КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
ГИГИЕНЫ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Т.М. Бутаев, З.А. Бадоева,
К.А. Магаев
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПОМЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКЕ
(КОРРЕЛЯЦИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ)
Владикавказ 2014
Составители:
Т.М. Бутаев – доктор мед.наук, заведующий кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета
З.А. Бадоева - с тарший преподаватель кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России, кандидат медицинских наук
К.А. Магаев – доценткафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
Рецензенты:
А.Р. Аликова – доктор мед.наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарных,
социальных и экономических наукГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
И.Ф. Боциев - канд. тех. наук, доцент кафедры химии и физики ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
Учебно-методическое пособие предназначается для подготовки к практическим занятиям, аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе студентов различных факультетовмедицинских вузов. В пособии представлены методы медицинской статистики, широко применяемые как при изучении показателей здоровья,так и при анализе деятельности медицинских учреждений, системы охраны, укрепления и восстановленияздоровья населения.
Пособие направлено на формирование у студентов базовых компетенций обработки и анализа информации, выраженной числовыми данными.
Учебный материал охватывает основные вопросы корреляции и стандартизации формирует у студентов системное представление о возможностях и особенностях применения статистических методов для выявления закономерностей развития различных общественных явлений. Даны типовые задачи, образцы их решения, задачи для самостоятельной работы, тесты.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебной программой,
Утверждена ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России.
Протокол № от 2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................... 4
Глава 1. КОРРЕЛЯЦИЯ........................................................................................................... 6
1.1. Корреляция, понятие, формы связи.......................................................................... 6
1.2. Коэффициент корреляции....................................................................................... 7
1.3. Методы вычисления коэффициента корреляции................................................... 9
1.4. Коэффициент ранговой корреляции.Спирмена..................................................... 9
1.5. Метод квадратов (метод Пирсона).......................................................................... 11
1.6. Вычисление ошибкикоэффициента корреляции................................................ 12
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................... 13
ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ............................................................................... 14
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ............................................................................................................. 15
ЗАДАЧИДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ............................................................. 27
ЛИТЕРАТУРА. (основная, дополнительная)...................................................................... 29
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................................... 30
Глава 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ....................................................................................................... 33
2.1. Стандартизация, понятие. Методыстандартизации.............................................. 33
2.2. Прямойметод стандартизации................................................................................. 34
2.3. Этапы расчета стандартизованных показателей................................................... 35
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ............................................................................................... 36
ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ............................................................................... 37
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ............................................................................................................. 39
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ............................................................ 53
ЛИТЕРАТУРА (основная, дополнительная)...................................................................... 56
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества характеризуется широким внедрением статистики в различные области науки, техники, народного хозяйства. Трудно назвать область, где статистика не могла бы найти себе применения. Это в полной мере относится к медицине и здравоохранению.
С помощью количественных характеристик, с учетом конкретных исторических условий статистика помогает выявить важнейшие закономерности различных процессов в экономической, социальной жизни общества, в его здоровье, а также в системе организации медицинской помощи населению.
Одним из важнейших элементов исследований является проведение научного анализа полученных данных на основе использования статистических методов.
Деятельность врачей разных специальностей неизменно связана с учетом, разработкой и анализом статистических материалов. Умение обобщить, проанализировать полученную в повседневной медицинской практике информацию позволяет на высшем качественном уровне подходить к решению клинических и организационных проблем. Кроме того, нередко врачу приходится самому проводить научные статистические исследования, потому изучение статистического метода при подготовке врачей имеет большое значение в системе высшего медицинского образования.
Изучение статистических методов способствует развитию у студентов и врачей критических взглядов, дедуктивных и индуктивных способностей (дедукция – метод анализа, при котором из общих положений логический выводятся частные; индукция – метод анализа от частного к общему). Статистический анализ позволяет обосновать ту или иную тактику врача в предупреждении и лечении заболеваний.
Настоящее пособие предназначается для практических занятий, внеаудиторной и самостоятельной работы и включает: введение, цели и задачи изучения темы, задания для самостоятельной работы студента, контрольные вопросы, тестовые задания, ситуационные задачи и список обязательной и рекомендуемой литературы.
Глава 1
КОРРЕЛЯЦИЯ
Корреляция, понятие, формы связи
При изучении общественного здоровья и здравоохранения в научных и практических целях исследователю часто приходится проводить статистический анализ связей между факторными и результативными признаками статистический совокупности (причинно-следственная связь) или определение зависимости параллельных изменений нескольких признаков этой совокупности от какой-либо третьей величины (от общей их причины). Необходимо уметь изучать особенности этой связи, определять ее размеры и направление, а также оценивать ее достоверность. Для этого используются методы корреляции.
Корреляция (лат.слово) – это соотношение, взаимосвязь между признаками.
Различают 2 формы связи: функциональную и корреляционную.
Функциональная связь характеризуется тем, что каждому значению одного признака соответствует строго определенное значение другого признака и изменение величины одного признака вызывает совершенно определенные изменения величины другого признака, т.е. функциональная связь – отражает строгую зависимостьпроцессов или явлений, изменение какого-либо одного явления обязательно связано сизменением другого явления на определенную величину (объем газа и давление, площадь круга зависит от радиуса круга и т.д.). Эта связьхарактерна для физико-химических процессов и присуща неживой природе.
Корреляционная связь — этосвязь междуявлениями, проявляющаяся не в каждом отдельном случае, а при массовом сопоставлениирассматриваемых признаков.
Итак, корреляционная связь — это такая связь, при которой каждому определенному значению одного признака соответствует несколько значений другого взаимосвязанного с ним признака (связь между ростом и массой тела человека; связь между температурой тела и частотой пульса и др.), поэтому она проявляется лишь при массовом сопоставлении признаков в количественно однородной совокупности и характерна для социально-гигиенических и медико-биологических процессов.
Признаки могут быть качественными и количественныминесгруппированными величинами (абсолютными и производными). Главным является установление причинных взаимосвязей, подтверждающих зависимость одного явления от другого или от какой-то общей причины. С этой целью определяют коэффициент корреляции, который позволяет оценить характер, силу и достоверность взаимосвязи изучаемых признаков.