Тема 8. Состав, содержание и методика разработки мероприятий по охране земельных ресурсов административно-территориального образования

Общие и правовые положения об охране земель

 

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В связи с этим охрана земельных ресурсов является одним из важнейших вопросов, исследуемых при планировании и организации земель АТО.

Нормативно-правовое обеспечение охраны земель регламентируется положениями Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (глава II).

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

- сохранению почв и их плодородия;

- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

- защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

- сохранению достигнутого уровня мелиорации;

- рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

- сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы и иных норм и требований.

Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в установленном порядке.

Предотвращение захламления и загрязнения земель

В регионах России отходы производства и потребления населения превратились в наиболее опасный фактор загрязнения всех сфер окружающей природной среды.

В большинстве регионов преобладают твердые бытовые отходы (ТБО), включая осадок сточных вод, образующиеся в процессе производства и в быту. Их использование в местах образования при современном уровне технического и технологического развития или невозможно или нецелесообразно.

Ежегодно в одном только Московском регионе области производится около 10 млн. м3 ТБО. Дополнительно на территорию области вывозится за год около 22 млн. м3 ТБО из Москвы. Столица вынуждена размещать в области практически весь объём отходов из-за отсутствия достаточных мощностей по их переработке на территории города. На протяжении последнего периода (15 лет) прослеживается устойчивая тенденция увеличения образования отходов. Среднегодовой прирост объемов отходов составляет 3-5%.

Значительное количество промышленных и сельскохозяйственных отходов накоплено и хранится на территориях производственных организаций. Сведения об условиях хранения отходов, о мероприятиях по их обезвреживанию, переработке и использованию фрагментарны.

Поэтому работа по предотвращению захламления и загрязнения земель начинается с комплексной экологической, земельно-ресурсной и правовой оценки объектов размещения отходов производства и потребления.

Заполняется следующая форма (табл. 15).

Приводится характеристика по следующим показателям:

- количеству действующих объектов размещения отходов, в том числе официально учтенных и функционирующих с нарушением природоохранного законодательства;

- данные по общей площади объектов, объему захоронения отходов, лимиту размещения отходов.

Таблица 15 - Установленные лимиты и наличие лицензий на полигонах и карьерах по приему ТБО на 200_ г.

№ п/п Наименование полигона, карьера, район расположения Принадлежность полигона, свалки Наличие лимита размещения на 200_ г. Проводимые мероприятия Площадь, га Объем, тыс. м3 Срок действия лицензии, № лицензии
             

 

По каждому объекту приводятся следующие данные:

- адрес объекта;

- населенные пункты, осуществляю­щие вывоз отходов;

- владелец;

- площадь полигона, мощность отходов;

- состав отходов;

- техническое состояние полигона;

- способ складирования и начало эксплуатации;

- положение в рельефе и относитель­но водотоков и водопунктов;

- объекты, попадающие в санитарно-защитную зону (СЗЗ);

- геологический разрез участка, на­личие водоупоров;

- характеристика водоносных гори­зонтов;

- почвенный состав и растительность;

- наличие очистных сооружений;

- оценка воздействия объекта на ок­ружающую среду.

По итогам анализа полученных результатов в целях принятия наиболее обоснованных решений по планированию и организации территорий под объектами размещения ТБО необходимо провести следующие обобщения по характеристике обследованных объектов (табл. 16-18).

 

Таблица 16 - Характеристика объектов размещения отходов по площади

№ п/п Тип объектов Площадь объектов, га Количество объектов
1 Крупные    
2 Средние    
3 Мелкие    

Итого

 

 

Таблица 17 - Характеристика объектов размещения отходов по способу складирования

№ п/п Способ складирования Площадь объектов, га
1 В карьерах  
2 В виде насыпи  
3 В карьере + насыпь  
4 В оврагах  
5 В биокомпостных рвах  
6 На иловых площадках и полях фильтрации  

Итого

 

 

Таблица 18 - Соблюдение зон особого режима использования и мониторинг окружающей среды на объектах размещения отходов, га

№ п/п Вид зоны Соблюдается Не соблюдается Всего
1 Санитарно-защитная      
2 Водоохранная      

Проведение мониторинга окружающей среды

Проводится Отсутствует  

 

В настоящее время практически повсеместно сложилась ситуация, при которой каждый район и город имеет свою локальную систему обезвреживания ТБО. Из-за отсутствия средств районы стремятся решать проблемы ТБО наиболее дешёвым путём – за счёт своих собственных свалок, что создает напряженную экологическую ситуацию в регионе, не позволяет создать оптимальные условия для внедрения современных методов переработки мусора.

В результате состояние 70% действующих полигонов требует немедленного решения вопроса по реконструкции и рекультивации имеющихся площадей, а также необходимости строительства новых полигонов.

Таким образом, при планировании и организации рационального использования земель и их охраны необходимо учитывать осуществление следующих мероприятий, направленных на оздоровление экологической обстановки и повышение качества обращения с твердыми бытовыми отходами:

- рекультивация потенциально опасных полигонов, сти­хийных несанкционированных свалок отходов производства и потребления, мелких переполненных полигонов, что позволит не только улучшить экологи­ческую обстановку близлежащих тер­риторий, снять экологическую напря­женность в этих районах, но и получить экономический эффект от дальнейше­го использования рекультивированных земель, что немаловажно в условиях складывающегося дефицита земель;

- реконструкция и расширение некоторых существующих полигонов в целях продления срока их службы;

- создание межрайон­ных территориально-производствен­ных комбинатов по утилизации отходов (ТПК), куда будут входить мусоросортировочный или мусороперерабатывающий комплекс, полигон для депони­рования неутилизированной части от­ходов, комплекс сооружений по сбору фильтрата и поверхностного стока и их очистке, система пассивной дегазации биогаза на полигоне и др. (как правило для отдельных районов, где полигоны уже исчерпали свой ресурс).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: