Классификация цен с учётом базисных условий поставки товаров

В мировой практике базисные условия поставки определяются специальным документом «Инкотермс - 2010» - сборником международных правил толкования торговых терминов, разрабатываемым и публикуемым Международной торговой палатой.

Учёт базисных условий поставки товаров при формировании цен осуществляется путём распределения расходов на их товародвижение между продавцом и покупателем. Чем меньше расходов принимает на себя продавец, тем структурно менее полной считается цена, и наоборот, Виды и структура цен с учётом базисных условий поставки товаров представлены в таблицах 7.1 и 7.2.

 


Таблица 7.1 - Распределение расходов при различных видах цен по условиям «Инкотермс – 2010»

Базисные условия поставки товаров Проверка, упаковка, марки- ровка Погрузка на транс- портное средство Доставка до основ- ного пере-возчика Экспорт- ные фор- мально- сти Страхова- ние основ ной пере- возки Погрузка на основ- ной тран- спорт Оплата основного транс- порта Выгруз- ка Импорт- ные фор-мально- сти Доставка от основ- ного перевоз-чика Выгрузка на складе покупа- теля
EXW Пр. Пок. Пок.. Пок. Пок. Пок. Пок. Пок. Пок. Пок. Пок.
FCA Пр. Пр. Пр. Пок. Пок. Пр./Пок. Пок. Пок. Пок. Пок. Пок.
FAS Пр. Пр. Пр. Пр. Пок. Пок. Пок. Пок. Пок. Пок. Пок.
FOB Пр. Пр. Пр. Пр. Пок. Пр. Пок. Пок. Пок. Пок. Пок.
CFR Пр. Пр. Пр. Пр. Пок. Пр. Пр. Пр./Пок. Пок. Пок. Пок.
CIF Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр./Пок. Пок. Пок. Пок.
CPT Пр. Пр. Пр. Пр. Пок. Пр. Пр. Пр./Пок. Пок. Пок. Пок.
CIP Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр./Пок. Пок. Пок. Пок.
DAF Пр. Пр. Пр. Пр. Пр./Пок. Пр. Пр. Пок. Пок. Пок. Пок.
DES Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пок. Пок. Пок. Пок.
DEQ Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пок. Пок.
DDU Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пок. Пр. Пр.
DDP Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр. Пр Пр. Пр. Пр. Пр.

 

Примечание: Пр. – данные расходы принимает на себя продавец; Пок. – данные расходы принимает на себя покупатель.

 


Таблица 7.2 - Перечень базисных условий поставки товаров в договорах

купли-продажи «Инкотермс - 2010»

Наименование термина Сокращённое наименование Вид транспорта
Группа Е – Отправление 1. Франко-завод (название места) Группа F – Основная перевозка не оплачена 2. Франко-перевозчик (название места отгрузки) 3. Франко-вдоль борта судна (название порта отгрузки) 4. Франко-борт (название порта отгрузки) Группа С – Основная перевозка оплачена 5. Стоимость и фрахт оплачены до (название порта назначения) 6. Стоимость, страхование и фрахт оплачены до (название порта назначения) 7. Фрахт/перевозка оплачены до (название места назначения) 8. Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (название места назначения) Группа D – Прибытие 9. Поставка до границы (название места поставки) 10. Поставка с судна (название порта назначения) 11. Поставка с пристани с оплатой пошлины (название порта назначения) 12. Поставка без оплаты пошлины (название места назначения) 13. Доставлено с оплатой пошлины (название места назначения)   EXW   FCA   FAS   FOB   CFR   CIF   CPT   CIP     DAF   DES   DEQ   DDU   DDP     Любой   Любой   Водный   Водный   Водный   Водный   Любой   Любой     Любой   Водный   Водный   Любой   Любой  

 

В таблицах цены располагаются сверху вниз по мере нарастания структурной полноты. Цены, структурно менее полные (группы Е и F), используются, как правило, при заключении сделок на поставку товаров, производство которых сосредоточено в одном или небольшом числе пунктов, а сеть потребления очень широкая. Доставлять товар до каждого покупателя продавцу невыгодно и зачастую невозможно. Такая ситуация, например, существует при поставках угля, зерна, нефтепродуктов в цистернах и т. п.

Структурно более полные цены (группы С и D) используются при поставках:

1) специальной продукции, потребительские свойства которой зависят от условий транспортировки и от качества монтажа у потребителя;

2) стандартной продукции с использованием специального транспорта (нефть по трубопроводам часто поставляется на условиях CIP);

3) любых типов продукции, когда продавец ведет политику завоевания рынка данного товара. В этом случае он старается контролировать все стадии движения товара до конечного потребителя.

В российской коммерческой практике, наряду с условиями «Инкотермс», в некоторых сферах (в основном в сырьевых отраслях) при внутренних поставках используются традиционные отечественные правила формирования цен с учётом базисных условий поставки. Это находит отражение в системе франкирования цен. Условия «франко» означают, до какого пункта на пути продвижения товара от изготовителя к потребителю транспортные и погрузочно-разгрузочные работы включены в цену. Система цен с учётом условий «франко» показана на рисунке 19.

Из данного рисунка ясна роль транспортного (географического) фактора в формировании цен. Так, при цене «франко-склад поставщика» все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конечного пункта назначения покупатель оплачивает сверх цены приобретения товара. При такой цене покупатель заинтересован в приобретении товаров в близлежащих географических пунктах. Цена «франко-склад поставщика» близка к цене EXW по условиям «Инкотермс – 2010».


 



Расходы, включаемые в цену товара

Цена продукции на складе поставщика Расходы по доставке продукции до станции отправления Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления Расходы по транспор- тировке продукции до станции назначения Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения Расходы по доставке продукции от станции назначения до склада покупателя
Цена франко-склад поставщика

Цена франко-станция

отправления

Цена франко-вагон станция отправления

Цена франко-вагон станция назначения

Цена франко-станция назначения



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: