Цена как денежное выражение стоимости (ценности) товара или услуги выступает во множестве ипостасей. Помимо обычных цен товаров и тарифов на услуги, ценовую природу также имеют:
- заработная плата, получаемая наёмными работниками за свой труд (цена труда или цена рабочей силы);
- жалованье, выплачиваемое чиновникам;
- авторский гонорар, выплачиваемый автору художественного произведения;
- налоги, взимаемые государством с налогоплательщиков (цена, которую платят люди за возможность жить в цивилизованном обществе);
- проценты за кредит, взимаемые банком за пользование заёмными денежными средствами;
- арендная плата за пользование землей, помещениями и другим имуществом;
- страховые взносы, которые получают страховые компании за свои услуги;
- комиссионные, которые берет продавец товара за свои услуги по его реализации;
- взятки, «откаты», которые берут коррумпированные чиновники и недобросовестные служащие, и т. п.
Практически все действующие в мировой экономике цены взаимосвязаны между собой и образуют систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества факторов. В этой системе цен можно выделить отдельные подсистемы, или блоки, формируемые по различным признакам. На рисунке 16 показана мировая система цен, состоящая из блоков, сформированных в зависимости от особенностей и масштабов обслуживания рынков.
| Системы внешнеторговых цен |
| Национальные (внутренние) системы цен |
| Система цен в международном совместном бизнесе |
| Системы цен на международных региональных рынках |
| Система мировых цен |
Рисунок 16 - Системы цен в зависимости от особенностей и
масштабов обслуживание современных рынков
Рассмотрим виды цен, входящих в отдельные блоки.
Национальные (внутренние) цены обслуживают национальную экономику страны. Они формируются с учётом особенностей отраслей экономики и наиболее полно отражают конъюнктуру на внутреннем рынке. Национальные цены должны возмещать затраты на производство и продажу товаров, а также обеспечивать получение прибыли отечественным производителям и торговым организациям.
Внешнеторговые цены – это цены, по которым осуществляется импорт зарубежных и экспорт отечественных товаров и услуг.
Мировые цены обслуживают международный рынок в целом и наиболее полно отражают конъюнктуру товаров и услуг на мировом рынке.
Цены международных региональных рынков являются конкретной формой реализации мировых цен на региональных рынках.
Цены в международном совместном бизнесе обслуживают товарообороты фирм с иностранными инвестициями и других форм совместного международного бизнеса.
Систему цен характеризуют следующие параметры: 1) уровень цен – их абсолютная величина; 2) структура – соотношение отдельных элементов цены в процентах или долях; 3) динамика – изменение уровня цен.
В основе взаимосвязи цен, образующих систему, лежит «принцип сообщающихся сосудов», который означает, что изменения уровня цен в одном из блоков системы передаются «по цепочке» в другие ценовые блоки. Такая тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в систему, обусловлена двумя обстоятельствами:
1) все цены формируются на единой методологической основе, подчиняются закону стоимости и закону спроса и предложения;
2) производства, фирмы и отрасли взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс.
Определяющую роль в системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности: топливно-энергетических (нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, газодобывающая и газоперерабатывающая, угольная, электроэнергетика) и металлургических. Так, изменение цен на энергоносители, особенно на нефть и газ, находит отражение в уровне цен почти всех товаров и услуг. Динамика закупочных цен на продукцию сельского хозяйства оказывает влияние на уровень цен продукции легкой и пищевой промышленности. Повышение тарифов на коммунальные и транспортные услуги вызывает рост практически всех цен и тарифов.
Между блоками цен существуют не только прямые, но и обратные связи. Например, повышение цен на газ через некоторое время возвращается в газодобычу в виде удорожания электроэнергии, оборудования, строительных материалов, товаров потребительского назначения и т. д.






