Обжалования отказа в принятии заявления о преступлении

Обжалование отказа в возбуждении уголовного дела

Такие решенияблокируют доступ граждан к правосудию, т.к. препятствуют дальнейшим действиям по делу, поэтому могут обжаловаться по любым основаниям.

3. обжалование постановления о возбуждении УДнет указания на возможность обжалования.

 

Решение о возбуждении дела как раз открывает дорогу в суд, и будет еще много возможностей оценить его верность на стадии судебного разбирательства. Сейчас же суд не может давать оценку обстоятельствам дела, предрешать его судьбу и делать выводы о наличии/отсутствии состава преступления.

Понятие «заинтересованное лицо» -в УПК отсутствует, но есть позиция КС РФ: лицо, заявившее о преступлении + любое другое лицо, интересы которого затрагиваются соответствующим постановлением.

Задача судебного контроля на стадии возбуждения дела:защита и восстановление интересов лиц на этапе приема, регистрации, проверки и разрешения сообщения о преступлении.

Прокурорский надзор – прокурор;

Ведомственный контроль – РСО.

В отличии от судебного, данный вид контроля носит постоянный и сплошной характер, т.к. реализуется не только по жалобе заинтересованных лиц, но и в рамках исполнения должностными лицами процессуальных полномочий.

Права прокурора и РСО:

Отмена решения дознавателя, следователя (как итогового, так и иного).

Причем, прокурор может проверять исполнение требований закона во всех органах дознания и предварительного следствия.

Примерные полномочия прокурора из приказа Генерального Прокурора:

- проверка исполнения требований закона при приеме, регистрации сообщений о преступлениях;

- установления фактов применения методов воздействия на заявителя со стороны следственных органов;

- отмена незаконного и необоснованного итогового для стадии возбуждения уголовного дела процессуального решения, в 24 часа с момента поступления материалов к прокурору.

Прокурор в отношении органа дознания: признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения

Прокурор в отношении РСО, следователя: признав отказ в возбуждении УД незаконным и необоснованным, прокурор отменяет постановления об отказечерез вынесение мотивированного постановления, которое вместе с материалами дела направляется РСО.

 

Вынесенное РСО, следователем постановление об отказе в возбуждении дела отменяется непосредственно РСО, которыйотменяет постановление следователя и либо возбуждает дело, либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями.

Элементы прокурорского надзора в целом:

1. доследственные проверки;

Надзор за органами дознания по выполнению обязанностей по приему, учету и регистрации сообщений о преступлениях.

3. рассмотрение ходатайств;

4. рассмотрение жалоб.                                                                          

 

Предварительное следствие: понятие, общие условия, генезис в отечественном уголовном процессе.

 

Цель: обеспечение органов правосудия материалами об исследованных и предварительно-доказанных обстоятельствах преступления или в установлении наличия/отсутствия оснований для проведения судебного разбирательства по делу.

Задачи:

- установить наличие или отсутствие события преступления, изобличить виновных;

- собрать, проверить, оценить доказательства;

- задержание лица, применение мер пресечения, составление обвинительного заключения.

 

Субъекты проведения:следователь или дознаватель в зависимости от подведомтсвенности.

Генезис отечественного предварительного расследования:

 

1. Дореформенный период (до 1864 г) – следствие делилось на предварительное и формальное. Предварительное проводилось по факту преступления при наличии поводов, суть его в расследовании по горячим следам и розыску обвиняемого. Формальное производилось в отношении конкретного лица, включало его допрос.

Досудебное производство имело несудебный порядок ипроводилось одним административным органом,в отличие от Европы, где дознание проводилось полицией, а следствие судом.

 

2. Послереформенный период (по итогам реформы 1864 г).

Основная идея: отделение судебной власти от власти административной. Следственные полномочия были переданы суду, а за полицией оставались первоначальные действия (дознание) с целью раскрытия преступления через розыск улик и лиц.Оценку и сбор доказательств производил уже следователь (должность – «судебный следователь»).

Итог реформы: четкое разделение дознания (полицейская деятельность) и предварительного следствия (следственно-судебная деятельность).

 

3. Советский период.

Первый этап (1917-1924).

Общий коллапс, предварительное расследование производили и суды, и административные органы, разные комиссии, народные судьи.

Вырисовываются основные черты института: с одной стороны, полный контроль над следствием осуществлял суд, который мог давать указания и рассматривать жалобы на решения следователей. С другой, подобным кругом полномочий обладали прокуроры, что свидетельствует о «перетекании» института предварительного расследования из-под власти судов. Задача дознания на этом этапе – сохранить следы преступления. Видны колебания между попыткой признать разую роль за дознанием и следствием, и попыткой подчинить их следователю. Поэтому, пытались убрать следствие, подчиненное суду, в сторону следствия, подчиненного следователю. Постепенно грань между дознанием и предвариетльным следствием начинает и вовсе стираться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: