Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу). Цена формируется под влиянием спроса и предложения, а также цена выражает общественно-необходимые затраты на производство товара и колеблется около его стоимости. Цена как экономическая категория формируется с учетом ряда факторов: уровня потребительского спроса на продукцию, эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др.
В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.
Виды цен и тарифов
|
|
По характеру обслуживаемого оборота различают цены:
оптовые, по которым предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям; закупочные, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция производителями (колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами и населением) государственным и коммерческим организациям для последующей переработки; розничные, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению; По степени свободы цен от воздействия государства при ихустановлении различают цены:
свободные, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Государство может добиваться изменения этих цен только путем воздействия на конъюнктуру рынка; регулируемые, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но подвергающиеся определенному воздействию со стороны государства или через непосредственное ограничение их роста или снижения, или путем регламентации рентабельности и т.п.;
фиксируемые, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров.
♦ По способу фиксации классифицируют цены:
контрактные, устанавливаемые по соглашению сторон и регистрируемые в контракте;
трансфертные, применяемые при реализации продукции между филиалами и подразделениями внутри одного предприятия или одной ассоциации;
биржевые (биржевые котировки), используемые при продаже товаров через биржи;
цены торгов, обслуживающие особую форму торговли, когда несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный.
|
|
♦ По степени обоснованности различают цены: базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными характеристиками;
справочные, публикуемые в каталогах, прейскурантах, журналах, газетах, справочниках и экономических обзорах. Они используются специалистами в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;
прейскурантные, представляющие собой вид справочной цены и публикуемые в прейскурантах фирм-производителей или продавцов;
фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок или скидок к базисной цене;
цены потребления, определяющие все затраты покупателя,
связанные с приобретением товара, его доставкой и расходами.
Тариф — это налог или таможенная пошлина, взимающаяся с товара, который пересекает государственную границу9. Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным мерам государственного регулирования экспортно импортных операций. Они подразделяются на следующие группы: импортные; экспортные; транзитные.