Основная часть – 1час, 20 мин

 

1. По экономическому развитию Германия занимает 1 место в Европе и 3 место в мире. По объему ВВП на душу населения (26-28 тыс. долларов в год) страна занимает 3 место в мире после США и Японии. Население Германии – 82 миллиона человек (второе место в Европе после России).

2.    Естественные ресурсы достаточно скудны. Отсюда бережливость, педантизм как национальные черты немцев. 55% территории отведено под с-х угодья, 30% - под лес, много рек, озер, 83% населения живет в городе. Германия – это индустриально- информационно - аграрная страна. Основной чертой  немецкой модели рыночной экономики  остается ее социальная направленность. Огромную роль играет государство (реформы Эрхарда), т.е. это компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства в стране. Этические нормы и принципы этой модели базируются на протестантской религии, а социальные принципы – на католицизме. Поэтому в центре системы попрежнему стоит предпринимательская деятельность

 

Заключительная часть - 3 мин.

- подведение итогов занятия

- постановка задач на самоподготовку

- объявление темы реферата

 

Дидактический материал

      

5.Тезисы лекции:

1Естественные ресурсы достаточно скудны. Отсюда бережливость, педантизм как национальные черты немцев. 55% территории отведено под с-х угодья, 30% - под лес, много рек, озер, 83% населения живет в городе. Германия – это индустриально- информационно - аграрная страна.      Характерные черты ее экономики:

- высокая степень концентрации производства и капитала (концерны «Фольксваген», «Тиссен»,»Круп»,»Сименс»,»Бош» и др.

- повсеместное внедрение достижений НТП,

- постоянный рост затрат на НИОКР и образование

- высокий уровень конкурентоспособности продукции и услуг за счет высокого качества и экологической безопасности

- значительная роль иностранного капитала

2. Много проблем создало стране воссоединение восточной и западной Германии -  темпы объединенной страны в целом снизились на темпах роста – менее 2%, т.к. с момента объединения в развитие восточных земель надо было вкладывать ежегодно очень серьезный капитал – не менее 100 млрд немецких марок. Но эти вложения позволили уже к 1996 году выправить положение и темпы роста страны в целом вернулись к прежней черте – 2,9%. В целом конечно объединение ФРГ и ГДР дало мощный импульс стране к развитию.      .

  Таблица 3        Экономические показатели объединенной Германии

 

  Показатели 1995 1999 2001 2013
Население, млн. чел. 81,6 81,6 81,7 82.3
ВВП, млрд. долл 1500 1575 1600 1635
Доля в мировом ВВП, % 5,0 5,4 4,7 4,9
ВВП на душу населения, тыс. долл. 18,25 18,5 26,3 26, 8
Промышленная продукция, млрд. долл. 430 460 459 470
Доля страны в мировой промышленной продукции, % 5,7 6,0 5,4 6,7
Производительность труда в промышленности (мировой уровень = 1) 2,7 2,3 2,25 2,4

Источник: Журнал « МЭиМО,» 2013, № 3,с. 32 

 

3 В целом о сновной чертой  немецкой модели рыночной экономики  остается ее социальная направленность. Огромную роль играет государство (реформы Эрхарда), т.е. это компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства в стране. Этические нормы и принципы этой модели базируются на протестантской религии, а социальные принципы – на католицизме. Поэтому в центре системы попрежнему стоит предпринимательская деятельность. И менно она обеспечивает распределение материальных благ всем членам общества по количеству и качеству труда. Немцы, как западные, так и восточные, есть единая по своей природе нация. Ей присущи высокая работоспособность. высокая обязательность, вплоть до педантичности, высокая точность и национальная дисциплинированность.

4..Попрежнему велики  роль и значение экспорта. Каждый третий инженер, техник или предприниматель работает на экспорт. Ежегодный прирост экспорта колеблется от 7% до 8,5%. Происходит постоянный рост внешнеэкономических связей – 56% немецкого экспорта приходится на страны ЕС, 10% - на США, 30% - на Россию.

    

 

 

          Лекция 10   ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЯПОНИИ

Лекция - 2 часа

1.Вступительная часть – 5 минут:

– проверка студентов

- информирование

- объявление темы, цели и задачи

 

Основная часть – 1час, 20 мин.

 

 

Заключительная часть - 3 мин.

- подведение итогов занятия

- постановка задач на самоподготовку

- объявление темы реферата

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: