Обжалование отказа в возбуждении уголовного дела
Такие решенияблокируют доступ граждан к правосудию, т.к. препятствуют дальнейшим действиям по делу, поэтому могут обжаловаться по любым основаниям.
3. обжалование постановления о возбуждении УД – нет указания на возможность обжалования.
Решение о возбуждении дела как раз открывает дорогу в суд, и будет еще много возможностей оценить его верность на стадии судебного разбирательства. Сейчас же суд не может давать оценку обстоятельствам дела, предрешать его судьбу и делать выводы о наличии/отсутствии состава преступления.
Понятие «заинтересованное лицо» -в УПК отсутствует, но есть позиция КС РФ: лицо, заявившее о преступлении + любое другое лицо, интересы которого затрагиваются соответствующим постановлением.
Задача судебного контроля на стадии возбуждения дела:защита и восстановление интересов лиц на этапе приема, регистрации, проверки и разрешения сообщения о преступлении.
Прокурорский надзор – прокурор;
|
|
Ведомственный контроль – РСО.
В отличии от судебного, данный вид контроля носит постоянный и сплошной характер, т.к. реализуется не только по жалобе заинтересованных лиц, но и в рамках исполнения должностными лицами процессуальных полномочий.
Права прокурора и РСО:
Отмена решения дознавателя, следователя (как итогового, так и иного).
Причем, прокурор может проверять исполнение требований закона во всех органах дознания и предварительного следствия.
Примерные полномочия прокурора из приказа Генерального Прокурора:
- проверка исполнения требований закона при приеме, регистрации сообщений о преступлениях;
- установления фактов применения методов воздействия на заявителя со стороны следственных органов;
- отмена незаконного и необоснованного итогового для стадии возбуждения уголовного дела процессуального решения, в 24 часа с момента поступления материалов к прокурору.
Прокурор в отношении органа дознания: признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения
Прокурор в отношении РСО, следователя: признав отказ в возбуждении УД незаконным и необоснованным, прокурор отменяет постановления об отказечерез вынесение мотивированного постановления, которое вместе с материалами дела направляется РСО.
Вынесенное РСО, следователем постановление об отказе в возбуждении дела отменяется непосредственно РСО, которыйотменяет постановление следователя и либо возбуждает дело, либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями.
|
|
Элементы прокурорского надзора в целом:
1. доследственные проверки;
Надзор за органами дознания по выполнению обязанностей по приему, учету и регистрации сообщений о преступлениях.
3. рассмотрение ходатайств;
4. рассмотрение жалоб.
Предварительное следствие: понятие, общие условия, генезис в отечественном уголовном процессе.
Цель: обеспечение органов правосудия материалами об исследованных и предварительно-доказанных обстоятельствах преступления или в установлении наличия/отсутствия оснований для проведения судебного разбирательства по делу.
Задачи:
- установить наличие или отсутствие события преступления, изобличить виновных;
- собрать, проверить, оценить доказательства;
- задержание лица, применение мер пресечения, составление обвинительного заключения.
Субъекты проведения:следователь или дознаватель в зависимости от подведомтсвенности.
Генезис отечественного предварительного расследования:
1. Дореформенный период (до 1864 г) – следствие делилось на предварительное и формальное. Предварительное проводилось по факту преступления при наличии поводов, суть его в расследовании по горячим следам и розыску обвиняемого. Формальное производилось в отношении конкретного лица, включало его допрос.
Досудебное производство имело несудебный порядок ипроводилось одним административным органом,в отличие от Европы, где дознание проводилось полицией, а следствие судом.
2. Послереформенный период (по итогам реформы 1864 г).
Основная идея: отделение судебной власти от власти административной. Следственные полномочия были переданы суду, а за полицией оставались первоначальные действия (дознание) с целью раскрытия преступления через розыск улик и лиц.Оценку и сбор доказательств производил уже следователь (должность – «судебный следователь»).
Итог реформы: четкое разделение дознания (полицейская деятельность) и предварительного следствия (следственно-судебная деятельность).
3. Советский период.
Первый этап (1917-1924).
Общий коллапс, предварительное расследование производили и суды, и административные органы, разные комиссии, народные судьи.
Вырисовываются основные черты института: с одной стороны, полный контроль над следствием осуществлял суд, который мог давать указания и рассматривать жалобы на решения следователей. С другой, подобным кругом полномочий обладали прокуроры, что свидетельствует о «перетекании» института предварительного расследования из-под власти судов. Задача дознания на этом этапе – сохранить следы преступления. Видны колебания между попыткой признать разую роль за дознанием и следствием, и попыткой подчинить их следователю. Поэтому, пытались убрать следствие, подчиненное суду, в сторону следствия, подчиненного следователю. Постепенно грань между дознанием и предвариетльным следствием начинает и вовсе стираться.