Второй этап (1924 – 1958(60)

Начало было положено на всероссийской съезде деятелей советской юстиции. Итог: следователи, ранее организационно связанные с судами, стали подчиняться прокуратуре; прокурор стал руководить действиями следователя и дознавателя. Постепенно расширили круг дел, по которым расследование от начала до конца проводили органы дознания. Качество расследований упало. Вышинский потребовал ужесточить контроль над возбуждением уголовного дела. Теперь возбуждение дела должно было оформляться постановлением следователя, появилась необходимость в предварительных мероприятиях для установления надобности возбуждения уголовного дела – появление «доследственной проверки». Дознание и предварительное следствие были объединены в «расследование», и должны были производиться после возбуждения УД.

Третий Этап (1958(60) -до конца)

Начало: принятия Основ уголовного судопроизводства СССР (1958) и союзных республик (1960).Утверждение концепцииединой стадии предварительного расследования несудебного типа.

Основные положения:

1. предварительное расследование начиналось только после возбуждения дела;

2. составляло единую форму из 2 стадий: предварительное следствие и дознание;

3. обе формы имели несудебный характер и отличались лишь органами и иными техническими деталями;

4. широкий прокурорский надзор;

5. органы дознания проводят ОРД;

 

С утратой противопоставления предварительного следствия, как судебной деятельности и дознания, как полицейской, и появления концепции единого предварительного расследования (в двух формах) институциональные границы между следователем и дознавателем оказались стерты.

 

Современная Россия.

Сохранение единого расследования (несудебной деятельности в 2-х формах).

Реформа 2007 года:

- создание Следственного комитета;

- ослабление прокурорского надзора за следствием в пользу ведомственного контроля со стороны РСО.

- сохранение контроля прокурора за дознанием.

 

Формы предварительного расследования:

1. предварительное следствие;

2. дознание;

Это не автономные стадии процесса, а лишь формы единой стадии.

Предварительное следствие проводится по делам о наиболее опасных преступлениях, где нужно более сложное расследование, а дознание – по менее опасным делам для наиболее ускоренного и простого расследования.

По общему правилу предварительное расследование проводится в форме предварительного следствия, а дознание – по четко ограниченному списку преступлений небольшой или средней тяжести. Кроме того, по делам, допускающим дознание, прокурор вправе дать письменное указание о производстве предварительного следствия. Т.е. переход от дознания к следствию возможен, наоборот – невозможно.

Различия:

1. по органам расследования;

2. по срокам производства;

По структуре:для следствия необходимопривлечение в качестве обвиняемого; для дознания это нужно только если к подозреваемому применена мера пресечения на срок не более 10 суток, но для завершения дознания нужно больше времени.

4. по статусу лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование:

Дознание – в отношении подозреваемого (обвиняемый появляется только после составления обвинительного акта), поэтому появляется институт «уведомление о подозрении», который заменяет «привлечение лица в качестве обвиняемого».

5. по процессуальной форме окончания предварительного расследования: в целях ускорения производства при ознакомлении с материалами дела по окончании дознанияучастники процесса не вправе ходатайствовать о проведении дополнительных следственных действий.

6. наименование завершающего акта:

Дознание – обвинительный акт/постановление (для сокращенного дознания);

Предварительное следствие – обвинительное заключение.

7. по механизму прокурорского надзора и ведомственного контроля:

Прокурор утратил часть своих полномочий в отношении следователя, поэтому в зависимости от формы расследования степень участия прокурора различна.

 

Возможны ситуации комбинирования двух форм предварительного расследования, когда сначала производится дознание (в форме неотложных следственных действий), а затем – предварительное следствие.

 

Формы контроля и надзора за предварительным расследованием.

 

Виды контроля и надзора.

1) суд – помимо осуществления правосудия осуществляет функцию судебного контроля.

2) прокурор – прокурорский надзор;

3) непосредственный руководитель ( для следователя – РСО, для дознавателя – начальник органа дознания) – ведомственный контроль.

Судебный контроль:

Предварительный (суд дает разрешение на производство действия до того, кого оно совершено).

Суть: обязательное вынесение судебного решения для проведения некоторых действий и применения мер процессуального принуждения, ограничивающих права и свободы человека.

Суд принимает решения:

1) о применении отдельных мер пресечения и их продлении;

2) о применении отдельных иных мер процессуального принуждения;

3) о производстве отдельных следственных действий;

Об ограничении свободы в связи с необходимостью помещения подозреваемого в медицинскую организацию.

Об эксгумации.

Последующий (суд рассматривает жалобы участников процесса на совершенный действия).

Обжалование:

Решений

Действий

В отличие от решений, действия отменены быть не могут, поэтому результатом обжалования будет не отмена действия, а признание его результатов не имеющими юридической силы и доказательственного значения.

Обжалованию подлежат только такие действия, которые:

1. способны причинить ущерб конституционным правам и свободам;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: