Общие и правовые положения об охране земель
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В связи с этим охрана земельных ресурсов является одним из важнейших вопросов, исследуемых при планировании и организации земель АТО.
Нормативно-правовое обеспечение охраны земель регламентируется положениями Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (глава II).
Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
- сохранению почв и их плодородия;
- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
- защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
- сохранению достигнутого уровня мелиорации;
- рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
- сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы и иных норм и требований.
Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в установленном порядке.
Предотвращение захламления и загрязнения земель
В регионах России отходы производства и потребления населения превратились в наиболее опасный фактор загрязнения всех сфер окружающей природной среды.
В большинстве регионов преобладают твердые бытовые отходы (ТБО), включая осадок сточных вод, образующиеся в процессе производства и в быту. Их использование в местах образования при современном уровне технического и технологического развития или невозможно или нецелесообразно.
Ежегодно в одном только Московском регионе области производится около 10 млн. м3 ТБО. Дополнительно на территорию области вывозится за год около 22 млн. м3 ТБО из Москвы. Столица вынуждена размещать в области практически весь объём отходов из-за отсутствия достаточных мощностей по их переработке на территории города. На протяжении последнего периода (15 лет) прослеживается устойчивая тенденция увеличения образования отходов. Среднегодовой прирост объемов отходов составляет 3-5%.
Значительное количество промышленных и сельскохозяйственных отходов накоплено и хранится на территориях производственных организаций. Сведения об условиях хранения отходов, о мероприятиях по их обезвреживанию, переработке и использованию фрагментарны.
Поэтому работа по предотвращению захламления и загрязнения земель начинается с комплексной экологической, земельно-ресурсной и правовой оценки объектов размещения отходов производства и потребления.
Заполняется следующая форма (табл. 15).
Приводится характеристика по следующим показателям:
- количеству действующих объектов размещения отходов, в том числе официально учтенных и функционирующих с нарушением природоохранного законодательства;
- данные по общей площади объектов, объему захоронения отходов, лимиту размещения отходов.
Таблица 15 - Установленные лимиты и наличие лицензий на полигонах и карьерах по приему ТБО на 200_ г.
№ п/п | Наименование полигона, карьера, район расположения | Принадлежность полигона, свалки | Наличие лимита размещения на 200_ г. | Проводимые мероприятия | Площадь, га | Объем, тыс. м3 | Срок действия лицензии, № лицензии |
… |
По каждому объекту приводятся следующие данные:
- адрес объекта;
- населенные пункты, осуществляющие вывоз отходов;
- владелец;
- площадь полигона, мощность отходов;
- состав отходов;
- техническое состояние полигона;
- способ складирования и начало эксплуатации;
- положение в рельефе и относительно водотоков и водопунктов;
- объекты, попадающие в санитарно-защитную зону (СЗЗ);
- геологический разрез участка, наличие водоупоров;
- характеристика водоносных горизонтов;
- почвенный состав и растительность;
- наличие очистных сооружений;
- оценка воздействия объекта на окружающую среду.
По итогам анализа полученных результатов в целях принятия наиболее обоснованных решений по планированию и организации территорий под объектами размещения ТБО необходимо провести следующие обобщения по характеристике обследованных объектов (табл. 16-18).
Таблица 16 - Характеристика объектов размещения отходов по площади
№ п/п | Тип объектов | Площадь объектов, га | Количество объектов |
1 | Крупные | ||
2 | Средние | ||
3 | Мелкие | ||
Итого |
Таблица 17 - Характеристика объектов размещения отходов по способу складирования
№ п/п | Способ складирования | Площадь объектов, га |
1 | В карьерах | |
2 | В виде насыпи | |
3 | В карьере + насыпь | |
4 | В оврагах | |
5 | В биокомпостных рвах | |
6 | На иловых площадках и полях фильтрации | |
Итого |
Таблица 18 - Соблюдение зон особого режима использования и мониторинг окружающей среды на объектах размещения отходов, га
№ п/п | Вид зоны | Соблюдается | Не соблюдается | Всего |
1 | Санитарно-защитная | |||
2 | Водоохранная | |||
Проведение мониторинга окружающей среды | Проводится | Отсутствует |
В настоящее время практически повсеместно сложилась ситуация, при которой каждый район и город имеет свою локальную систему обезвреживания ТБО. Из-за отсутствия средств районы стремятся решать проблемы ТБО наиболее дешёвым путём – за счёт своих собственных свалок, что создает напряженную экологическую ситуацию в регионе, не позволяет создать оптимальные условия для внедрения современных методов переработки мусора.
В результате состояние 70% действующих полигонов требует немедленного решения вопроса по реконструкции и рекультивации имеющихся площадей, а также необходимости строительства новых полигонов.
Таким образом, при планировании и организации рационального использования земель и их охраны необходимо учитывать осуществление следующих мероприятий, направленных на оздоровление экологической обстановки и повышение качества обращения с твердыми бытовыми отходами:
- рекультивация потенциально опасных полигонов, стихийных несанкционированных свалок отходов производства и потребления, мелких переполненных полигонов, что позволит не только улучшить экологическую обстановку близлежащих территорий, снять экологическую напряженность в этих районах, но и получить экономический эффект от дальнейшего использования рекультивированных земель, что немаловажно в условиях складывающегося дефицита земель;
- реконструкция и расширение некоторых существующих полигонов в целях продления срока их службы;
- создание межрайонных территориально-производственных комбинатов по утилизации отходов (ТПК), куда будут входить мусоросортировочный или мусороперерабатывающий комплекс, полигон для депонирования неутилизированной части отходов, комплекс сооружений по сбору фильтрата и поверхностного стока и их очистке, система пассивной дегазации биогаза на полигоне и др. (как правило для отдельных районов, где полигоны уже исчерпали свой ресурс).