Крупные производственно-хозяйственные комплексы широко создавались в условиях плановой экономики. В тот период они действовали главным образом в качестве хозяйственных объединений. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения представляли собой группы предприятий во главе с органом управления. Орган управления выступал в правовых отношениях в интересах объединения.
Подобный производственно-хозяйственный комплекс конструировался как хозяйственная система, включавшая в себя предприятия, организации и центр системы. Последний признавался субъектом права и имел права юридического лица, а система в целом обладала лишь некоторыми элементами хозяйственной правосубъектности. В условиях плановой экономики хозяйственные системы часто носили монополистический характер и сочетали административные и экономические методы управления.
В современных условиях производственно-хозяйственные комплексы в нашей стране создаются в форме холдингов и финансово-промышленных групп. Они действуют в качестве хозяйственных систем, которые не пользуются правами юридического лица, но в некоторых отношениях обладают хозяйственной правосубъектностью.
|
|
Производственно-хозяйственные комплексы могут также выступать субъектами инвестиционной деятельности. В инвестиционном законодательстве говорится о том, что инвесторами могут выступать группы лиц (объединения), не имеющие прав юридического лица. Такие положения предусматриваются в законодательстве как о внутренних, так и об иностранных инвестициях.
Системный подход к правовой организации крупных производственно-хозяйственных комплексов характерен для современного законодательства нашей страны. В п. «и» ст. 7i Конституции РФ говорится о федеральных энергетических системах.
Одной из таких систем является система газоснабжения, правовое положение которой определяется Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Согласно ст. 5 этого закона федеральная система газоснабжения — это совокупность действующих на территории страны систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Таким образом, в федеральную систему входят региональные системы в качестве подсистем и в конечном счете — все газоснабжающие и газораспределительные организации. При этом в законе подчеркивается, что в систему входят все подобные организации независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы. Хотя в других частях этого закона содержатся некоторые неточные формулировки1, системный подход позволяет обеспечить единое правовое регулирование и управление системой газоснабжения в стране.
|
|
Объединение юридических лиц – это членская организация, объединяющая любые как коммерческие, некоммерческие, так и государственные организации в некоммерческих целях. Такого рода объединения могут создаваться в виде ассоциаций и союзов. Ассоциация – это добровольное объединение юридических и (или) физических лиц. Союз – добровольное объединение, соглашение для осуществления каких-либо действий. При этом следует отметить, что российское законодательство не проводит четкого различия между ассоциацией и союзом как видами объединения юридических лиц. Вместе с тем ряд специалистов считают, что более правильно считать ассоциацию объединением однотипных организаций, а союз – объединением, образованным на основе таких признаков, как территориальная общность, общий рынок сбыта продукции и др.
Различают следующие формы объединений юридических лиц:
• объединения коммерческих организаций;
• объединения некоммерческих организаций;
• объединения коммерческих и некоммерческих организаций.
Право собственности как основа хозяйственной собственности.
Экономические отношения собственности – это исторически сложившийся тип общественных отношений, в рамках которых осуществляется присвоение средств производства и предметов потребления. Право собственности представляет собой органическую совокупность правомочий собственника, к которым относятся:
· право владения, которое законом определяется как юридически обеспеченная возможность иметь у себя данное имущество (фактически обладать им);
· право пользования– юридически обеспеченная возможность извлечения из имущества его полезных свойств;
· право распоряжения– это юридически обеспеченная возможность решать самостоятельно юридическую и фактическую судьбу имущества.
При отсутствии хотя бы одного из этих правомочий права собственности нет.
Под имуществом понимается совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, которые характеризуют имущественное положение их носителя.
Структуру имущества субъектов хозяйствования составляют:
· движимое и недвижимое имущество;
· имущество, участвующее в производственной деятельности и непроизводственного назначения;
· имущество, изъятое из оборота, ограниченно оборотоспособное, свободно отчуждаемое;
· основные и оборотные средства;
· материальные активы (основные и оборотные средства) и нематериальные активы;
· нематериальные элементы – исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты промышленной собственности, и т. д.