Лекция 13 формирование экономической модели Китая

Лекция - 4 часа

1.Вступительная часть – 5 минут:

– проверка студентов

- информирование

- объявление темы, цели и задачи

 

Основная часть – 2час, 30 мин.

 

1. Китай – третье по величине государство в мире после России и Канады, занимает 1\5 территории Азии. Площадь страны – 9,5 млн. кв.км., население – 1,2 мрлд. чел., т.е. каждый пятый человек на Земле – китаец. Китай разделен на 23 провинции, включая Тайвань, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения

2. Современная экономика Китая представляет собой следующую картину:

- наличие мощного государственного сектора, который производит 30% ВВП страны. Главным направлением реформ в этом секторе является акционирование предприятий при сохранении за государством контрольного пакета акций. 60%. В стране более 118 тыс. предприятий,

- под контролем государства находятся многие базовые отрасли экономики: энергетика, транспорт, металлургия, химическая индустрия, приборостроение, электроника, компьютерная техника и др. Происходят крупные качественные изменения в их структуре и техническом уровне.

- заметный сдвиг получило производство потребительских товаров, жилищное строительство в городах и деревне, оптовая и розничная торговля и т.д..

- в системе высшего образования Китая учатся свыше 3,2 млн. студентов, в аспирантуре – около 200 тысяч молодых ученых. Программа одаренных студентов финансируется государством полностью. Более 200 млн. молодежи изучают английский язык. По количеству пользователей Интернетом Китай догнал ведущие страны мира. Численность преподавательско-профессорского состава (ППС) – 400 тысяч человек

3.. Частный сектор в Китае создает 7 0% ВВП (и эта доля ежегодно растет), на частных негосударственных предприятиях и фирмах про изводится более 50% промышленной продукции, 37% услуг. Кроме того, 75% занятых в сельском хозяйстве также работают в частных хозяйствах.

 

Заключительная часть - 3 мин.

- подведение итогов занятия

- постановка задач на самоподготовку

- объявление темы реферата

 

Дидактический материал

Тезисы лекции

Новая китайская модель экономического развития получила название «Пекинский консенсус». Ее отличительные черты:

- ориентация на национальные традиции и особенности при строительстве социализма;

- первоочередное внимание к науке и образованию;

- курс на длительность проведения реформ, без пресловутых «больших скачков» в экономике;

- использование системы рыночных отношений при общих социалистических принципах управления;

- принцип политической открытости для внешнего мира.

3. Это динамичная модель, способная к развитию, ее стержнем выступает тандем твердой государственной власти и хозяйственного механизма рыночной экономики. Она обеспечивает не просто высокие темпы экономического роста и длительную социальную стабильность, но она оказалась в отличие от многих иных моделей, способной решить главную проблему практически во всех развивающихся странах, а именно проблему борьбы с бедностью    

4. Основные макропоказатели Китая  в динамике и на перспективу.

Таблица 7.

Основные макропоказатели 1985 год 2005 год 2010 год 2020 год
ВВП(мрлд.долл.): 1670 9520 13475 23015
по обменному курсу(юан/долл) 290 1650 2340 4000
по ППС (1,26 юан/долл) 1325 7555 10695 18265
Среднегодовые темпы прироста ВВП (%):        
- общий объем 10,7% 7,5% 7,2% 5%
- на душу населения 8,9% 6,9% 6,6% 5,5%
Структура ВВП (%):        
1-ая сфера(с/х) 28,5% 16% 14% 10%
2-ая сфера 45% 50% 50% 50%
3-я сфера 28,5% 34% 36% 42%

Источник: www.ereport.ru.news

5. Главным результатом проводимых в стране реформ надо считать превращение страны в индустриально-аграрную державу, которая имеет гигантские ресурсы для дальнейшего наращивания экономического и военного потенциала.За последние 20-25 лет в Китае внедрено более 440 тысяч крупных научно-технических проектов, из которых 75 тысяч – на общегосударственном уровне. В 80-е гг Китай занимал 2% на мировом рынке высоких технологий; в 90-е гг – 6%, в 2008 г. – 7,5%. В настоящее время Китай является лидером по производству многих видов современных технологий (из области электроники, компьютерной техники, информационного оборудования и др.).

Экономические уклады предприятий в промышленности Китая

Таблица.9.

Название количество Доля в промышленном производстве Доля в промышленной продукции
Государственные предприятия 114 тыс. 28,2% 29%
Коллективные предприятия 1,6 млн. 35,5% 39%
Индивидуальные предприятия 6 млн. 18,2% 16%
Прочие формы (частные, совместные, иностранные фирмы) 70 тыс. 26,1% 17%

Источник: www.ereport.ru\newsvideo.online.ua\search\tags\819

Оценивая перспективы и положительные тенденции китайской экономики важно отметить, что:

во-1) Китай стал ключевым фактором развития мировой экономики, поскольку страна ошеломила весь мир своими успехами в реальном секторе и получила шанс повторить опыт послевоенной Японии и южной Кореи.

в-2) китайскую модель рыночных реформ смело можно назвать универсальной в силу того, что опыт Китая основан на внимательном изучении и грамотной адаптации к своим национальным условиям тех закономерностей и пропорций, которые наработаны долгим историческим процессом мировой модернизации экономик в целом.

 

Лекция 14 ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ и СНГ 

Лекция - 4 часа

1.Вступительная часть – 5 минут:

– проверка студентов

- информирование

- объявление темы, цели и задачи

 

Основная часть – 2час, 30 мин.

1. Переходная экономика – это особое состояние в развитии экономики, когда она функционирует в период перехода одной зрелой экономической модели к другой зрелой экономической системе. Такое движение всегда носит ступенчатый характер

2. К числу общеэкономических закономерностей, свойственных странам с переходной экономики, относятся: неустойчивость развитияальтернативный характер развития; историчность и т.д.

3. Экономические этапы переходной экономики:

- создание политических и институциональных предпосылок (1991г.);

- либерализация экономики (1992г.);

- приватизация (1992 - 1994гг.);

- макроэкономическая (финансовая) стабилизация (1996г. - первое полугодие 1998г., 1999г. - по настоящее время);

- структурная перестройка и др.

 

 

Заключительная часть - 3 мин.

- подведение итогов занятия

- постановка задач на самоподготовку

- объявление темы реферата

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: