Порядок обращения в суд

Судебное производство по рассмотрению вопросов, связанных с исполнением приговора возникает:

При наличие обращения уполномоченного органа или заинтересованного лица

Должно быть адресовано в компетентный суд

Три случая:1) когда тот или иной вопрос может ставиться перед судом только осужденным (например, о снятии судимости); 2) только орган исполнения наказания;3) и осужденный, и орган исполнения наказания (например, об условно-досрочном освобождении)

 

Внекоторых случаях могут обратиться законный представитель осужденного, его близкий родственник, защитник или прокурор, потерпевший и его представитель, гражданский истец или ответчик и их представители, иные государственные органы.

 

Порядок проведения судебного заседания

 

Все вопросы, возникающие на стадии исполнения приговора, рассматриваются и разрешаются судьей единолично в открытом судебном заседании.

Следует различать две ситуации:

1) когда решается вопрос, непосредственно не связанный или необязательно связанный с текущим исполнением наказания (например, снятие судимости) - участвует заявитель и другие лица, суд их определяет по каждому вопросу по критерию заинтересованности. 

2) когда решается вопрос, непосредственно связанный с текущим исполнением наказания - участвуют осужденный, интересы которого может представлять защитник, и представитель органа, исполняющего наказание.


При рассмотрении любого вопроса в судебном заседании факультативно участвует прокурор.


Само заседание сводится к заслушиванию мнений заявителя, а затем всех остальных участвующих в судебном заседании лиц. После этого суд выносит решение: 1) удовлетворить обращение; 2) отклонить обращение; 3) отложить рассмотрение вопроса (в связи с чьей-то неявкой, например).

 

Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних

 

1. Предпосылки выделения особых правил производства по делам несовершеннолетних.

 

Особая процедура судопроизводства привязана не к возрасту уголовной ответственности, который, как известно, ниже возраста совершеннолетия. То есть речь идет о тех, кому нет 18 лет.

 

2. Ювенальная юстиция как особая система отправления правосудия по делам несовершеннолетних.

 

Ювенальную юстицию рассматривают как в узком смыслев качестве системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних посредством создания специализированных ювенальных судов (судов по делам несовершеннолетних),так и в широком смысле, т.е. как целостную систему воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, особое направление социальной политики в отношении подростков.

 

В России первый специализированный суд по делам несовершеннолетних появился в 1910 г. в Санкт-Петербурге. Впоследствии подобные суды появились в Москве, Харькове и других городах. Однако с 1918 г. такая система ювенальных судов в России была упразднена. Вместо нее были созданы комиссии по делам несовершеннолетних, т.е. фактически административные органы. Сейчас специализированных судов по делам несовершеннолетних нет.

3. Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних.

 

Производство по делам несовершеннолетних имеет свои особенности, но в целом в российском праве оно подчиняется общим нормам уголовного процесса.

 

Возможность проведения закрытого судебного заседания по уголовному делу о преступлении, совершенном лицом, не достигшим возраста 16 лет.

По общему правилу уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, если он участвовал в совершении преступления наряду со взрослыми лицами,подлежит выделению в отдельное производство.

 

Специфика предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних состоит в том, что помимо обстоятельств, подлежащих доказыванию, которые подлежат установлению при расследовании и разрешении любого уголовного дела, по таким делам должны быть в обязательном порядке установлены дополнительные обстоятельства:

А) возрастнесовершеннолетнего,

Б) точная дата рождения

В) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего,

Г) уровень психического развития и иные особенности его личности,

Д) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

 

Закон указывает на обязательное участие защитника в уголовном деле, допускает участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.А в некоторых случаях обязательным является также участие педагога и психолога. Указанные лица принимают участие не только в ходе досудебного производства, но и при судебном разбирательстве уголовного дела.

 

По общему правилу, заключение под стражу может быть избрано в отношении несовершеннолетнего только в случае, если он обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. И только в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана при обвинении в преступлении средней тяжести.

 

Допрос несовершеннолетнего не может длиться более двух часов непрерывно и более четырех часов в день в общей сложности.

 

По завершении предварительного расследования следователь вправе не предоставлять для ознакомления несовершеннолетнему те материалы дела, которые могут оказать на него негативное воздействие.В таком случае с ними в обязательном порядке должен быть ознакомлен законный представитель.

 

По уголовным делам в отношении несовершеннолетних не может проводиться дознание в сокращенной форме,а также не применяется особый порядок судебного разбирательства.

 

4. Применение принудительных мер воспитательного воздействия.

 

В определенных случаях уголовный закон допускает применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, которые по своей природе не относятся к наказанию и влекут освобождение от уголовной ответственности. В общем виде эти меры применяются к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести в том случае, если будет установлено, что исправление подростка возможно без применения к нему наказания.

 

Процессуально применение принудительных мер воспитательного воздействия выражается в прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего и возбуждении следователем (дознавателем) перед судом ходатайства о применении принудительных мер воспитательного воздействия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: