой относительные показатели финансового состояния организации, рассчитываемые в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин используются усредненные показатели данной организации прошлых периодов; среднеотраслевые или средненароднохозяйственные значения показателей; значения показателей, рассчитанные по данным отчётности наиболее удачливого конкурента. Такие величины фактически выполняют роль нормативов для финансовых коэффициентов

Система относительных финансовых коэффициентов по экономическому смыслу может быть подразделен на ряд характерных групп:

1) показатели оценки рентабельности организации, эффективности управления или прибыльности продукции, деловой активности или капиталоотдачи;

2) показатели оценки рыночной устойчивости;

3) показатели оценки ликвидности баланса как основы платежеспособности;

4) показатели платежеспособности.

Рассмотрим основные из каждой группы.

1. Финансовые коэффициенты рентабельности активов и собственного капитала.

Рентабельность активов и её основные факторы - рентабельность продаж и капиталоотдача (отдача активов) являются фундаментом всех других показателей финансового состояния и непосредственно определяют рыночную устойчивость.

Финансовые коэффициенты рыночной устойчивости во многом базируются на показателях рентабельности организации, эффективности управления и деловой активности.

2.1. Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния организации, его независимости от заемных источников средств является коэффициент автономии, равный доле источников собственных средств в общем итоге баланса.

Нормальное ограничение означает, что все обязательства организации могут быть покрыты ее собственными средствами. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости организации, снижении риска финансовых затруднений в будущих периодах.

2.2. Коэффициент автономии дополняет коэффициент соотношения заемных и собственных средств (), равный отношению величины обязательств организации к величине ее собственных средств («плечо финансового рычага»). Нормальное ограничение для коэффициента соотношения заемных и собственных средств: 

2.3. Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств () вычисляется делением оборотных активов (раздел II актива) на иммобилизованные активы (раздел I актива).

В случае наличия в разделе II актива баланса иммобилизации оборотных средств его итог уменьшается при расчете на ее величину, а знаменатель показателя (иммобилизованные средства) увеличивается, так как отвлечение мобильных средств из оборота снижает реальное наличие собственных оборотных средств организации.

2.4. Весьма существенной характеристикой устойчивости финансового состояния является коэффициент маневренности, равный отношению собственных оборотных средств организации к общей величине источников собственных средств. Он показывает, какая часть собственных средств организации находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать ими.

2.5. В соответствии с той определяющей ролью, какую играют для анализа финансовой устойчивости абсолютные показатели обеспеченности организации средствами источников формирования запасов, одним из главных относительных показателей устойчивости финансового состояния является коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками формирования, равный отношению величины собственных оборотных средств к сумме раздела II актива баланса организации ().

Его нормальное ограничение в развитой рыночной экономике имеет следующий вид: 

2.6. Важную характеристику структуры средств организации дает коэффициент имущества производственного назначения, равный отношению суммы стоимостей основных производственных средств, капитальных вложений, нематериальных активов, запасов к итогу баланса ().

На основе данных хозяйственной практики нормальным считается следующее ограничение показателя: 

В случае снижения значения показателя ниже критической границы целесообразно привлечение долгосрочных заемных средств для увеличения имущества производственного назначения, если финансовые результаты в отчетном периоде не позволяют существенно пополнить источники собственных средств.

2.7. Для характеристики структуры источников средств организации наряду с коэффициентами автономии, соотношения заемных и собственных средств, маневренности следует использовать также частные показатели, такие как коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, равный отношению величины долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме источников собственных средств организации и долгосрочных кредитов и займов. Он позволяет приближенно оценить долю заемных средств при финансировании капитальных вложений.

2.8. Коэффициент краткосрочной задолженности выражает долю краткосрочных обязательств организации в общей сумме обязательств.

2.9. Коэффициент автономии источников формирования запасов показывает долю собственных оборотных средств в общей сумме основных источников формирования запасов.

2.10. Коэффициент кредиторской задолженности и прочих пассивов выражает долю кредиторской задолженности и прочих пассивов в общей сумме обязательств организации.

Для оценки платежеспособности организации используются три относительных показателя ликвидности, которые различаются набором ликвидных средств и рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Приводимые ниже нормальные ограничения показателей ликвидности получены на основе статистической обработки эмпирических данных, экспертных опросов, математического моделирования и т.д.

3.1. Мгновенную ликвидность (платежеспособность) предприятия характеризует коэффициент абсолютной ликвидности. Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть предприятие за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых.

3.2. Ликвидность предприятия с учётом предстоящих поступлений от дебиторов характеризует коэффициент промежуточного покрытия или коэффициент критической ликвидности. Он показывает, какую часть текущей задолженности предприятия может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности

3.3. Наконец, если в состав ликвидных средств включаются также запасы, то получается коэффициент текущей ликвидности или коэффициент общего покрытия. Теоретически он равен отношению стоимости всех оборотных (мобильных) средств организации (за вычетом расходов будущих периодов и иммобилизации по статьям раздела II актива баланса) к величине краткосрочных обязательств.

4.1. Общая платежеспособность организации определяется как способность покрыть все обязательства организации (краткосрочные и долгосрочные) всеми ее активами

4.2. Коэффициент платежеспособности за период характеризуется дробью, в числителе – сумма остатков денежных средств на начало периода и поступление денег за период, а в знаменателе – величина расхода денег за период. Коэффициент рассчитывается как прогнозный по смете движения денежных средств (за год, квартал и месяц) и также фактически по форме № 4 бухгалтерской отчётности за год и любой другой период по бухгалтерским данным.

4.3. Степень платежеспособности по текущим обязательствам – принят в практике анализа в качестве приоритетного критерия определения платежеспособности организаций. Этот показатель определяется как отношение текущих заемных средств организации к среднемесячной выручке. Последняя вычисляется по валовой выручке, включающей выручку от продаж за отчетный период (по оплате), НДС, акцизы и другие обязательные платежи, деленной на количество месяцев в отчетном периоде.

 

4. Понятие денежного потока и характеристика его видов. Принципы управления денежными потоками предприятия. Планирование денежных потоков.

Осуществление практически всех видов финансовых операций предприятия генерирует определенное движение денежных средств в форме их поступления или расходования. Это движение денежных средств функционирующего предприятия во времени представляет собой непрерывный процесс и определяется понятием "денежный поток".

Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью.

Концепция денежного потока предприятия как самостоятельного объекта финансового управления еще не получила достаточного отражения не только в отечественной, но и в зарубежной литературе по вопросам финансового менеджмента. Прикладные аспекты этой концепции рассматриваются обычно лишь в составе вопросов управления остатками денежных активов, управления формированием финансовых ресурсов и антикризисного управления предприятием при угрозе банкротства.

Даже финансовая отчетность, характеризующая движение денежных средств предприятия в динамике, относительно недавно введена в систему международных стандартов бухгалтерского учета (в нашей стране такая отчетность находится в стадии становления).

Вместе с тем, денежные потоки предприятия во всех их формах и видах, а соответственно и совокупный его денежный поток, несомненно являются важнейшим самостоятельным объектом финансового менеджмента, требующим углубления теоретических основ и расширения практических рекомендаций. Это определяется той ролью, которую управление денежными потоками играет в развитии предприятия и формировании конечных результатов его финансовой деятельности.

Высокая роль эффективного управления денежными потоками предприятия определяется следующими основными положениями:

 

1. Денежные потоки обслуживают осуществление хозяйственной деятельности предприятия практически во всех ее аспектах. Образно денежный поток можно представить как систему "финансового кровообращения" хозяйственного организма предприятия. Эффективно организованные денежные потоки предприятия являются важнейшим симптомом его "финансового здоровья", предпосылкой достижения высоких конечных результатов его хозяйственной деятельности в целом.

 

2. Эффективное управление денежными потоками обеспечивает финансовое равновесие предприятия в процессе его стратегического развития. Темпы этого развития,финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяются тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени. Высокий уровень такой синхронизации обеспечивает существенное ускорение реализации стратегических целей развития предприятия.

 

3. Рациональное формирование денежных потоков способствует повышению ритмичности осуществления операционного процесса предприятия. Любой сбой в осуществлении платежей отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции и т.п. В то же время эффективно организованные денежные потоки предприятия, повышая ритмичность осуществления операционного процесса, обеспечивают рост объема производства и реализации его продукции.

 

4. Эффективное управление денежными потоками позволяет сократить потребность предприятия в заемном капитале. Активно управляя денежными потоками можно обеспечить более рациональное и экономное использование собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников, снизить зависимость темпов развития предприятия от привлекаемых кредитов.Особую актуальность этот аспект управления денежными потоками приобретает для предприятий, находящихся на ранних стадиях своего жизненного цикла, доступ которых к внешним источникам финансирования довольно ограничен.

 

5. Управление денежными потоками является важным финансовым рычагом обеспечения ускорения оборота капитала предприятия. Этому способствует сокращение продолжительности производственного и финансового циклов, достигаемое в процессе результативного управления денежными потоками, а также снижение потребности в капитале, обслуживающем хозяйственную деятельность предприятия. Ускоряя за счет эффективного управления денежными потоками оборот капитала, предприятие обеспечивает рост суммы генерируемой во времени прибыли.

 

6. Эффективное управление денежными потоками обеспечивает снижение риска неплатежеспособности предприятия. Даже у предприятий, успешно осуществляющих хозяйственную деятельность и генерирующих достаточную сумму прибыли, неплатежеспособность может возникать как следствие несбалансированности различных видов денежных потоков во времени. Синхронизация поступления и выплат денежных средств, достигаемая в процессе управления денежными потоками предприятия, позволяет устранить этот фактор возникновения его неплатежеспособности.

 

7. Активные формы управления денежными потоками позволяют предприятию получать дополнительную прибыль, генерируемую непосредственно его денежными активами.

Речь идет в первую очередь об эффективном использовании временно свободных остатков денежных средств в составе оборотных активов, а также накапливаемых инвестиционных ресурсов в осуществлении финансовых инвестиций. Высокий уровень синхронизации по объему и во времени поступлений и выплат денежных средств позволяет снижать реальную потребность предприятия в текущем и страховом остатках денежных средств, обслуживающих операционный процесс, а также резерв инвестиционных ресурсов, формируемый в процессе осуществления реального инвестирования. Таким образом, эффективное управление денежными потоками предприятия способствует формированию дополнительных инвестиционных ресурсов для осуществления финансовых инвестиций, являющихся источником прибыли. Рассмотренные аспекты подтверждают тезис о необходимости выделения денежных потоков предприятия в самостоятельный объект финансового управления с соответствующим структурным и кадровым обеспечением этого управления.

 

Понятие "денежный поток предприятия" является агрегированным, включающим в свой состав многочисленные виды этих потоков, обслуживающих хозяйственную деятельность. В целях обеспечения эффективного целенаправленного управления денежными потоками они требуют определенной классификации. Такую классификацию денежных потоков предлагается осуществлять по следующим основным признакам:

 

1. По масштабам обслуживания хозяйственного процесса выделяются следующие виды денежных потоков:

 

• денежный поток по предприятию в целом^Это наиболее агрегированный вид денежного потока, который аккумулирует все виды денежных потоков, обслуживающих хозяйственный процесс предприятия в целом;

 

• денежный поток по отдельным видам хозяйственной деятельности предприятия! Этот вид денежного потока характеризует результат дифференциации совокупного денежного потока предприятия в разрезе отдельных видов его хозяйственной деятельности;

 

• денежный поток по отдельным структурным подразделениям (центрам ответственности) предприятия. Такая дифференциация денежного потока предприятия определяет его как самостоятельный объект управления в системе организационно-хозяйственного построения предприятия;

 

• денежный поток по отдельным хозяйственным операциям. В системе хозяйственного процесса предприятия такой вид денежного потока следует рассматривать как первичный объект самостоятельного управления.

Управление денежными потоками является одним из главных направлений деятельности компании. Управление денежным потоком включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т. д.

Управление денежными потоками любой коммерческой организации является важной составной частью общей системы управления ее финансовой деятельностью.

Управление денежными потоками позволяет решать разнообразные задачи финансового менеджмента и подчинено его главной цели.

Основной целью управления денежными потоками является обеспечение финансового равновесия предприятия в процессе его развития путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств и их синхронизации во времени.

Управление денежными потоками предполагает анализ этих потоков, учет движения денежных средств, разработку плана движения денежных средств. В мировой практике денежные потоки обозначается как «cash flow».

 

Процесс управления денежными потоками предприятия

Процесс управления денежными потоками предприятия базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

 

1. Принцип информативной достоверности. Как и каждая управляющая система, управление денежными потоками должно быть обеспечено необходимой информационной базой. Источником информации для проведения анализа движения денежных потоков, прежде всего, является отчет о движении денежных средств (ранее форма 4 баланса), сам бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к балансу.

 

2. Принцип обеспечения сбалансированности. Управление денежными потоками предприятия имеет дело со многими видами и разновидностями денежных потоков предприятия. Их подчиненность единым целям и задачам управления требует обеспечения сбалансированности денежных потоков предприятия по видам, объемам, временным интервалам и другим существенным характеристикам. Реализация этого принципа связана с оптимизацией денежных потоков предприятия в процессе управления ими.

 

3. Принцип обеспечения эффективности. Денежные потоки характеризуются существенной неравномерностью поступления и расходования денежных средств в разрезе отдельных временных интервалов, что приводит к формированию объемов временно свободных денежных средств. По существу эти временно свободные остатки денежных средств носят характер непроизводительных активов (до момента их использования в хозяйственном процессе), которые теряют свою стоимость во времени, от инфляции и по другим причинам. Реализация принципа эффективности в процессе управления денежными потоками заключается в обеспечении эффективного их использования путем осуществления финансовых инвестиций предприятия.

 

4. Принцип обеспечения ликвидности. Высокая неравномерность отдельных видов денежных потоков порождает временный дефицит денежных средств, который отрицательно сказывается на уровне его платежеспособности. Поэтому в процессе управления денежными потоками необходимо обеспечивать достаточный уровень их ликвидности на протяжении всего рассматриваемого периода. Реализация этого принципа обеспечивается путем соответствующей синхронизации положительного и отрицательного денежных потоков в разрезе каждого временного интервала рассматриваемого периода.

 

С учетом рассмотренных принципов организуется конкретный процесс управления денежными потоками предприятия.

 

Система управления денежными потоками

Если объектом управления выступают денежные потоки предприятия, связанные с осуществлением различных хозяйственных и финансовых операций, то субъектом управления является финансовая служба, состав и численность которой зависит от размера, структуры предприятия, количества операций, направлений деятельности и других факторов:

 

в малых предприятиях главный бухгалтер часто совмещает функции начальника финансового и планового отделов;

 

в средних – выделяются бухгалтерия, отдел финансового планирования и оперативного управления;

 

в крупных компаниях структура финансовой службы существенно расширяется – под общим руководством финансового директора находятся бухгалтерия, отделы финансового планирования и оперативного управления, а также аналитический отдел, отдел ценных бумаг и валют.

 

Что же касается элементов системы управления денежными потоками, то к ним следует отнести финансовые методы и инструменты, нормативно-правовое, информационное и программное обеспечения:

 

среди финансовых методов, оказывающих непосредственное воздействие на организацию, динамику и структуру денежных потоков предприятия, можно выделить систему расчетов с дебиторами и кредиторами; взаимоотношения с учредителями (акционерами), контрагентами, государственными органами; кредитование; финансирование; фондообразование; инвестирование; страхование; налогообложение; факторинг и др.;

финансовые инструменты объединяют деньги, кредиты, налоги, формы расчетов, инвестиции, цены, векселя и другие инструменты фондового рынка, нормы амортизации, дивиденды, депозиты и прочие инструменты, состав которых определяется особенностями организации финансов на предприятии;

нормативно-правовое обеспечение предприятия состоит из системы государственных законодательно-нормативных актов, установленных норм и нормативов, устава хозяйствующего субъекта, внутренних приказов и распоряжений, договорной базы.

В современных условиях необходимым условием успеха бизнеса является своевременное получение информации и оперативное реагирование на нее, поэтому важным элементом управления денежными потоками предприятия является внутрифирменная отчетность.

 

Таким образом, система управления денежными потоками на предприятии – это совокупность методов, инструментов и специфических приемов целенаправленного, непрерывного воздействия со стороны финансовой службы предприятия на движение денежных средств для достижения поставленной цели.

 

Планирование денежных потоков предприятия

Одним из этапов управления денежными потоками является этап планирования. Планирование денежных потоков помогает специалисту определить источники денежных средств и оценить их использование, а также выявить ожидаемые денежные потоки, а значит, перспективы роста организации и ее будущие финансовые потребности.

Основная задача составления плана движения денежных средств – проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную потребность в заемных средствах. План движения денежных средств может быть составлен прямым либо косвенным способом.

 

5. Прогнозирование банкротства. Финансовые коэффициенты, определяющие критерии банкротства.

Диагностика несостоятельности (банкротства) организации выражает систему финансового анализа, направленного на исследование признаков кризисного развития организации по данным финансовой отчетности.

Диагностика банкротства включает две подсистемы:

- экспресс-диагностика банкротства;

- фундаментальная (прогнозная) его диагностика. Экспресс-диагностику осуществляют по данным оперативного финансового анализа. При экспресс - диагностике финансового состояния организации для предупреждения ее возможного банкротства целесообразно использовать дополнительные показатели. В качестве таких показателей предлагают использовать следующие:

1. Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ):

  (1)

 

Из краткосрочных обязательств исключают такие статьи V раздела бухгалтерского баланса, как «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов», «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов». Рекомендуемое значение показателя равно 2.

2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС):

 

(2)

где СК - собственный капитал;

ДО - долгосрочные обязательства;

BOA - внеоборотные активы;

OA - оборотные активы.

Рекомендуемое значение показателя равно 0,1

 

3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (КВП) характеризуется отношением расчетного КТЛ к его нормативному значению, равному двум. Расчетный КТЛ определяют как сумму его фактического состояния на конец отчетного периода и изменения


    (3)

этого показателя между окончанием и началом отчетного периода вплатежеспособности (6 и 3 месяца):

Рекомендуемое значение коэффициента восстановления платежеспособности равно 1 и, рассчитанный на период 6 месяцев, свидетельствует о наличии у организации реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

Коэффициент восстановления платежеспособности менее 1 рассчитанный на 6 месяцев свидетельствует о том, что у организации нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

4. Коэффициент утраты платежеспособности (КУП) вычисляют по формуле:


(4)

Коэффициент утраты платежеспособности со значением более 1 рассчитанный на период 3 месяца свидетельствует о наличии реальной возможности у организации не утратить свою платежеспособность.

Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение менее 1 и определенный на период 3 месяца, свидетельствует о том, что у организации имеется реальная перспектива утратить платежеспособность в ближайшее время.

Принятие решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а организации - неплатежеспособной осуществляют, если коэффициент текущей ликвидности менее 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами менее 0,1.

Помимо рассмотренных коэффициентов, позволяющих установить несостоятельность организации, существуют и другие критерии, дающие возможность прогнозировать потенциальное банкротство:

- Неудовлетворительная структура активов (имущества) организации, которая выражается в росте доли труднореализуемых активов (сомнительной дебиторской задолженности; запасов с длительными сроками хранения; готовой продукции, не пользующейся спросом у покупателей);

- Замедление оборачиваемости оборотных активов и ухудшение состояния расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и др

- Сокращение периода погашения кредиторской задолженности при замедлении оборачиваемости оборотных активов;

- Тенденция к вытеснению в составе обязательств «дешевых» заемных средств более «дорогими» и их неэффективное размещение в активе баланса и т.д.

Фундаментальную диагностику банкротства осуществляют с помощью общепринятых коэффициентов финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности.



Логистика

1. Сущность, цели и задачи закупочной логистики

Закупочная логистика — это деятельность, отвечающая за управление потоком товаров (или сырья) для снабжения предприятия ресурсами в максимально короткие сроки с наибольшей коммерческой выгодой.

Она отвечает на вопросы:

1. Что закупить?

2. Сколько закупить?

3. У кого закупить?

4. На каких условиях закупить?

Основная цель закупочной логистики — создание надежной системы поставки материальных ценностей в организацию для удовлетворения спроса с максимальной эффективностью (лучшее качество по минимальным ценам).

Основные задачи закупочной логистики –

1. Выявление потребностей, планирование закупок. Выявление внутрифирменных потребителей, расчет потребности.

2. Составление перечня требований к закупкам (вес и размер продукта, упаковка, частота завоза)

3. Выбор наиболее выгодного решения: закупить или изготовить самостоятельно;

4. Определить, выгоднее закупать у посредника или у производителя.

5. Выбор поставщика.

6. Согласование стоимости товара, проведение переговоров с поставщиком; Заключение договора.

7. Определение необходимых складских помещений;

8. Оформление заказа; Оплата;

  1. Организация доставки и экспедирования;
  2. Составление графика поставок;
  3. Согласование плана снабжения с другими подразделениями своего предприятия (со складом, производством, отделом сбыта),

2. Основные понятия и сущность производственной логистики.

 

Производственная логистика -это функциональная область логистики, осуществляющая управление внутренними материальными и другими экономическими потоками (сервисными, информационными, финансовыми, кадровыми), возникающими в процессе создания товаров (услуг), их упорядочением и рациональной организацией

Целью производственной логистики является:

· обеспечение своевременного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства, в соответствии с планами производства и реализации Готовой Ппродукцией или заказами потребителей.

· снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования материальных потоков в технологических процессах производства готовой продукции.

Объектом логистики являются потоковые и материальные процессы (материальный поток, материальные услуги).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: