Порядок возбуждения уголовного дела. Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный контроль

Для англосаксонской системы правастадия «возбуждения уголовного дела не имеет значения, т.к. нет четкого разграничения между досудебным и судебным производством.

В континентальной системеприсутствует четкий момент перехода УД из досудебных стадий в судебную.

В России эта стадия выполняет роль «фильтра», не допускающего дальнейшего предварительного расследования в отсутствие подтвержденных данных о наличии признаков преступления.

Разрешение вопроса о принятии: вынесение постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении должностное лицо должно принять одно из трех решений: о возбуждении УД; об отказе в возбуждении УД;о передаче сообщения по подследственности или по делам частного обвинения – в суд.

Заявитель уведомляется о принятом решении, ему разъясняется порядок обжалования решения.

 

Принятие решения о возбуждении УД при наличии достаточных оснований.

Для УД публичного и частно-публичного обвинениярешение о возбуждении принимает орган дознания, дознаватель, следователь, РСО. Решение о возбуждении принимается в форме постановления.Чаще всего решение принимается должностным лицом органа, к подследственности которого оно относится. Тогда следователь и дознаватель тутже приступают к производству предварительного следствия, дознания.

 

Решение о возбуждении может принять орган, к подследственности которого дело не относится, только: когда требуется произвести неотложные следственный действия в условиях невозможности оперативного принятия дела к производству органом, к подследственности которого оно относится. В этом случае, после проведения неотложных следственных действий дознаватель передает дело прокурору, а следователь РСО для передачи по подследственности.

Если передача дела между органами предварительного расследования разных ведомств – решение принимает всегда прокурор.При передаче дела отметка об этом делается в постановлении о возбуждении.

 

Дело могут возбудить и некоторые категории должностных лиц (капитаны морских судов, руководители геологоразведочных партий). Они незамедлительно должны уведомить прокурора о начале расследования, и передать ему материалы при первой возможности.

Далее: направление копии постановления о возбуждении УД прокурору, незамедлительное уведомление заявителя и лица, в отношении которого возбуждено дело.

Порядок возбуждения дел частного обвинения:

1. Рассмотрения судом заявления заявителя;

При этом заявителю разъясняются его права, составляется протокол.

2 .Если со стороны заявителя есть ошибка в месте обращения,заявление передается по подследственности.

Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему неизвестны, судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет его РСО или начальнику дознания для возбуждения УД, о чем уведомляет заявителя.

3. Особенности:

- возбуждаются только по заявлению лица;

- прекращаются в обязательном порядке примирением сторон.

Возможность возбуждения дел частного обвинения по инициативе следственных органов.

Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении частного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях: если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинамне может защищать свои права и законные интересы.

К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный контроль –в следующем вопросе.

 

 

Порядок отказа в возбуждении уголовного дела. Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный контроль.

Чтобы понять, нужна ли дальнейшая уголовно-процессуальная деятельность, установлен четкий перечень оснований для отказа в возбуждении дела, под которыми понимаютсяобстоятельства, исключающие возможность (необходимость) дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности.

Можно разделить на 2 категории:

1. Отсутствие данных, указывающих на признаки преступления (основаниями отказа являются: отсутствие события преступления; отсутствие состава преступленияесли в действиях лица нет признаков преступления, малозначительно, невиновное причинение вреда, добровольный отказ, лицо не достигло необходимого возраста).

2. Наличие формальных препятствий для производства по делу, при наличии признаков преступления (истечение сроков давности; смерть лица, подлежащего уголовному преследованию; наличие неотмененного приговора по тому же обвинению).

Порядок отказа:

Принятие постановления должностным лицом с указанием конкретных мотивов отказа в возбуждении дела, если нет оснований для возбуждения дела; - решение по общему правилу принимается следователем самостоятельно.

Параллельно РСО, следователь, орган дознания, дознаватель решают вопрос о возбуждении УД за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего о совершении преступления, если им было указано на конкретное лицо, совершившее преступление.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Направление заявителю и прокурору копии постановления в течении 24 часов с момента вынесения.Все заинтересованные лица могут знакомиться с постановлением и результатами доследственной проверки.

 

Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный контроль.

Судебный контроль.

Признаки:

1. всегда носит последующий характер(только через обращение заинтересованного лица в суд с жалобой).

2. возможен исключительно по инициативе заинтересованного лица;

Формы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: