Особенности рекультивации нарушенных земель

Развитие промышленности и строительства связано с нарушением земель. По данным государственного учета на 01.01.2009 г., нарушенные площади в целом по Российской Федерации занимают 1107,5 тыс. га, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения — 206 тыс. га, населенных пунктов – 97,7, промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения – 340,9, лесного фонда –– 354,4 и запаса – 104,3 тыс. га.

Нарушение земель сопровождает добычу твердых полезных ископаемых при освоении месторождений торфа, фосфоритов, доломитов, стекольных и формовочных песков, тугоплавких и огнеупорных глин, карбонатных пород, извести, буровых растворов, легкоплавких глин и суглинков для производства кирпича, песчано-гравийно-валунных смесей и песков для произ­водства строительных материалов.

Неблагоприятные воздействия карьерных разработок на окружающую среду выражаются в необратимости истощения ресурсов, локальном территориальном характере воздействия на глубину до 30 м, затрагивающему как поверхностные, так и геологические горизонты. Пользование недрами неизбежно связано с уничтожением почвенного покрова, нарушением режима подземных и поверхностных вод, загрязнением гидросферы и атмосферы. В ряде случаев временно или безвозвратно теряются лесные массивы и пахотные угодья.

Значительные площади нарушенных земель составляют выработанные торфяники. Добыча торфа осуществляется как крупными торфопредприятиями, так и мелкими предприятиями агропромышленного комплекса.

Выработанные торфяники – старые и нерекультивированные участки, где торфяные залежи отработаны разными способами, находящиеся в зависимости от срока вывода из эксплуатации в разном культуртехническом состоянии. Используемые рекультивируемые участки составляют примерно 30% от площади всех выведенных из эксплуатации торфоразработок.

Использование земель торфяного фонда продолжает оставаться не рациональным. Выработанные торфяники следует полнее использовать под лекарственные растения и ягодные культуры для создания культурных сенокосо-пастбищных угодий.

Формирование зональных дерново-подзолистых почв на осушенных торфяниках позволяет отнести ранее заболоченные площади в состав земель, пригодных для использования в сельском хозяйстве. Такими в первую очередь являются площади, выработанные фрезерным способом. По запасам элементов питания, по физическим и химическим свойствам грунтов они отвечают основным требованиям сельскохозяйственных культур и потому рассматриваются как возможный резерв продуктивных угодий.

Старые карьерные разработки, где происходит процесс заболачивания, пригодны для расширения болотных массивов с местами обитания охотничьих промысловых животных и редких видов растений.

Часть бывших торфоразработок можно использовать при размещении активно организующихся дачных кооперативов и коллективных садов.

Поскольку промышленная разработка торфа часто осуществлялась машинно-формовочным и гидроспособом, рекультивация этих земель представляет собой более трудоемкий процесс. Они имеют значительное линейное расчленение территории, более низкое положение днищ выемок относительно господствующей поверхности, слабую дренированность площадей, высокую залесенность и засоренность пнями и гиблым лесом. Большая глубина выработок способствует затоплению рекультивированной площади грунтовыми водами. Существующий опыт рекультивации указывает на пригодность этого типа нарушенных земель для водохозяйственного и рыбохозяйственного использования.

Экономическая эффективность рекультивации выработанных торфяников наиболее высока в первые годы после выработки торфяной залежи, когда площади свободны от лесной поросли. В последующем мелиоративное состояние выработанных площадей ухудшается, и трудоемкость работ по их рекультивации значительно возрастает.

Рекультивация торфокарьерных выемок является составным (замыкающим) звеном общей проблемы комплексного использования торфяников. Достижение комплексности в их использовании возможно на основе решения некоторых существенных организационных задач, главной из которых является разработка и обеспечение правовой и экономической основы технологического совмещения торфодобычных и сельскохозяйственных работ. Торфопредприятие должно представлять своего рода промышленно-аграрный комплекс, сочетающий: 1) добычу торфа, 2) его переработку на удобрения, 3) кормопроизводство на незанятых торфодобычей площадях, а также площадях, высвободившихся после торфодобычи. При такой организации хозяйственного использования торфяников строительство дренажных систем и других долговременных элементов устройства территории (дорог, линий связи и т.д.) производилось бы с учетом полного, комплексного и постоянного хозяйственного освоения земельных массивов, а на стадии рекультивации земель отпадала бы необходимость переустройства дренажной сети.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит нормативно-правовое обеспечение охраны земель?

2. По каким показателям проводится комплексная оценка земель в работах по предотвращению захламления и загрязнения земель?

3. Какие мероприятия охраны земельных ресурсов направлены на оздоровление экологической обстановки и повышение качества обращения с твердыми бытовыми отходами?

4. Каковы особенности рекультивации нарушенных земель в АТО?

 

Тема 9. Система территориального планирования. Цели,

Задачи, нормативно-правовые положения.

Цели и задачи территориального планирования

 

Система территориального планирования наряду с системой землеустройства административно-территориальных образований исторически в целом составляли и составляют систему государственного планирования использования земель их охраны на перспективу.

Дополнительное развитие институт территориального планирования получил посредством принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190-ФЗ.

Данный закон дает определение территориальному планированию - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Исходя из данного определения, к основным целям территориального планирования следует отнести:

­ экономическую цель, связанную с повышением эффективности региональной и муниципальной экономик, как форм производства и расселения их конкурентоспособности при минимизации затрат в производственную и социальную сферы;

­ социальную цель, заключающуюся в развитие человеческого потенциала, обеспечении конституционных, социальных прав гарантий с использованием социальных стандартов и норм;

­ цель формирования среды обитания, то есть улучшение застройки и планировки поселений и межселенного пространства, рациональная прокладка инженерных и транспортных коммуникаций, охрана и улучшение окружающей среды, инженерной защитой поселений и коммуникаций от природно-техногенных процессов;

­ цель рационального природопользования – комплексное использование земельных, водных, лесных и минерально-сырьевых ресурсов.

Каждая из целей достигается путем решения определенных задач. Взаимосвязи целей и задач землеустройства и территориального планирования приведены в таблице 19.

Таблица 19 - Взаимосвязи целей и задач территориального планирования

№ п/п Цели   Задачи  
1 Экономическая цель   - усиление инновационной составляющей экономики; - модернизация производства; - обоснование и координация плановых решений различных ведомств в области соответствующих отраслей экономики; - совершенствование отраслевой структуры экономики; - определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления мероприятий, намеченных в схеме; - оценка эффективности мероприятий по планированию рационального использования и охране земель региона.
2 Социальная цель   - выстраивание на территории страны своеобразных коридоров развития, призванных обеспечить высокий уровень жизни местных сообществ;  - развитие человеческого потенциала, обеспечение конституционных социальных прав и гарантий; - формирование фонда перераспределения земель и иных спецфондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, военнослужащих, для предоставления в целях садоводства и т.п., для продажи на конкурсах и аукционах.    
3 Цель формирования среды обитания   - создание целостной системы населенных мест на основе производственно-экономических, культурно-бытовых и иных связей; - выявление зон градостроительной активности (комплексного промышленного развития, агропромышленные, рекреационной и туристской деятельности, развития транспортной инфраструктуры и др.); - улучшение застройки и планировки поселений и межселенного пространства; - рациональная прокладка коммуникаций и инфраструктурное обустройство дорог.
4 Цель рационального природопользования   - рационализация и комплексное использование земельных, водных, лесных и минерально-сырьевых ресурсов; - разработка мероприятий по упорядочению системы землепользований и землевладений; - разработка мероприятий по оптимизации структуры земельных угодий и устройства их территории;   - определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики; - уточнение размещения и местоположения границ территорий с особым правовым режимом и условиями использования.

 

Нормативно-правовое регулирование территориального планирования

 

Система территориального планирования базируется на таких блоках, как:

- нормативно-правовое регулирование;

- поря­док территориального планирования с соответствующей процедурой;

- утвержденный перечень (виды) докумен­тации;

- органы исполнительной власти в области планирования и организации рационального использования земель и их охраны

;

- субъекты территориального планирования;

- организация и финансирование;

- организация научных исследований.

Нормативно-правовое регулирование базируется на Градостроительном кодексе Российской Федерации, Постановлениях Правительства Российской Федерации, реализующих положения данного закона, законах субъектов Российской Федерации о территориальном планировании и на постановлениях Правительства субъектов Российской Федерации, реализующих положения данных законов (табл. 20).

Таблица 20 - Нормативно-правовое регулирование территориального планирования

Федеральные и региональные законы Постановления, указы, распоряжения и иные нормативно-правовые акты  
- Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. №190-ФЗ; - О введении в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. №191-ФЗ Постановления Правительства РФ: - Об утверждении Положения о составе схем территориального планирования РФ от 13.11.06 N 680;  - Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований от 24.03.07 № 178; - Об утверждении положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ от 23.03.08 №178; - Иные нормативно-правовые документы.
Законы субъектов РФ о территориальном планировании Постановления Правительства субъектов Российской Федерации о территориальном планировании  

 

Одной из отличительной особенностью данной концепции законов, стало то положение, что с 1 января 2012 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии (в том числе путем выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую. С 1 января 2012 не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии документов территориального планирования.

Процесс и процедура территориального планирования

 

Процесс и процедура территориального планирования согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации включает следующие этапы:

- принятие решения о подготовке документов территориального планирования;

- подготовка документов территориального планирования;

- публикация документов территориального планирования;

- согласование документов территориального планирования;

- утверждение документов территориального планирования.

Решение о подготовке документов территориального планирования некоторого административно-территориального образования, принимается главой администрации соответствующего административно-территориального образования на основании утвержденного задания на разработку документов территориального планирования, подготовленного уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Основными документами территориального планирования следует считать схемы территориального планирования соответствующего административного уровня. На федеральном уровне выделяют схемы территориального планирования Российской Федерации в различных областях федерального значения; на уровне субъекта Российской Федерации – разрабатывают схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, на муниципальном уровне - схемы территориального планирования муниципальных районов. В целом система документации по территориальному планированию и градостроительной деятельности приводится на рисунке 5.

Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации» от 23.03.08 №178 определен порядок подготовки документов территориального планирования Российской Федерации, согласно которому определенные министерства и ведомства предоставляют соответствующую информацию в объединенную Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и в Министерство регионального развития Российской Федерации[7] (рис. 6).

Документы территориального планирования подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативно-правовых актов того региона, в котором проводится территориальное планирование, и размещаются на официальном сайте административно-территориального образования в сети Интернет (при наличии).

После этого заказчику поступают предложения о корректировке и дополнении тех или иных положений со стороны заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц.

Далее процесс территориального планирования вступает в силу согласования и утверждения. Проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 


Рисунок 5 - Система документации по территориальному планированию и градостроительной деятельности

 

Предмет согласования – планируемое схемой изменение границ земель регионального и муниципального значения, в т.ч. изменение:

- границ земель сельскохозяйственного назначения;

- границ земель ООПТ регионального значения;

- земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ;

- границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения;

- размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта Российской Федерации.


Вопросы для самопроверки

1. Каковы цели и задачи территориального планирования?

2. На каких составляющих базируется система территориального планирования?

3. В чем состоит нормативно-правовое регулирование территориального планирования?

4. Каков состав документации по территориальному

планированию?

5. Каков порядок подготовки документов территориального планирования Российской Федерации?

6. В чем предмет согласования схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации?


 

 

 


Рисунок 6 - Порядок подготовки документов территориального планирования Российской Федерации






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: