1. По экономическому развитию Германия занимает 1 место в Европе и 3 место в мире. По объему ВВП на душу населения (26-28 тыс. долларов в год) страна занимает 3 место в мире после США и Японии. Население Германии – 82 миллиона человек (второе место в Европе после России).
2. Естественные ресурсы достаточно скудны. Отсюда бережливость, педантизм как национальные черты немцев. 55% территории отведено под с-х угодья, 30% - под лес, много рек, озер, 83% населения живет в городе. Германия – это индустриально- информационно - аграрная страна. Основной чертой немецкой модели рыночной экономики остается ее социальная направленность. Огромную роль играет государство (реформы Эрхарда), т.е. это компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства в стране. Этические нормы и принципы этой модели базируются на протестантской религии, а социальные принципы – на католицизме. Поэтому в центре системы попрежнему стоит предпринимательская деятельность
Заключительная часть - 3 мин.
|
|
- подведение итогов занятия
- постановка задач на самоподготовку
- объявление темы реферата
Дидактический материал
5.Тезисы лекции:
1Естественные ресурсы достаточно скудны. Отсюда бережливость, педантизм как национальные черты немцев. 55% территории отведено под с-х угодья, 30% - под лес, много рек, озер, 83% населения живет в городе. Германия – это индустриально- информационно - аграрная страна. Характерные черты ее экономики:
- высокая степень концентрации производства и капитала (концерны «Фольксваген», «Тиссен»,»Круп»,»Сименс»,»Бош» и др.
- повсеместное внедрение достижений НТП,
- постоянный рост затрат на НИОКР и образование
- высокий уровень конкурентоспособности продукции и услуг за счет высокого качества и экологической безопасности
- значительная роль иностранного капитала
2. Много проблем создало стране воссоединение восточной и западной Германии - темпы объединенной страны в целом снизились на темпах роста – менее 2%, т.к. с момента объединения в развитие восточных земель надо было вкладывать ежегодно очень серьезный капитал – не менее 100 млрд немецких марок. Но эти вложения позволили уже к 1996 году выправить положение и темпы роста страны в целом вернулись к прежней черте – 2,9%. В целом конечно объединение ФРГ и ГДР дало мощный импульс стране к развитию. .
Таблица 3 Экономические показатели объединенной Германии
Показатели | 1995 | 1999 | 2001 | 2013 |
Население, млн. чел. | 81,6 | 81,6 | 81,7 | 82.3 |
ВВП, млрд. долл | 1500 | 1575 | 1600 | 1635 |
Доля в мировом ВВП, % | 5,0 | 5,4 | 4,7 | 4,9 |
ВВП на душу населения, тыс. долл. | 18,25 | 18,5 | 26,3 | 26, 8 |
Промышленная продукция, млрд. долл. | 430 | 460 | 459 | 470 |
Доля страны в мировой промышленной продукции, % | 5,7 | 6,0 | 5,4 | 6,7 |
Производительность труда в промышленности (мировой уровень = 1) | 2,7 | 2,3 | 2,25 | 2,4 |
Источник: Журнал « МЭиМО,» 2013, № 3,с. 32
|
|
3 В целом о сновной чертой немецкой модели рыночной экономики остается ее социальная направленность. Огромную роль играет государство (реформы Эрхарда), т.е. это компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства в стране. Этические нормы и принципы этой модели базируются на протестантской религии, а социальные принципы – на католицизме. Поэтому в центре системы попрежнему стоит предпринимательская деятельность. И менно она обеспечивает распределение материальных благ всем членам общества по количеству и качеству труда. Немцы, как западные, так и восточные, есть единая по своей природе нация. Ей присущи высокая работоспособность. высокая обязательность, вплоть до педантичности, высокая точность и национальная дисциплинированность.
4..Попрежнему велики роль и значение экспорта. Каждый третий инженер, техник или предприниматель работает на экспорт. Ежегодный прирост экспорта колеблется от 7% до 8,5%. Происходит постоянный рост внешнеэкономических связей – 56% немецкого экспорта приходится на страны ЕС, 10% - на США, 30% - на Россию.
Лекция 10 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЯПОНИИ
Лекция - 2 часа
1.Вступительная часть – 5 минут:
– проверка студентов
- информирование
- объявление темы, цели и задачи
Основная часть – 1час, 20 мин.
Заключительная часть - 3 мин.
- подведение итогов занятия
- постановка задач на самоподготовку
- объявление темы реферата