Одним из главных направлений деятельности органов законодательной власти Российской Федерации является законотворческая деятельность, которая представляет собой множество процессов, одним из которых является законодательный процесс. В ходе его осуществления органами региональной власти принимаются необходимые для урегулирования деятельности государства и социальных отношений законы — особый источник права, представляющий собой основу системы правового регулирования, качество и эффективность которых не должны вызывать сомнений.
Различные проблемы законотворчества, такие как качество законов, соблюдение правил юридической техники, законотворческие ошибки, на сегодняшний день остаются актуальными. Количество принимаемых законов постоянно растет, а их качество не всегда соответствует нормам [13]. Данная проблема очень значима, поскольку от правового качества законов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, решений представительных органов муниципальных образований зависит качество в целом российского законодательства.
|
|
Правовое качество законов уже давно признано научной и практической задачей. В связи с существованием данной проблемы возникает закономерный вопрос — каким образом обеспечить правовое качество законов Российской Федерации?
Значимость законодательного процесса заключается именно в том, что на стадиях данного процесса и формируются свойства закона, образующие его правовое качество. Качество проекта, а в дальнейшем и закона, зависит от того, соблюдаются ли правила, установленные в области разработки и принятия законопроектов.
Вместе с тем, хочется отметить, что законодательный процесс – это результата деятельности человека, в ходе которого возможно допущение различных ошибок. На создание закона, в частности, влияют многие политические, экономические и иные факторы, учесть которые в совокупности не всегда удается.
В связи с этим есть ряд способов, которые позволяют избежать подобных нарушений в ходе законодательного процесса, одним из которых является экспертиза законопроектов.
Понятие правовой экспертизы закреплено в ст. 112 Регламента Государственной Думы РФ (далее — Регламент). Правовая экспертиза законопроекта — это специальное исследование, осуществляемое специально уполномоченными органами и лицами и предназначенное для оценки качества законопроекта, определения его соответствия федеральному законодательству и требованиям законодательной техники.
Согласно Регламенту правовая экспертиза — это проверка законопроекта на соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам. Кроме того, в ее функции входит проверка перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием анализируемого законопроекта3.
|
|
Иными словами, правовая экспертиза законопроекта — это аналитико-исследовательская деятельность, направленная на выявление и устранение противоречий между принимаемым актом и Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, включая контроль соблюдения юридической техники.
Соответственно, юридическая техника — это совокупность средств, приемов и правил, применяемых для разработки, принятия и оформления нормативных правовых, индивидуально-правовых (правоприменительных), интерпретационных и иных правовых актов4.
Значение экспертизы высоко оценивает председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.Е. Нарышкин: «Сейчас нет того внимания к юридической технике, которое было присуще советской правовой науке, но ведь юридическая техника — это не только в нужном месте расставленные запятые, но и сама логика изложения, и строгость формулировок»5.
Основные требования юридической техники сформулированы Ю.А. Тихомировым:
■ точность и определенность формулировок выражения и отдельных терминов (понятий) закона;
■ ясность и доступность языка закона для субъектов права (адресатов), на которых он распространяет свое действие;
■ полнота регулирования соответствующей сферы общественных отношений, отсутствие в законе пробелов и упущений;
■ конкретность регулирования, четкое определение всех необходимых элементов закона;
■ максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность законодательных формул;
■ системность в построении закона (цельность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимосвязь всех частей законодательной конструкции, логическая после-
довательность изложения мысли законодателя);
■ унификация, единообразие формы и структуры закона, способов изложения правовых предписаний.
В юридической науке правовая экспертиза законопроектов признана элементом законодательного процесса, однако порядок его проведения не закреплен. Отдельные его элементы изложены в Положении о Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, положениях об отделах правовой и лингвистической экспертизы законопроектов, созданных по отраслевому принципу, и должностных инструкциях служащих правового управления.
В соответствии с Регламентом правовая экспертиза проводится аппаратом Правового управления Государственной Думы РФ по поручению Совета Государственной Думы (далее — Совет ГД) или ответственного комитета. Сроки проведения устанавливает соответственно или Совет ГД или комитет (ст. 112, п. 2).
Основными задачами правовой экспертизы являются:
■ выявление соответствия законопроекта нормативным правовым актам высшей юридической силы;
■ выявление соответствия законопроекта правилам юридической техники (при несоответствии даются рекомендации по устранению недочетов).
■ приведение полного исключительного перечня нормативных правовых актов, которые подлежат изменению, приостановлению или отмене в связи с принятием данного законопроекта.
После проведения всех необходимых анали-тико-исследовательских действий составляется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы7. Отзывы и предложения рассматриваются на заседании ответственного комитета, куда могут быть приглашены работники Правового управления, которые проводили экспертизу.
|
|
До того момента, как законопроект примут на первое чтение, субъект законодательной инициативы имеет право изменить текст законопроекта или вовсе отозвать его8. Таким образом, заключение правовой экспертизы не обязывает к выполнению каких-либо действий по устранению выявленных недостатков в законопроекте, что в свою очередь может плохо отразиться на законопроекте.
Согласно Регламенту предусмотрены случаи, в которых проведение правовой экспертизы является обязательным:
■ предварительное обсуждение законопроекта и подготовка к первому чтению (ч. 1 ст. 112);
■ перед третьим чтением (ч. 1 ст. 124).
На практике же правовая экспертиза проводится и при подготовке законопроекта ко второму чтению. В части 1 ст. 121 Регламента установлено, что ответственный комитет имеет право проводить и независимую правовую экспертизу поправок к законопроекту на соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству.
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы сопровождает документ до его принятия; при отрицательном заключении проект закона часто отклоняется, что лишний раз подтверждает важность и необходимость такого рода экспертной деятельности в законодательном процессе.