Цены, обслуживающие национальную экономику страны, прежде всего, можно разделить на две группы: национальные цены и внешнеторговые цены.
Национальные цены формируются с учётом особенностей отраслей национального хозяйства и участвуют во внутреннем товарообороте страны. Внешнеторговые цены участвуют в экспортно-импортных операциях.
К национальным относятся: оптовые цены на продукцию промышленности, закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, цены на строительную продукцию, тарифы на услуги и цены на потребительские товары (рисунок 17).
Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым промышленная продукция продается фирмами-изготовителями и посредниками всем категориям покупателей, кроме населения.
Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – это цены, по которым сельскохозяйственная продукция закупается крупными объёмами государством и фирмами других отраслей у её изготовителей для последующей переработки или продажи.
От закупочных цен следует отличать цены государственных закупок, по которым государственные органы осуществляют закупки различных видов продукции для создания централизованных фондов.
Цены на строительную продукцию могут представлять собой:
1) сметную стоимость объекта – предельную величину затрат на его строительство;
2) прейскурантную цену единицы продукции типового строительного объекта (1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т. п.);
3) договорную цену, устанавливаемую по согласованию между заказчиком и подрядчиком.
С развитием рынка сфера действия договорных цен расширяется, соответственно, сфера действия других цен на строительную продукцию сужается.

Рисунок 17 - Классификация цен по сферам обслуживания
национальной экономики
Тарифы – это цены услуг. Услуги представляют собой деятельность, результаты которой не имеют материального выражения. Процесс оказания услуг совпадает по времени с процессом их реализации и потребления. В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (для организаций) и тарифы розничные (для населения).
Цены на потребительские товары используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению и организациям. Они обслуживают оборот товаров, которые, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашних хозяйствах или в производстве. Такие цены называются также розничными.
К внешнеторговым ценам относят импортные и экспортные цены.
Цены импортные – это цены, по которым российские организации закупают товары и услуги за рубежом.
Цены экспортные – это цены, по которым российские производители и внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги за рубежом.






