Дочерние хозяйственные общества

С 1 сентября 2014 года из ГК РФ исключены понятия "зависимое хозяйственное общество" и "преобладающее общество" (пп. "я.3" п. 24 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). При этом нормы о дочернем и основном хозяйственных обществах в нем сохранены. В настоящий момент они закреплены в ст. 67.3 ГК РФ.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного товарищества или общества.

Основное хозяйственное товарищество или общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний или с согласия основного хозяйственного товарищества или общества, за исключением случаев голосования основного хозяйственного товарищества или общества по вопросу об одобрении сделки на общем собрании участников дочернего общества, а также одобрения сделки органом управления основного хозяйственного общества, если необходимость такого одобрения предусмотрена уставом дочернего и (или) основного общества (п.2 ст. 67.3 ГК РФ).

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного хозяйственного товарищества или общества последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

 Участники дочернего общества вправе требовать возмещения основным хозяйственным товариществом или обществом убытков, причиненных его действиями или бездействием дочернему обществу независимо от категории, типа и количества принадлежащих им акций АО (долей в УК ООО или в складочном капитале товарищества).

Как показывает практика, в большинстве случаев отношения между основным обществом (товариществом) и дочерним обществом основываются на преобладающем участии основного общества (товарищества) в УК дочернего общества (владением мажоритарным пакетом акций (долей УК) дочернего общества).

Рассмотрим это на примере, когда дочернее общество является акционерным. Полный контроль основного общества над дочерним достигается при владении 100% голосующих акций дочернего общества. При владении 75% голосующих акций также обеспечивает полный контроль основного общества над дочерним, так как столько голосов необходимо для принятия решений квалифицированным большинством голосов участников по основным вопросам деятельности общества. Превышение50% голосов обеспечивает контроль по всем вопросам повестки дня общего собрания участников дочернего общества за исключением вопросов, требующих квалифицированного большинства голосов. Более 25% акций - контрольный пакет позволяет основному обществу отклонять выносимые на общее собрание дочернего общества вопросы. Однако, контрольный пакет величина неопределенная, может быть и меньше, зависит от числа акций, распределения их между участниками, взаимоотношения между акционерами и других факторов. На практике под преобладающим участием обычно понимается владение более чем 50 % голосующих акций дочернего общества.

 

Право давать обязательные к исполнению указания должно быть закреплено в уставе дочернего общества или в договоре между основным обществом (товариществом) и дочерним обществом (редкое явление для российской практики). К таким договорам могут быть отнесены, например, договор доверительного управления имуществом, договор о совместной деятельности, залога имущества или договор франчайзинга.

Преобладающее участие в уставном капитале и договор не исчерпывают перечень способов определения решений дочернего общества. Например, можно организовать участие представителей основного общества в коллегиальном органе управления (совете директоров, наблюдательном совете) дочернего общества, назначить своего директора и таким образом определять финансовую и операционную деятельность дочернего общества.

 

Комплексы взаимосвязанных юридических лиц

Сейчас многие, особенно крупные, ЮЛ тесно взаимосвязаны между собой путем организации различных предпринимательских объединений.

В Германии до 90% всех АО и свыше 50% ООО, а в Англии - почти все публичные компании и значительная часть частных компаний организованы в концерны или в иные объединения холдингового типа, иначе говоря, находятся в разнообразных взаимоотношениях подчиненности и зависимости (Суханов Е.А. О правовом статусе концернов в современной зарубежной литературе // Вестник гражданского права, 2017, № 4).

В российских нормативных актах, в литературе и на практике встречаются различные понятия объединений ЮЛ: группа взаимосвязанных ЮЛ, холдинг, концерн, корпорация, альянс, коалиция, синдикат, трест,консорциум, технопарк, технополис, кластер и др. При этом содержание этих понятий, равно как и их соотношение между собой, законодательно не всегда определены, хотя взаимосвязи ЮЛ придается правовое значение в ряде отраслей законодательства: антимонопольном, налоговом, таможенном, по бухгалтерскому учету и т.д. Далее остановимся на некоторых из них, имеющих наибольшее отношение к организации предпринимательской деятельности: холдингах и технопарках.

Холдинги и концерны

Основные и дочерние хозяйственные общества, составляющие систему взаимосвязанных ЮЛ, получили наименование «холдинг» в англо-американском праве и «концерн» в германском. Далее будем в основном использовать получивший распространение в РФ термин «холдинг».

В реальном секторе экономики роль холдингов заметно возрастает. Однако вопросы, связанные с созданием и деятельностью холдингов, не получили должного правового регулирования. До сих пор нет легального определения холдинга.

Наше определение холдинга: холдинг – взаимосвязанная совокупность ЮЛ, действующих как основное и дочерние хозяйственные общества в целях производственной, сбытовой, экономической или финансовой интеграции, направленной на повышение эффективности их деятельности и конкурентоспособности, расширения рынков сбыта, создания новых рабочих мест.

Как уже отмечалось в разделе 4.4, основное (материнское) общество определяет решения, принимаемые дочерним, в силу: преобладающего участия в УК дочернего общества, в соответствии с заключенным между ними договором, иным образом.

Основное общество может выполнять не только производственные, но и управленческие функции.

Эффективность и конкурентоспособность холдингов обеспечивается за счет того, что в холдингах можно:

проводить специализацию и кооперирование входящих в холдинг ЮЛ;

оптимизировать структуру управления за счет централизации квалифицированных управленческих решений;

применятьинтегрированную стратегию инвестирования: финансировать и осуществлять крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), строительные, социальные и другие проекты;

воздействовать на рыночную конъюнктуру, оперативно и гибко реагировать на ее изменения;

оптимизировать финансовые потоки, используя трансфертные цены, различные, в том числе льготные, системы налогообложения (УСН, ЕНВД);

диверсифицировать деятельность, снижать риски и т. д.

Суммарная доходность объединения ЮЛ, как правило, оказывается выше, чем сумма доходностей предприятий до объединения, достигается так называемый синергетический эффект.

Холдинги могут быть созданы путем:

реорганизации, в том числе приватизации, крупных организаций с выделением из них отдельных подразделений в качестве дочерних ЮЛ;

объединения в холдинг самостоятельных ЮЛ вследствие отчуждения (продажи, безвозмездной передачи и т. п.) одному из них (основному обществу) акций, долей в уставном капитале других (дочерних) обществ и (или) заключения между ними договора;

учреждения хозяйственным обществом в качестве дочерних новых хозяйственных обществ.

Значительное количество холдингов в РФ образовалось «делением» больших организаций при их реорганизации. Такой способ был характерен для многих российских организаций в начале 1990-х годов при приватизации государственной и муниципальной собственности. Реорганизация приводила к созданию большого числа дочерних организаций (бывших подразделений) со стопроцентным участием основной организации в УК дочерних организаций.

В последнее время в нашей стране стал использоваться агрессивный способ захвата контроля над организациями через процедуры банкротства. Получить контроль над конкурентом или купить его можно, приобретя долги этой организации и осуществив необходимые действия, определенные законом о банкротстве.

Выделяют несколько типов интеграции ЮЛ в холдингах:

вертикальная интеграция, т. е. объединение ЮЛ последовательных этапов технологического процесса, например, в металлургии, машиностроении, нефтяной промышленности (главная цель такого объединения — снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости холдинга);

интеграция ЮЛ, выпускающих основной продукт, с организациями со вспомогательными, обслуживающими функциями (упаковка, транспортировка, торговля), главная цель таких холдингов — завоевание новых рынков сбыта;

интеграция сЮЛ новых отраслей с целью утилизации побочных продуктов;

интеграция ЮЛ, имеющих общий круг потребителей, но выпускающих разные продукты, в области сбыта;

финансовая интеграция ЮЛ отраслей, имеющих недостаток оборотных средств и имеющих их избыток.

Управление в холдинге. Основное и дочерние хозяйственные общества в холдинге являются самостоятельными ЮЛ, имеют свои органы управления в соответствии с их организационно-правовой формой. Участие основного общества в управлении дочерними обществами осуществляется через общее собрание дочерних обществ, на которых основное общество проводит свои решения благодаря преобладающему участию в УК дочерних обществ, через коллегиальные органы управления (советы директоров, наблюдательные советы) дочерних обществ, в которые основное общество делегирует своих представителей или через руководителей дочерних обществ, назначаемых общим собранием участников или советом директоров (если такое право делегировано ему уставом общества) дочерних обществ.

Часто основное общество организует управление в холдинге посредством создания управляющей организации, действующей как единоличный исполнительный орган дочерних обществ, осуществляя таким образом централизованное управление, основанное на едином методическом руководстве. Нередко управляющей организацией в холдинге становится само основное общество.

Основными функциями управляющей организации холдинга являются координация действий и планирование деятельности предприятий, входящих в холдинг. Централизация оперативного управления в группе организаций позволяет разрабатывать и реализовывать единую стратегию развития, осуществить централизацию планирования и контроля штатом квалифицированных специалистов управляющей организации.

 

Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации принимается общими собраниями дочерних обществ (в акционерных обществах только по предложению совета директоров). Управляющей организацией может быть коммерческая организация любой организационно-правовой формы, а управляющим - индивидуальный предприниматель. Между управляющей организацией и дочерними обществами заключается договор возмездного оказания услуг, существенное условие которого – оказание услуг по управлению дочерним обществом. Основные обычные условия договора: цена услуг, показатели эффективности деятельности управляющей организации (достижение запланированного размера прибыли, увеличение рентабельности, рост объема продаж и др.), основания досрочного расторжения договора. Недостижение управляющей организацией предусмотренных в договоре показателей эффективности управленческой деятельности дочернего общества может быть основанием для его расторжения и досрочного прекращения полномочий управляющей организации.

 

 

Преимущества холдинга:

1. Приобретение ЮЛ через холдинги проще и менее затратно, чем приобретение активов организаций. Такая юридическая конструкция дает возможность крупным ЮЛ приобретать существующие ЮЛ, не платя полной их стоимости, а обращая их в свои дочерние ЮЛ. Ведь для установления контроля и управления дочерними организациями необходимо лишь преобладающее участие в их УК (наличие контрольного пакета акций). Таким образом, приобретая контрольный пакет акций в АО (преобладающую долю в УК ООО), основная организация получает возможность контролировать и управлять другой организацией, ставшей дочерней, и это намного дешевле, чем покупка целой организации.

2. Организации, контрольные пакеты акций (доли в УК) которых скупаются основной организацией, сохраняют свое имя и коммерческий имидж, цели и виды деятельности. Это очень важно, когда имя организации, ставшей дочерней, уже известно на определенном рынке и было бы нежелательно его менять.

3. Дочернее предприятие несет ответственность перед третьими лицами по своим обязательствам отдельно от других организаций в холдинге. Это актуально тогда, когда в холдинг входят организации, вовлеченных в различные секторы экономики или работающих на различных рынках. Такая тенденция получила широкое распространение в последнее время. Диверсификация позволяет холдингу получать устойчивую прибыль, даже если произойдет падение спроса на отдельные виды продукции. Если в одном секторе или на определенном рынке наблюдаются проблемы и снижение прибыли, холдинг может переключить свои интересы и сконцентрироваться на других отраслях или рынках.

4. Дочерние организации являются отдельными ЮЛ и не растворяются в одной большой организации. Основная организация имеет лишь долю в их УК. Любая из дочерних организаций может быть легко продана.

5. Поскольку дочерние организации являются отдельными ЮЛ, основная организация может приобретать новые виды бизнеса (новые организации), в результате их поглощения или слияния с дочерними организациями.

6. Наличие синергетического эффекта в холдинге.Синергетический эффект достигается преимущественно за счет реализации единой стратегии инвестирования, производства, диверсификации, выбора рынков и т.п.Холдинг, производящий широкую номенклатуру товаров, при одном и том же объеме инвестиций может получить большую прибыль или иметь меньшие издержки, чем несколько отдельных организаций, производящих эти же товары по отдельности.

7. Нередко в холдинге основная организация — иностранное ЮЛ. Это позволяет собственникам холдинга с меньшими затратами, официально (в первую очередь, через дивиденды) переводить деньги за рубеж.

8. Сравнительнаяустойчивость и стабильность холдинга: дочерним обществам нельзя добровольно выйти из состава холдинга, хотя «центробежные силы», связанные с желанием дочерних обществ стать полностью независимыми ЮЛ, нередки. В связи с этим в некоторых холдингах основное общество передает дочерним обществам имущество на правах аренды.

9. Гибкость и мобильность в распределении функций и степени автономности дочерних обществ (Шиткина И.С.Корпоративное право в таблицах и схемах. – М.: Юстицинформ, 2017).

10.Рационализация размещения предприятий холдинга и их обособленных подразделений (филиалов и представительств): ближе к рынкам сбыта продукции холдинга; в регионах со льготными условиями предпринимательской деятельности, дешевой рабочей силой; в особых экономических зонах и т.д.

Однако холдинги способствуют монополизации из-за отсутствия (снижения) конкуренции внутри холдинга; сложности, инерционности системы управления.

Изложив наше видение понятия «холдинг» и его создания, преимуществ, остановимся на некоторых проблемных вопросах функционирования холдинга, которые, на наш взгляд, требуют решения со стороны экономистов.

Формирование фондов в холдинге представляет собой передачу имущества внутри холдинга, которая в основном осуществляется безвозмездно по договору безвозмездной передачи. По общему правилу стоимость безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав включается в состав внереализационных доходов. Исключение сделано только для отдельных случаев (НК РФ ст. 251). Так, не облагается налогом на прибыль стоимость имущества, полученного ООО от участника, который владеет не менее 50 % ее УК, от дочерней организации, в которой оно владеет не менее 50 % ее УК.

Трансфертное ценообразование в холдингах имеет большое значение в расчетах между организациями, входящими в холдинг. Преимущества этого подхода заключаются в том, что деньги довольно продолжительное время находятся в холдинге. Также возможна минимизация базы налогообложения. Но следует помнить, что отклонение от рыночной цены не должно превышать 20 %, в противном случае налоговые органы могут начислить налог на разницу между фактической и рыночной ценами.

При обмене товарами внутри холдинга внутрифирменные (трансфертные) цены являются расходами для организации, принимающей продукцию (услуги), доходом — для организации, поставляющей продукцию (предоставляющей услуги). Следовательно, рентабельность организации будет находиться в прямой зависимости от трансфертных цен.

Технопарки

  В мировой практике технопарк (технологический парк, англ. industrialpark) — форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарк создается, как правило, вокруг научного центра (крупного вуза, научно-исследовательского центра и т. п.), обеспечивает непрерывный инновационный цикл, ускоряет разработку и практическое использование научно-технических достижений.

В технопарке малые инновационные высокотехнологические предприятия (создаваемые, как правило, учеными) в контакте с научным и бизнес-центром технопарка осуществляют коммерциализацию НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

В технопарках ученые на время или постоянно становятся предпринимателями в области наукоемкого бизнеса, идет непрерывный обмен людьми и идеями между наукой и бизнесом, обеспечивается передача современных технологий в производство.

Предпринимательскую деятельность в технопарках осуществляют юридически и экономически самостоятельные малые инновационные предприятия в организационно-правовой форме, в основном, общества с ограниченной ответственностью (хотя возможно — в форме внутрифирменного предпринимательства).

Замысел организации нового малого предприятия исходит, как правило, от ученого или инженера, намеренного самостоятельно начать выпуск разработанного им (и коллегами) нового продукта. Когда продукт начинает успешно завоевывать рынок, часто (в половине случаев) эти малые предприятия меняют собственника (продаются, реорганизуются и т. п.). То есть ученый через 1–2 года может вернуться в вуз (или другое научное учреждение), тем более что связи ним он не теряет. Не исключено, что ученый покинет вуз и полностью займется «раскрученным» бизнесом.

Ядром технопарка является инновационный бизнес-центр (инкубатор), который оказывает ученым различные виды поддержки (деловые консультации, льготная аренда помещений и оборудования, финансовая, организационная, информационная и другая поддержка, подключение к региональным и государственным программам, обеспечение связи с инновационными банками и различными фондами, например, поддержки малого бизнеса, инновационной деятельности и т. п.). Сохраняется возможность дальнейшей работы над проектом с учеными, аспирантами, студентами вуза (научной организации).

Благодаря технопаркам ускоряется внедрение новых технологий, фундаментальная наука из-за интенсивной обратной связи получает дополнительные стимулы, идеи. В вузе повышается качество образования: студенты участвуют в завершающей стадии НИОКР, входят в реальную деловую жизнь.

Технопарки значительно снижают опасность чрезмерной коммерциализации научной деятельности. Вузы и научно-исследовательские организации развивают фундаментальную науку, а ее коммерциализация переходит в технопарк.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow