Законность. Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управления и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.
Единоначалие и коллегиальность. Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкретного звена системы управления муниципальных образований пользуются правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию
Гласность. Деятельность органов системы муниципального управления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органо
Государственная гарантия. Этот принцип предъявляет требования к системе правовых гарантий защиты прав муниципальных органов управления.
Комплексность. Этот принцип обеспечивает условия эффективного изучения муниципального образования и разработки рекомендаций по управлению
Удовлетворение потребностей населения
Сочетание отраслевого и территориального управления определяет требования к организации управления хозяйственными системами на территории муниципального образования
|
|
Корпоративный подход к муниципальному управлению.
Концепция корпоративного управления муниципальным образованием1 исходит из того, что муниципальная собственность включена в состав корпоративной собственности как ее неотъемлемая часть в силу специфики сложившихся на сегодня в России социально-экономических отношений. Это означает, что каждый житель муниципального образования является совладельцем всего того, что находится на данной территории, на принципах равного и совместного владения. Распоряжаться же и управлять собственностью по контракту нанимаются менеджеры и специалисты.
Как сформировалось местное самоуправление?
Периодизация истории местного самоуправления в России:
1. Местное самоуправление Древней Руси: в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть зарождение общинного местного самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.
2. Местное самоуправление в 988-1785 годах: данный период начинается с принятия христианства на Руси и продолжается до конца XVIII века. В это время местное самоуправление в России существовало в форме производственных и территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.
|
|
3. Местное самоуправление в 1785-1917 г.г.: данный период охватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.
4. Местное государственное управление в 1917-1990 г.г.: охватывает советский период государственного развития России.
5. Местное самоуправление современной пореформенной России в период с 1990 по 1995 г.г.: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования.
Каков состав правовой базы местного самоуправления?
Правовая база МСУ – система законодательных и иных нормативных правовых актов, на основе которых функционирует МСУ. От совершенства нормативной базы зависит эффективность практической реализации МСУ.
Правовую базу МСУ составляют:
1) Конституция РФ;
2) Федеральные НПА: ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ», др. ФЗ, Указы Президента РФ, Постановление Правительства РФ;
3) Региональные НПА;
4) НПА МО (Устав МО, др.).
Основаниями для формирования нормативно-правовой базы МСУ служат:
1)Разграничение прав и полномочий между уровнями власти;
2)Соподчиненность правовых норм;
3)Общие принципы осуществления МСУ находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ;
4)Муниципальные правовые акты не могут противоречить Конституции РФ, ФЗ, законам субъектов и иным НПА федерального и регионального уровня.
Нормативно-правовая база МСУ находится в стадии формирования. Появилась отдельная отрасль права – муниципальное право.
Принцип единоначалия и коллегиальности в организации деятельности МО.
Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкретного звена системы управления муниципальных образований пользуются правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муниципальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех участников процесса системы муниципального управления воле одного лица -- руководителя конкретного процесса муниципального управления.
Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей деятельности относится ко всем звеньям и уровням системы муниципального управления.
Коллегиальность как организационная форма процесса управления муниципальным образованием необходима для обсуждения основных организационных и социально-экономических вопросов развития муниципальных образований. В то же время необходимы и единоличная ответственность, и единоличное распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и принятия управленческих решений, важных для социально-экономического развития муниципального образования.