Основная часть – 1 час. 15мин

 

1. Классификация государств по их месту в экономике учитывает такие показатели, как «удельный вес» государства в экономике, социальная направленность государства, открытость государства для внешних рынков, роль государственного сектора в экономике, степень бюрократизации и коррупции в государственном аппарате. Все эти классификационные признаки имеют качественный характер

2.  В каждом из 12 территориальных (цивилизационных) блоков возможно выделение моделей ведущих стран. В одних случаях они совпадают с государственными границами (японская. индийская, китайская), в других - очевидны лидеры (североамериканская, евразийская, океаническая), в третьих – нет признанного лидера (западноевропейская, мусульманская, африканская, буддистская, восточноевропейская). Модель с выделением ведущих стран приобретает сложную структуру, но зато конкретизирует межцивилизационные и межгосударственные взаимодействия.

3) в хронологическом плане эта модель является многопериодичной, аналитически-прогнозной, т.к. ее основные рамки – вторая половина 20-го и первая половина 21-го века

6) и наконец, эта модель может выявить и прогнозировать цикличность в динамике геосистем, а также создать принципы глобального межотраслевого моделирования, соединяя внемодельные расчеты с широким полем экспертных оценок и построением всевозможных сценариев развития.  

 

 

4. Заключительная часть - 3 мин.

 

- подведение итогов занятия

- постановка задач на самоподготовку

- объявление темы реферата

 

Дидактические материалы

Тезисы лекции

  Глобальное моделирование развивалось по двум направлениям: в докладах Римскому клубу и в системе прогнозов ООН.

  Глобальная модель Дж. Форрестера (Массачусетский Технологический Интситут)стала основой для долгосрочного прогноза глобального развития в докладе Римскому клубу. На базе этой модели был рассчитан ряд сценариев глобальной динамики (по параметрам: население, сырье, ресурсы, промышленное сырье, загрязнение окружающей среды и др.) Недостатком этой модели было ее рассмотрение как единого целого, без деления на регионы и основные отрасли. Очень мало было внимания было отведено влиянию НТП на уровень и эффективность использования ресурсов, а также потенциалу перехода к новым технологическим условиям и постиндусриальному производству..

  Второй доклад Римскому клубу - авторы М.Месарович(США) и Э.Пестель (ФРГ) - был построен уже на базе многоуровневой модели, которая включала показатели по миру в целом и по 10 регионам в частности. Такой региональный уклон был уже ближе к геоцивилизационному подходу, хотя часть регионов носит смешанный межцивилизационный характер. Эта модель строилась на трех уровнях: девятиотраслевая схема«затраты – выпуск»; макроэкономическая схема; схема межрегиональных торгово-экономических связей. 

  Другим центром разработки глобальных моделей стал Секретариат ООН, который привлек к данной проблеме группу высококвалифицированных специалистов. Их модели строились на основе данных по 15 мировым регионам мира: 6 развитым, 6 развивающимся, 3 централизованно планируемым, а также по 45 отраслям, 5 видам экологической деятельности и др. Но эти модели, как показала практика, строились применительно к обществу уходящему в историю.

Процесс глобализации, а также развал бывшего СССР и мировой системы социализма, образование целого ряда новых самостоятельных государств, вступивших в переходный этап развития своих национальных экономик, показали, насколько сложно и непредсказуемо само предвидение динамики мировой экономики.

    Сегодня необходимость построения геоцивилизационной модели развития мировой экономики очевидна в силу следующих причин:

1) формируется новая, постиндустриальная парадигма обществознания и новая система глобальных и национальных моделей, которые адэкватны круто изменившимся условиям развития мировой экономики

2) эти модели многомерные, они отражают единство глобальных цивилизаций в постиндустриальную эпоху. Их основой служат 6 функциональных блоков (которые в свою очередь могут иметь подблоки), а именно: геодемографический, геоэкологический, геотехнологический, геоэкономический, геополитический, геосоциокультурный.

Лекция7. Экономика США– 2 часа

Лекция – 2 часа

1.Вступительная часть – 5 минут:

– проверка студентов

- информирование

- объявление темы, цели и задачи

 

Основная часть – 1час. 10 мин.

1. США – это федерация, 50 штатов + один федеральный округ Колумбия. СШа занимают 4-е место по территории((9,4 тыс. кв. км.), 3-е место по числу населения (более 260 млн. человек.) 90% граждан – верующие, более половины населения регулярно посещает церковь, только 11% американцев имеют образование ниже среднего.

2.

.

 

3.Заключительная часть - 5 мин.

 

- подведение итогов занятия

- постановка задач на самоподготовку

- объявление темы реферата

 

Дидактические материалы

Тезисы лекции

1. Американские корпорации завоевали лидирующие позиции в мире во многих отраслях промышленности еще в первой половине 20 века. (швейные машины «Зингер», автомашины «Форда», «Крайслера», «Дж. Моторз» лифтовое хозяйство «Отис» и др.). В конце 20 века диапазон американских отраслей, играющих ведущую роль в мировой экономике вырос еще больше.

Этот успех есть результат уникальной комбинации обстоятельств, которые, взаимодействуя, до сих пор усиливают общий позитивный результат этой страны. США, как известно, щедро наделены природными факторами производства, Но уникальность США не только в этом – США как никто другой сумели создать механизм улучшения качества факторных условий производства (выделяя на это огромные инвестиции), особенно в ключевых направлениях НТП: электроника, космос, ядерная энергетика, здравоохранение, биотехнологии, синтетика и др. При том нарастание мощи этих научных исследований, их интенсивное внедрение в производство материальных благ и услуг экстраполировалось затем на всю инфраструктуру страны.

2. Современная американская модель экономического развития характеризуется двумя принципиальными чертами:

- а) глобализация бизнеса

- б) информационная революция 

Глобализация бизнеса выступает первым источником экономического роста страны. Прежде всего, она означает активную интеграцию бизнеса в мировую экономику – более половины крупных корпораций США формируется за рубежом. С другой стороны в США успешно действует масса зарубежных фирм, дочерних компаний и филиалов – японских, китайских, арабских, европейских и других корпораций, Огромное значение для глобализации бизнеса имеет мощное развитие внешней торговли, с которой органически связано более ¼ экономики США, а также целеустремленное привлечение иностранных инвестиций

Глобализация открыла новые рынки + стимулировала производство (новые рабочие места) + повысила конкурентную способность товаров, качество продукции и услуг + привела к снижению издержек и т.д. Вступление США в ВТО открыло новые поистине гигантские возможности во внешней торговле

Информационная революция – это второй источник экономического роста США. В стране происходит настоящий информационный бум: цифровые технологии, новые компании, новые отрасли, и т.д. Гигантская научно-инновационная волна буквально перевернула американскую экономику. Совсем недавно – в средине 20 века – ее двигали автостроение, жилищное строительство, транспортное обслуживание. Сегодня в качестве «локомотива» экономики выступают информационные технологии, которые обеспечивают свыше трети всего экономического роста.

Масштабное и повсеместное внедрение информационных технологий в производство продукции и услуг стимулирует товаропроизводителей непрерывно разрабатывать и разнообразить ассортиментную политику, внедрять в производство новейшие достижения науки и техники, технологии, укреплять свои позиции на мировых рынках

                                           

 Тема 8. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ. – 4 часа

Лекция - 2 часа

Вступительная часть – 5 минут:

– проверка студентов

- информирование

- объявление темы, цели и задачи

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: