В мировой практике базисные условия поставки определяются специальным документом «Инкотермс - 2010» - сборником международных правил толкования торговых терминов, разрабатываемым и публикуемым Международной торговой палатой.
Учёт базисных условий поставки товаров при формировании цен осуществляется путём распределения расходов на их товародвижение между продавцом и покупателем. Чем меньше расходов принимает на себя продавец, тем структурно менее полной считается цена, и наоборот, Виды и структура цен с учётом базисных условий поставки товаров представлены в таблицах 7.1 и 7.2.
Таблица 7.1 - Распределение расходов при различных видах цен по условиям «Инкотермс – 2010»
Базисные условия поставки товаров | Проверка, упаковка, марки- ровка | Погрузка на транс- портное средство | Доставка до основ- ного пере-возчика | Экспорт- ные фор- мально- сти | Страхова- ние основ ной пере- возки | Погрузка на основ- ной тран- спорт | Оплата основного транс- порта | Выгруз- ка | Импорт- ные фор-мально- сти | Доставка от основ- ного перевоз-чика | Выгрузка на складе покупа- теля |
EXW | Пр. | Пок. | Пок.. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. |
FCA | Пр. | Пр. | Пр. | Пок. | Пок. | Пр./Пок. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. |
FAS | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. |
FOB | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пок. | Пр. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. |
CFR | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пок. | Пр. | Пр. | Пр./Пок. | Пок. | Пок. | Пок. |
CIF | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр./Пок. | Пок. | Пок. | Пок. |
CPT | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пок. | Пр. | Пр. | Пр./Пок. | Пок. | Пок. | Пок. |
CIP | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр./Пок. | Пок. | Пок. | Пок. |
DAF | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр./Пок. | Пр. | Пр. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. |
DES | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пок. | Пок. | Пок. | Пок. |
DEQ | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пок. | Пок. |
DDU | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пок. | Пр. | Пр. |
DDP | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. |
Примечание: Пр. – данные расходы принимает на себя продавец; Пок. – данные расходы принимает на себя покупатель.
Таблица 7.2 - Перечень базисных условий поставки товаров в договорах
купли-продажи «Инкотермс - 2010»
Наименование термина | Сокращённое наименование | Вид транспорта |
Группа Е – Отправление 1. Франко-завод (название места) Группа F – Основная перевозка не оплачена 2. Франко-перевозчик (название места отгрузки) 3. Франко-вдоль борта судна (название порта отгрузки) 4. Франко-борт (название порта отгрузки) Группа С – Основная перевозка оплачена 5. Стоимость и фрахт оплачены до (название порта назначения) 6. Стоимость, страхование и фрахт оплачены до (название порта назначения) 7. Фрахт/перевозка оплачены до (название места назначения) 8. Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (название места назначения) Группа D – Прибытие 9. Поставка до границы (название места поставки) 10. Поставка с судна (название порта назначения) 11. Поставка с пристани с оплатой пошлины (название порта назначения) 12. Поставка без оплаты пошлины (название места назначения) 13. Доставлено с оплатой пошлины (название места назначения) | EXW FCA FAS FOB CFR CIF CPT CIP DAF DES DEQ DDU DDP | Любой Любой Водный Водный Водный Водный Любой Любой Любой Водный Водный Любой Любой |
В таблицах цены располагаются сверху вниз по мере нарастания структурной полноты. Цены, структурно менее полные (группы Е и F), используются, как правило, при заключении сделок на поставку товаров, производство которых сосредоточено в одном или небольшом числе пунктов, а сеть потребления очень широкая. Доставлять товар до каждого покупателя продавцу невыгодно и зачастую невозможно. Такая ситуация, например, существует при поставках угля, зерна, нефтепродуктов в цистернах и т. п.
Структурно более полные цены (группы С и D) используются при поставках:
1) специальной продукции, потребительские свойства которой зависят от условий транспортировки и от качества монтажа у потребителя;
2) стандартной продукции с использованием специального транспорта (нефть по трубопроводам часто поставляется на условиях CIP);
3) любых типов продукции, когда продавец ведет политику завоевания рынка данного товара. В этом случае он старается контролировать все стадии движения товара до конечного потребителя.
В российской коммерческой практике, наряду с условиями «Инкотермс», в некоторых сферах (в основном в сырьевых отраслях) при внутренних поставках используются традиционные отечественные правила формирования цен с учётом базисных условий поставки. Это находит отражение в системе франкирования цен. Условия «франко» означают, до какого пункта на пути продвижения товара от изготовителя к потребителю транспортные и погрузочно-разгрузочные работы включены в цену. Система цен с учётом условий «франко» показана на рисунке 19.
Из данного рисунка ясна роль транспортного (географического) фактора в формировании цен. Так, при цене «франко-склад поставщика» все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конечного пункта назначения покупатель оплачивает сверх цены приобретения товара. При такой цене покупатель заинтересован в приобретении товаров в близлежащих географических пунктах. Цена «франко-склад поставщика» близка к цене EXW по условиям «Инкотермс – 2010».
Расходы, включаемые в цену товара | |||||
Цена продукции на складе поставщика | Расходы по доставке продукции до станции отправления | Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления | Расходы по транспор- тировке продукции до станции назначения | Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения | Расходы по доставке продукции от станции назначения до склада покупателя |
Цена франко-склад поставщика | |||||
Цена франко-станция отправления | |||||
Цена франко-вагон станция отправления | |||||
Цена франко-вагон станция назначения | |||||
Цена франко-станция назначения |