Здесь довожу до сведения дорогих верующих третий вопрос. Данный вопрос заключается в том, как смотрит Священный Коран на три этих этапа? Три данных стадии были очень ясно разъяснены в Священном Коране и хадисах. При этом Коран требует с нас три этих стадии. Ознакомимся с аятами по поводу этого.
1. Тахзиби нафс
В 105-ом аяте суры «Маида» Всевышний Аллах говорит об этом:
-О те, которые уверовали! На вас [лежит забота и попечение] о душах ваших. Не навредит вам тот, кто сбился [с пути верного], когда пошли вы [по нему]. [Лишь] к Аллаху [предстоит] возвращение ваше [всех] вместе, и поведает Он вам о том, что совершали вы!
Этот аят даёт нам знать о том, что человек должен очищать себя от скверных деяний. Если некий человек очистит себя, свою душу и будет исправлен, то заблуждение других не отведёт его с выбранного пути. Поэтому очищение души является одним из тех вопросов, который ежедневно встаёт пред человеком. Если некий человек не может исправить себя, то он никогда не сможет исправить других.
|
|
-Его Светлость Али(а) сказал по этому поводу: «Всякий, кто хочет наставить другого, сперва должен воспитать себя. Впредь того, чтобы наставить других на словах, он должен быть образцом своими деяниями».
Если некий человек призовёт людей к совершению благих дел, то сперва он сам должен следовать своим словам. А также, если он увещевает людей относительно порицаемого деяния, то в первую очередь он сам должен быть отстранён от этих дел. Если некий человек будет рассказывать другим об обязательности и значимости молитвы, то в первую очередь сам должен быть совершающим молитву и придающим значение молитве.
Некий человек рассказывает: В один из дней я отправился к Имаму Хасану Аскари(а). Войдя во внутрь, я увидел Его Светлость(а) с бумагой на руках занятым писанием чего-то. В эту же секунду был издан азан. Его Светлость(а) положил на стол имеющуюся на руках письмо и начал готовиться к молитве, а после завершения, снова приступил к продолжению выполняемого им дела.
Увидев этот случай, я понял, что человек во время наступления молитвы должен оставить все имеющиеся дела и выполнить молитву, а после завершения же, снова приступить к тому делу.
Если после этого Его Светлость(а) скажет о важности молитвы и выполнения молитвы в начале времени, то это несомненно окажет влияние, так как на деяниях он следовал этому деяния лучше всех.
Затем Его Светлость Али(а) сказал:
-Человек, который руководит своим нафсом и воспитывается, почтеннее того, кто руководствует и даёт наставление.
В ином хадисе Его Светлость Али(а) сказал:
Как исправит других, человек, который не может исправить самого себя?
|
|
Как может наставить на прямой путь других людей человек, который сбил свою душу?
Как может увещевать других людей человек, который предал самого себя?
Как может быть справедливым по отношению к другим человек, который совершил угнетение самому себе?
Затем Его Светлость(а) сказал:
Не жди повиновения себе других, когда ты не подчинён самому себе.
То есть, если человек не справляется собой, не может повиноваться себе, то пусть не будет в ожидании повиновения себе со сторона других. Если воля некого человека не в его руках, то как он может распоряжаться другими людьми?
Из указанных аятов и хадисов мы получаем такой вывод, что очищение души с точки зрения Ислама играет для жизни человека очень значимую роль. Если некий человек будет исполнять повеления Аллаха, а такж сторониться деяний, запрещённых Аллахом, словом, сломает свои страсти, в таком случае, другим также будет влиять деяния того самого человека.
2.Тадбири манзил (исправление семьи)
Об этом Всевышний Аллах сказал в 6-ом аяте суры «Ат-Тахрим»:
-О те, которые уверовали! Оберегайте себя и семьи свои от огня [адского], растопкой которого [будут] люди и камни! Над ним [есть] ангелы, суровые, сильные - не ослушиваются они Аллаха в том, что повелел Он им, и делают то, что повелевается им.
В этом благословенном аяте Всевышний Аллах очень искренне говорит нам об исправительных семейных делах и воспитании семьи.
После ниспослания данного аята у Святого Пророка(с) спросили: о Посланник Аллаха, как нам уберечь от огня нашу семью?
Святой Пророк(с) сказал:
-Ты донеси им повеления Аллаха и остерегай их от проницаемых Аллахом дел. Если они последуют твоим словам, то ты убережёшь их пламени ада. Нет, если они не последуют, то ты исполнишь возложенную на тебя обязанность.
В другом хадисе Святой Пророк(с) сказал:
-Будьте внимательны! Все вы пастухи и все являетесь ответчиками за имеющееся у вас и то, что в вашем распоряжении. И вы несёте ответственность за людей, над которыми являетесь попечителями. Всякий мужчина является ответчиком за свою семью. А также каждая женщина несёт ответственность за своего мужа и детей.
Его Светлость Али(а) сказал:
-Учите благим деяниям как себя, так и свою семью. И занимайтесь их воспитанием.
3. Сийасати мудун (развитие общества)
Относительно этого Всевышний Аллах говорит Пророку(с) в 94-96-ом аятах суры «Ал-Хиджр»:
-Провозгласи же то, что велено тебе, и отвратись от язычников.
Поистине, Мы избавили тебя от насмехающихся [над тобой предводителей курайшитов], которые ставят [для поклонения наряду] с Аллахом божество другое, и вскоре узнают они [о последствиях неверия своего].
Из вышеуказанных аятов становится ясно, что ислам принимает эти вопросы. Каждый человек должен жить в обществе и стараться исправлять свою собственную семью. Цель в старании состоит в том, что своё общество необходимо исправлять начиная с изменения себя, а затем своей семьи. Человек, который пройдёт эти процессы, приобретёт светоч, а затем обретёт счастье и успех в том самом прекрасном, чистом и исправленном обществе.
Призыв к благому и пресечение неодобряемого или народный контроль