Опыт №1. Реакции обнаружения формальдегида

Занятие №23

Тема: «Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: формальдегид, ацетон, уксусная кислота»

Цель занятия: продолжитьзнакомиться на практике с методикой изолирования токсических веществ методом дистилляции. Изучить токсические вещества формальдегид, ацетон, уксусная кислота

Задачи:

· познакомиться с особенностями изолирования данной группы токсических веществ;

· изучить применение, свойства, метаболизм, токсическое действие, методы изолирования и определения токсических веществ данной группы.

· развитие умений решения ситуационных задач по токсикологической химии

Компетенции: ПК-39.

Взаимосвязь с другими дисциплинами: физиология и анатомия человека, фармацевтическая химия, фармацевтическая технология, фармакогнозия, органическая химия, аналитическая химия.

Средства обучения: «Журналы регистрации вещественных доказательств и документов к ним», заключения эксперта, алгоритмы решения ситуационных задач, ситуационные задачи, необходимые реактивы для качественного определения токсикантов.

Содержание занятия:  лабораторная работа «Методы качественного определения формальдегида, ацетона, уксусной кислоты».

Воспитательное значение темы: на данном занятии студенты знакомятся с токсическими веществами формальдегидом, ацетоном, уксусной кислотой методами изолирования, исследования, токсическим действием на организм, что необходимо в практике провизора и судебно-химического эксперта.

Студент должен знать:

1. до изучения темы: методику изолирования токсических веществ методом дистилляции, физико-химические свойства и применение некоторых соединений данной группы.

2. после изучения темы: применение, свойства, метаболизм, токсическое действие, методы изолирования и определения формальдегида, ацетона, уксусной кислоты

Студент должен уметь:

· писать схемы метаболизма каждого из токсических веществ рассматриваемой группы;

· правильно подбирать биологический объект для исследования, в зависимости от отравления;

· проводить изолирование токсикантов из биологического материала;

· проводить качественное и количественное определение токсических веществ и их метаболитов;

· определять по симптомам характер отравления;

· решать ситуационные задачи по алгоритму на данную группу токсических веществ;

Методика проведения занятия:

1.Хронометраж занятия:

· продолжительность занятия 135 минут

· вступительное слово 5 минут

· вводный контроль 10 минут

· беседа по теме занятия 25 минут

· практическая работа 70 минут

· решение ситуационных задач 20 минут

· заключение 5 минут

2.Вступительное слово: рассказ о протекании практического занятия

3.Контроль исходного уровня знаний: самостоятельная работа

4.Беседа по теме занятия

Вопросы для собеседования

Формальдегид:

· применение;

· токсикологическое значение (симптомы отравления, смертельные дозы);

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· метаболизм;

· особенности проведения дистилляции;

· методы качественного определения:

ü реакция с фуксинсернистой кислотой;

ü реакция с кодеином (механизм не нужен);

ü реакция с раствором резорцина в щелочной среде;

ü реакция с реактивом Фелинга;

ü реакция «серебряного зеркала»;

ü реакция с хромотроповой кислотой;

ü реакция с метиловым фиолетовым (механизм не нужен);

· методы количественного определения

Ацетон:

· применение;

· токсикологическое значение (симптомы отравления, смертельные дозы);

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· метаболизм;

· особенности проведения дистилляции;

· методы качественного определения:

ü реакция образования йодоформа;

ü реакция с нитропруссидом натрия;

ü реакция образования индиго;

ü реакция с фурфуролом.

· методы количественного определения;

Уксусная кислота:

· применение;

· токсикологическое значение (симптомы отравления, смертельные дозы);

· пути поступления в организм, накопление, выделение;

· метаболизм;

· особенности проведения дистилляции;

· методы качественного определения:

ü реакция получения этилацетата;

ü реакция с хлоридом железа (III);

ü реакция образования ацетона с дальнейшим его обнаружением

· методы количественного определения.

Практическая работа

лабораторная работа «Методы качественного определения формальдегида и ацетона», «Изолирование уксусной кислоты из биологического объекта методом дистилляции. Качественное определение токсиканта»

Методику выполнения лабораторных работ см. методические рекомендации к практическим занятиям по токсикологической химии.

6. Заключение: подводится итог практической части занятия, студенты заполняют журналы регистрации, пишут заключение эксперта и сдают их на проверку.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Лекционный материал

2.Токсикологическая химия: учебник/ Т.Х.Вергейчик:под редакцией проф.Е.Н.Вергейчика. – М.:МЕДпресс-информ, 2009.

3. Токсикологическая химия. Учебное пособие А.И.Жебентяев, Н.А.Алексеев, ВГМУ, Витебск, 2003

Дополнительная литература

4.Токсикологическая химия М.Д.Швайкова «Медицина», Москва, 1975 г.

5.Токсикологическая химия Крамаренко В.Ф. Киев «Высшая школа» 1989г.

 «Медицина» 1975г.

6.«Токсикологическая химия» Крамаренко, Киев 1986г.

 


 


План занятия 23

Группа веществ, изолируемых из биологического материала методом перегонки с водяным паром: формальдегид, ацетон, уксусная кислота

1. Проверить оформление лабораторных работ №14.

2. Провести инструктаж по выполнению лабораторных работ.

3. Студенты выполняют лабораторные работы, пишут заключение эксперта и попутно её защищают, сдают придуманные и решенные задачи. Показывают решение задачи по спирту.

4. Оценка по ПН складывается из защиты + правильность оформления журнала регистрации и написания заключения.

 

 


 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №13

Качественный анализ летучих веществ

Цель: провести качественный анализ некоторых групп летучих веществ

Опыт №1. Реакции обнаружения формальдегида

1. Реакция с раствором резорцина в щелочной среде. К 1 мл исследуемого раствора прибавляют 1 мл 1% раствора свежеприготовленного резорцина в 10% растворе натра едкого. Нагревают на кипящей водяной бане в течение 3-5 мин. Появляется розовое или малиновое окрашивание.

 

Напишите уравнение реакции

 

2. Реакция с реактивом Фелинга. К 1 мл исследуемого раствора прибавляют 1 мл 10% раствора натра едкого и 5 капель реактива Фелинга. Нагревают на кипящей водяной бане в течение 5-10 мин. Появляется осадок меди гидроксида (I) желтого цвета, переходящий в осадок меди оксида (I) красного цвета.

 

Напишите уравнение реакции

 

3. Реакция с кислотой фуксинсернистой. К нескольким каплям исследуемого раствора прибавляют 2-3 капли кислоты серной концентрированной до рН≤0,7, охлаждают (если смесь в пробирке разогревается), а затем прибавляют 1 мл раствора кислоты фуксинсернистой. Появляется синее или сине-фиолетовое окрашивание. Эффект реакции развивается в течение 15 мин.

 

Напишите уравнение реакции

 

4. Реакция с аммиачным раствором серебра нитрата (реакция «серебряного зеркала»).   В хорошо очищенную от жира пробирку вносят 5 капель 1% раствора серебра нитрата и по каплям прибавляют 10% раствор аммония гидроксида до растворения образовавшегося осадка серебра гидроксида. К полученному раствору прибавляют 1 мл исследуемого раствора, а затем смесь осторожно нагревают в пламени горелки. При наличии формальдегида происходит образование «серебряного зеркала».

 

Напишите уравнение реакции

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: