Евгений Николаевич Кузьмин,
Иван Иванович Кулагин,
Александр Григорьевич Прокудин. Ленинград, 1968 год.
Здесь с 1929 по 1933 год был разработан первый в мире экспериментальный электрический ракетный двигатель, использующий в качестве рабочего тела твердые или жидкие проводники, которыми служили непрерывно подаваемые металлические проволоки, либо жидкие струи, взрываемые с заданной частотой электрическим током в камере с соплом.
Первый в мире экспериментальный электрический ракетный двигатель (ЭРД) электротермического типа, разработанный в ГДЛ в 1929-1933 годах. |
Здесь же в 1930-1931 годах были созданы первые отечественные жидкостные ракетные двигатели.
ОРМ.
Первый отечественный жидкостный ракетный двигатель ОРМ-1, разработанный в ГДЛ в 1930- 1931 годах.
3 - двойное ножевое уплотнение крышки с соплом; 4 - форсунки горючего; 5 - форсунки окислителя; 6 - обратные клапаны с фильтрами; 7 - опорный цилиндр; 8 - рубашка;
9 - штуцер замера давления в камере сгорания; 10 - подвод горючего; 11 - подвод окислителя. |
В 1930 году в ГДЛ впервые были предложены и в дальнейшем подробно исследованы в качестве окислителей для жидкостных ракетных двигателей азотная кислота, её растворы с азотным тетроксидом, перекись водорода, хлорная кислота, тетранитрометан, а в качестве горючего - бериллий и другие вещества.
В 1930 году в лаборатории были разработаны и проверены в двигателях профилированные сопла и термоизоляционные покрытия из двуокиси циркония и других составов для камер сгорания.
В 1930-31 годах были спроектированы, изготовлены и испытаны первые в СССР стендовые жидкостные ракетные двигатели, именовавшиеся ОРМ - по первым буквам полного названия: опытный ракетный мотор.
ОРМ-1.
ОРМ без номера испытывался на заранее приготовленной смеси жидких окислителя и горючего, сжигавшейся в камере сгорания с соплом, а все последующие двигатели ОРМ имели номер и обладали раздельной подачей жидких окислителя и горючего.
ОРМ.