Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды 6 страница

- определяет порядок разработки и утверждения планов охраны судов;

- определяет порядок выдачи Международного свидетельства об охране судна и Временного международного свидетельства об охране судна, а также подтверждения действия Международного свидетельства об охране судна;

- определяет порядок проведения проверки судов при оформлении Международного свидетельства об охране судна и Временного международного свидетельства об охране судна;

- определяет порядок приема тревожных оповещений с судна на берег ("судно - берег");

Наконец, Минтранс России осуществляет в отношении портовых средств следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на назначенный орган:

- заключает соглашения с назначенными органами иностранных государств об альтернативных мерах в области охраны судов и портовых средств;

- определяет меры, которые необходимо предусмотреть в плане охраны портового средства для различных уровней охраны, включая случаи, когда требуется представление Декларации об охране;

- определяет порядок рассмотрения и утверждения плана охраны портового средства;

- определяет порядок оформления и выдачи акта о соответствии портового средства;

- представляет в Международную морскую организацию информацию, предусмотренную правилом 13 "Представление информации" Конвенции;

- представляет в Международную морскую организацию сведения о портовых средствах, в отношении которых проведена общая оценка и (или) утвержден общий план их охраны.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на договаривающееся правительство:

- передает на суда и портовые средства касающуюся их информацию в части охраны;

- проводит в установленном порядке оценку эффективности планов охраны судов и планов охраны портовых средств;

- проводит в установленном порядке проверку судов, которые находятся в портах РФ или намереваются зайти в такие порты, на соответствие требованиям Конвенции и части A Кодекса;

- передает в установленном порядке администрации иностранного государства копии Международного свидетельства об охране судна, плавающего под Государственным флагом РФ, и относящихся к этому свидетельству документов в случае передачи судна под флаг иностранного государства;

- информирует соответствующую администрацию иностранного государства и при необходимости государство(-а), вблизи которого(-ых) судно совершает плавание, о получении тревожного оповещения, переданного с судна, плавающего под флагом иностранного государства;

- информирует Международную морскую организацию и администрацию иностранного государства, судно которого зашло в порт РФ, о мерах контроля, принятых в отношении этого судна;

- передает на суда, которые находятся в территориальном море РФ или намереваются войти в ее территориальное море, информацию об уровне охраны и мерах, которые в этой связи должны быть приняты, а в случае необходимости - о мерах, принятых для обеспечения защиты от угроз;

- передает на суда, которые намереваются зайти в расположенные на территории Российской Федерации порты, информацию о мерах контроля, предпринимаемых в их отношении, в случае если есть основания полагать, что указанные суда не соответствуют требованиям Конвенции или части A Кодекса.

Федеральное агентство морского и речного транспорта (п. 6 Постановления) осуществляет в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на администрацию:

- устанавливает уровни охраны;

- информирует договаривающееся правительство иностранного государства об установлении уровня охраны 2 или 3 в отношении судов, находящихся в порту государства этого договаривающегося правительства;

- утверждает в установленном порядке планы охраны судов;

- выдает Международное свидетельство об охране судна либо Временное международное свидетельство об охране судна, подтверждает действие Международного свидетельства об охране судна, устанавливает срок, на который указанные свидетельства выдаются;

- проводит в установленном порядке проверки судов, предусмотренные частью A Кодекса;

- одобряет по согласованию с Минтрансом России применение в отношении судна (группы судов) иных мер охраны, равноценных мерам, предусмотренным в Конвенции и части A Кодекса;

- информирует государство(-а), вблизи которого(-ых) судно совершает плавание, о получении переданного с судна тревожного оповещения.

Росморречфлот также осуществляет в отношении портовых средств следующие функции, возложенные в соответствии с Конвенцией и Кодексом на назначенный орган:

- одобряет по согласованию с Минтрансом России применение в отношении портовых средств, на которые не распространяются соглашения с назначенными органами иностранных государств об альтернативных мерах в области охраны, иных мер охраны, равноценных мерам, предусмотренным в Конвенции и части A Кодекса;

- устанавливает уровни охраны;

- утверждает в установленном порядке планы охраны портовых средств;

- определяет пункт связи, через который иностранные суда, находящиеся в территориальном море РФ или намеревающиеся войти в ее территориальное море, могут обратиться за рекомендацией или содействием, и сообщает о проблемах, связанных с охраной;

- выдает в установленном порядке акт о соответствии портового средства.

Контроль и надзор за соблюдением обязательств, вытекающих из Конвенции и части A Кодекса, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в пределах установленных полномочий.

 

§ 8. Организация поиска и спасания судов

 

В соответствии с правилом V главы V СОЛАС правительства обязуются обеспечить принятие всех необходимых мер по организации наблюдения с берега и спасания людей, терпящих бедствие в море вблизи берегов. Эти меры должны включать создание, эксплуатацию и техническое обслуживание таких морских спасательных средств, какие необходимы с учетом интенсивности движения и навигационных опасностей. Для координации деятельности по обеспечению безопасности на море и в воздушном пространстве над ним была принята Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. Основные нормы сосредоточены в приложении, которое состоит из пяти глав: глава 1 - Термины и определения; глава 2 - Организация и координация; глава 3 - Сотрудничество между государствами; глава 4 - Порядок проведения операций и глава 5 - Системы судовых сообщений.

Согласно п. 2.1.1 стороны самостоятельно или в сотрудничестве с другими государствами и (в зависимости от случая) с ИМО участвуют в развитии служб поиска и спасания с целью обеспечения оказания помощи любому лицу, терпящему бедствие. Получив сообщение о том, что какое-либо лицо терпит бедствие или производит впечатление терпящего бедствие на море, ответственные власти государства принимают срочные меры для обеспечения предоставления необходимой помощи. Для обеспечения надлежащей береговой инфраструктуры связи, надлежащего оперативного взаимодействия стороны индивидуально или в сотрудничестве с другими государствами в пределах каждого морского района устанавливают достаточное число поисково-спасательных районов, связанных со спасательно-координационным центром, в пределах которого обеспечиваются работы по поиску и спасанию. Каждый поисково-спасательный район устанавливается по соглашению между соответствующими сторонами. Сторона, признавшая ответственность за обеспечение служб поиска и спасания в конкретном районе, использует поисково-спасательные единицы и другие имеющиеся средства для оказания помощи людям, терпящим бедствие.

Стороны создают самостоятельно или в сотрудничестве с другими государствами спасательно-координационные центры (органы, ответственные за организацию эффективного поиска и спасания и за координацию проведения поисково-спасательных операций в пределах поисково-спасательного района) и спасательные подцентры (органы, подчиненные спасательно-координационным центрам и созданные в помощь последним в соответствии со специальными положениями ответственных властей). Центры и подцентры должны принимать меры для приема оповещений о бедствиях, поступающих из поисково-спасательного района. Центр также должен принять меры для установления связи с лицами, терпящими бедствие, со средствами поиска и спасания и с другими спасательно-координационными центрами и подцентрами. Каждый спасательно-координационный центр должен круглосуточно находиться в рабочем состоянии и быть постоянно укомплектован подготовленным персоналом, имеющим рабочее знание английского языка.

В Российской Федерации действуют морские спасательно-координационные центры в Мурманске, Санкт-Петербурге, Архангельске, Калининграде, Новороссийске, Астрахани, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, а также морские спасательные подцентры в Мурманске, Санкт-Петербурге, Архангельске и т.д. На бассейнах функционируют аварийно-спасательные управления (БАСУ), а также управления АСПТР (Новороссийское, Северо-Каспийское). В ведении Росморречфлота находится ФГУ "Госморспасслужба" с Государственным морским спасательно-координационным центром.

Согласно п. 2.2.2 для поддержания эффективности поисково-спасательных операций стороны обеспечивают согласованное использование имеющихся в распоряжении средств и устанавливают тесное сотрудничество между службами и организациями в таких областях, как проведение операций, планирование, подготовка, учения и т.п. Особенное внимание уделяется максимально тесной координации действий морских и авиационных служб в целях обеспечения наиболее эффективного и действенного поиска и спасания в своих поисково-спасательных районах и над ними.

В настоящее время действует Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России 1995 г., разработанное МЧС в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 174 и утвержденное совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами (объявлено Приказом Минтранса от 21 ноября 1995 г. N 101) для выполнения Международной конвенции по поиску и спасанию 1979 г. Положение определяет порядок взаимодействия аварийно-спасательной службы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности при организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах. Участниками взаимодействия являются МЧС, Минтранс, Минобороны, Госкомрыболовство, ФПС и другие ведомства.

Координация деятельности министерств и ведомств по обеспечению единой государственно политики в области поиска и спасания на море возлагается на Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, образованную Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 11.

Координация действий участников взаимодействия при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море, возлагается на Минтранс. В соответствующих поисково-спасательных районах координацию действий подразделений аварийно-спасательных служб участников взаимодействия осуществляют СКЦ (СПЦ). Взаимодействие на море осуществляется в поисково-спасательных районах России. В приложении 1 к Положению приводятся перечень таких районов и их географические координаты (на Балтийском, Черном, Азовском и Каспийском морях, впредь до делимитации морских границ, приведены ориентировочно). Все указания Госморспасслужбы, СКЦ, СПЦ, касающиеся поиска и спасания лиц, терпящих бедствие, обязательны для выполнения соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами, выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной поисково-спасательной операции. На морских бассейнах разрабатываются и согласовываются бассейновые (региональные) планы взаимодействия. В планах определяются: состав и дислокация сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия по получении сигнала бедствия; организация управления и связи; организация и порядок обеспечения постоянной готовности аварийно-спасательных служб; система донесений; первоочередные действия по получении сигнала бедствия; перечень и особенности основных юридических аспектов в вопросах привлечения сил и средств организаций различных форм собственности к решению задач поиска и спасания и т.п.

При получении информации о человеке, судне или другом средстве, находящемся в чрезвычайном положении, спасательно-координационные центры и спасательные подцентры немедленно анализируют эту информацию и определяют аварийную стадию в соответствии с п. 4.4 приложения. Для того чтобы облегчить определение надлежащих оперативных процедур, различаются следующие аварийные стадии:

1. Стадия неопределенности (когда было сообщено о человеке, пропавшем без вести, или о неприбытии в ожидаемый срок судна либо другого средства или когда человек, судно или другое средство не передали очередной сводки о своем местоположении или сообщения, касающегося безопасности плавания).

2. Стадия тревоги (когда после стадии неопределенности, попытки установить связь с человеком, судном или другим средством не дали результатов и запросы, адресованные другим соответствующим источникам, были безуспешны либо когда была получена информация о том, что эксплуатационная надежность судна или другого средства нарушена, но не в такой степени, когда вероятна ситуация бедствия).

3. Стадия бедствия (когда получена достоверная информация о том, что человеку, судну или другому средству грозит опасность и они нуждаются в немедленной помощи; или когда после стадии тревоги дальнейшие безуспешные попытки установить связь и безуспешные запросы большого количества источников указывают на вероятность того, что ситуация бедствия существует; или когда полученная информация указывает на то, что эксплуатационная надежность судна или другого средства нарушена в такой степени, когда вероятна ситуация бедствия).

После объявления стадии неопределенности СКЦ или СПЦ приступает к запросам, для того чтобы установить, находится ли человек или судно в безопасности, или объявляет стадию тревоги.

При объявлении стадии тревоги СКЦ или СПЦ запрашивает большое количество источников о пропавшем человеке, судне, оповещает соответствующие поисково-спасательные службы и приступает к действиям, необходимым в свете обстоятельств конкретного случая.

После объявления стадии бедствия СКЦ или СПЦ действует, как указано в его плане действий. В п. 4.5.4 описываются действия, когда местоположение объекта поиска неизвестно.

Согласно п. 4.7.2, если к поисково-спасательным операциям должно подключиться значительное количество средств и если СКЦ или СПЦ сочтут это необходимым, следует как можно раньше назначить наиболее способное лицо координатором на месте действия, предпочтительно еще до прибытия средств в конкретную зону. В п. 23 Положения о взаимодействии 1995 г. указывается, что капитан спасателя, прибывший к месту бедствия первым, принимает на себя функции "командира на месте". Капитан иного судна, первый прибывший к месту бедствия, принимает на себя функции "командира надводного поиска" до прибытия судна спасателя (тот или другой является руководителем поисково-спасательных работ, по команде которых немедленно начинаются работы по поиску и спасанию). В целях единоначалия назначается командир на месте действия (координатор надводного поиска). Он должен, как правило, оставаться руководителем поисково-спасательных работ до их завершения или до тех пор, пока не станет очевидной бесполезность дальнейших усилий. При этом руководителю поисково-спасательных работ предоставляется свобода действий в отношении использования в районе бедствия сил и средств, в том числе выделенных другими участниками взаимодействия, запроса дополнительных сил и средств, а также принятия или отклонения любых предложений, сделанных ему в ходе ведения работ.

В соответствии с п. 4.8 приложения к Конвенции поисково-спасательные операции, если это практически осуществимо, следует продолжать до тех пор, пока не останется никакой разумной надежды на спасение оставшихся в живых людей. Если поисково-спасательная операция на месте становится практически неосуществимой, а СКЦ или СПЦ приходят к заключению, что еще могут оставаться в живых люди, центр может временно приостановить действия на месте в ожидании дальнейших событий и немедленно сообщает об этом любой власти, средству или службе, которые были задействованы или уведомлены.

Стороны координируют работу своих поисково-спасательных операций, а при необходимости им следует также координировать свои поисково-спасательные операции с организациями соседних государств. Если нет иной договоренности, стороне следует разрешать (при условии соблюдения применимых национальных законов и правил) немедленный допуск в свое территориальное море или на свою территорию либо в воздушное пространство над ними спасательных единиц другой стороны исключительно для целей поиска мест морских происшествий и спасания людей, оставшихся в живых после таких происшествий. Органы стороны, желающей, чтобы его спасательные единицы были допущены на территорию другой стороны для указанной цели, передают просьбу с указанием полных сведений о намечаемой миссии в СКЦ другой стороны. Ответственные власти немедленно подтверждают получение такой просьбы и как можно скорее указывают условия (если таковые имеются), на которых может быть предпринята намечаемая миссия. Каждая сторона уполномочивает свои СКЦ запрашивать у других СКЦ любую требующуюся помощь, выдавать необходимые разрешения на допуск на свою территорию судов, летательных аппаратов, персонала, снабжения и т.п., принимать совместно с таможенными, иммиграционными, санитарными или другими властями необходимые меры в целях ускорения допуска.

Статья 16 Закона о внутренних водах устанавливает, что поисково-спасательные операции во внутренних морских водах и территориальном море осуществляются спасательными судами и средствами Российской Федерации. Допуск спасательных судов и средств иностранных государств во внутренние морские воды и территориальное моря и их участие в поисково-спасательных операциях в целях поиска и спасания людей, спасения и буксировки аварийных судов и грузов производятся в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2000 г. N 654 утверждено Положение о пересечении Государственной границы Российской Федерации иностранными спасательными единицами и пребывании их на территории Российской Федерации в целях поиска и спасания людей (СЗ РФ. 2000. N 37. Ст. 3722). Согласно п. 4 Положения, если иное не предусмотрено международными договорами, в целях получения разрешения на пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранной спасательной единицей для осуществления поиска и спасания людей на море СКЦ иностранного государства обращается с запросом в государственный морской спасательно-координационный центр Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службы России или российский морской СКЦ, в районе которого проводится поисково-спасательная операция. В запросе указываются: причина пересечения границы; тип и название спасательной единицы и ее позывные; государственная и иная принадлежность спасательной единицы; фамилия капитана (командира); количество спасенных людей, если такие имеются; наименование морского порта (аэропорта), куда предполагает направиться спасательная единица; ее основные технические характеристики; маршрут и высота полета; предполагаемое место и время пересечения границы.

Российский СКЦ, получив запрос СКЦ иностранного государства, немедленно подтверждает его получение и в возможно короткий срок сообщает ему о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения на пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранной спасательной единицей. В случае выдачи разрешения российский СКЦ незамедлительно информирует об этом МИД, Минобороны, ФПС, ФСБ и ГТК о предполагаемых координатах района проведения поисково-спасательной операции и возможных сроках предстоящего захода (влета) иностранной спасательной единицы. Разрешение на заход выдают начальники региональных управлений ФПС с уведомлением органов Военно-Морского Флота, ФСБ и региональных таможенных управлений ГТК. Разрешение на влет выдают военные секторы центров единой системы организации воздушного движения с уведомлением органов управления Военно-Воздушных Сил, органов ФСБ, ФТС. Эти разрешения оговариваются некоторыми дополнительными требованиями.

Иностранная морская спасательная единица, получившая разрешение на пересечение Государственной границы Российской Федерации, совершает в случае необходимости заход только в морские порты, открытые для захода иностранных судов, либо в пункты, указанные российским СКЦ, согласованные с органами Военно-Морского Флота и ФСБ.

В соответствии с п. 8 Положения, если иное не предусмотрено международными договорами, иностранная спасательная единица, прибывшая в морской порт (аэропорт) или иной пункт, должна пройти пограничный, таможенный, санитарный и другие виды контроля. Члены экипажа иностранной спасательной единицы и другие находящиеся на борту люди пересекают государственную границу по документам, предусмотренным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Координация действий по поиску и спасанию осуществляется соответствующим российским СКЦ или по его указанию - подчиненным ему СПЦ.

Условия пребывания иностранных спасательных единиц в территориальном море, во внутренних морских водах, на сухопутной территории и в воздушном пространстве России регламентируются нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также правилами, издаваемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Размещение иностранных спасательных единиц в морских портах, аэропортах и иных пунктах, их обеспечение, определение сроков их пребывания определяется Минтрансом в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно главе 5 Конвенции 1979 г. сторонам рекомендовано устанавливать системы судовых сообщений, если это считается необходимым для облегчения проведения поисково-спасательных операций. Эти системы должны обеспечивать потребителей уточненной информацией о движении судов для того, чтобы в случае бедствия сокращать время между моментом потери связи с судном и началом поисково-спасательной операции в случаях неполучения сигнала бедствия; быстро опознать суда, которые могут быть привлечены для оказания помощи; установить меньшие размеры поисковой зоны.

Новая система связи, которая получила отражение в главе IV СОЛАС, вбирает в себя все современные достижения, включая спутники, и позволяет производить операции по поиску и спасанию с минимальной задержкой.

Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) является системой связи судно - берег, берег - судно, судно - судно. Оборудование, которое необходимо иметь на борту судна, зависит не от его тоннажа, а от морских районов, в которых оно плавает. Мировой океан разделен на четыре района: район А1 - в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой УКВ-станции (связь примерно в радиусе 25 миль); район А2 - в пределах зоны действия по крайней мере одной средневолновой станции, обеспечивающей возможность передачи сообщений о бедствии с использованием цифрового избирательного вызова (ЦИВ) радиусом действия примерно 100 миль; район А3 - в пределах зоны действия системы геостационарных спутников ИНМАРСАТ (Международной организации морской спутниковой связи), который покрывает весь земной шар за исключением полярных районов; район 4 - за пределами районов А1, А2 и А3. Оборудование, требуемое системой ГМССБ, различается в зависимости от района, в котором плавает судно, и включает в себя:

- цифровой избирательный вызов - способ связи, использующий цифровые коды, который позволяет радиостанции устанавливать связь и передавать информацию другим станциям. Сигнал бедствия может быть направлен простым нажатием кнопки. Система избирательна, потому что извещение может быть направлено на конкретное судно или группу судов или на все суда и станции;

- координированную передачу и автоматический прием на частоте 518 кГц информации о бедствии в море с помощью узкополосной буквопечатающей телеграфии на английском языке (НАВТЕКС). Эта информация автоматически принимается всеми судами в печатном виде;

- спутниковые аварийные буи - указатели местоположения (спутниковый АРБ), установленные в легко доступном месте, способные всплывать, если судно тонет, и автоматически включаться при всплытии, а также имеющие возможность приводиться в действие вручную;

- радиолокационные ответчики, которые автоматически передают сигнал, "перехваченный" ближайшей радиолокационной станцией;

- оборудование для связи через спутники.

Правила радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса, Минсвязи, Госкомрыболовства от 4 ноября 2000 г. N 137/190/291 (далее - Правила радиосвязи) (БНА. 2001. N 1). Назначением Правил радиосвязи является обеспечение безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, оперативно-диспетчерского руководства работой флота, обмен информацией. Согласно п. 8 береговые станции и береговые земные станции могут осуществлять радиосвязь и вести обмен информацией с отечественными и иностранными судовыми станциями, со станциями воздушных судов (при поисково-спасательных операциях), с отечественными и иностранными береговыми станциями при наличии соответствующего разрешения Госсвязьнадзора России. Судовые станции и судовые земные станции могут осуществлять радиосвязь с отечественными и иностранными береговыми станциями и береговыми земными станциями, с другими судовыми станциями и судовыми земными станциями, со станциями воздушных судов (при поисково-спасательных операциях). Не допускается использование любыми станциями радиотелефонных установок, (кроме УКВ-радиостанций) при заходе в порт, плавании и стоянке в портовых водах, за исключением портов, где разрешается работа судовых земных станций МПСС, а также кроме аварийных ситуаций, при проводке судов во льдах или с разрешения капитана порта.

В Правилах радиосвязи глава 2 посвящена регламентации морской подвижной службы; глава 3 - морской подвижной спутниковой службы; глава 4 - передаче сигналов тревоги, вызова и сообщения в случае бедствия, срочности и безопасности; глава 5 - управлению сетями МПС и МПСС при чрезвычайных ситуациях.

С 1 февраля 1999 г. аварийное наблюдение в России производится на частоте 2187,5 кГц. Морские администрации портов ведут наблюдение на 16-м и 70-м каналах УКВ - морская зона А1. Такие районы были установлены Приказом Федеральной службы морского флота от 19 ноября 1996 г. N 41; Приказом Минтранса от 7 июля 1997 г. N 70 - в Авачинской Губе. Приказом Минтранса от 17 марта 1998 г. N 26/55 создан морской район А2 на акватории, прилегающей к заливу Петра Великого, а Приказом от 18 мая 1998 г. N 52 решаются вопросы создания и функционирования морских районов ГМССБ на Черном и Азовском морях.

 

§ 9. Обеспечение безопасности морского судоходства

 

В отличие от безопасности навигации, которая обеспечивается выполнением ряда специальных требований, предусмотренных в главе V СОЛАС-74, проблема безопасности морского судоходства является сравнительно новой (если не считать пиратства) и может быть разделена на две части: 1) акты насилия против лиц на борту судна и незаконные акты против самого судна при его нахождении, как правило, вне территориального моря какого-либо государства и 2) акты вооруженных нападений и ограблений судов, находящихся в основном во внутренних водах или в территориальном море государства.

Решению первой проблемы посвящены Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. В основе многих статей Конвенции лежат соответствующие положения Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. и Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. Конвенция распространяется на все суда, не закрепленные постоянно на морском дне, включая суда с динамическими принципами поддержания, подводные аппараты или любые другие плавучие средства (ст. 1). Положения Конвенции не применяются к военным кораблям, военно-вспомогательным, таможенным и полицейским судам, а также другим государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях (ст. 2).

Конвенция применяется в тех случаях, когда судно совершает плавание в воды, через воды или из вод, расположенных за внешней границей территориального моря или за боковыми границами территориального моря государства с сопредельными государствами.

Согласно ст. 3 любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

а) захватывает судно или осуществляет контроль за ним силой или угрозой силы либо путем любой формы запугивания;

б) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна;

в) помещает (или совершает действия в целях помещения) на борт судна каким-либо способом устройство или вещество, которое может разрушить это судно, нанести ему или грузу повреждение, которое угрожает или может угрожать безопасному плаванию данного судна;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: