Оцените действия начальника отдела полиции и оперуполномоченного уголовного розыска?

 

Согласно 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В случае принятия решения орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

Оценивая действия начальника отдела полиции и оперуполномоченного уголовного розыска стоит отметить следующее.

В правовом понимании, вопрос  о наличии у сотрудников органов внутренних дел, не являющихся по должности дознавателями, полномочия по рассмотрению сообщений о преступлениях и принятию по ним решений в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 УПК РФ в настоящее время неурегулирован. В связи с чем судебная практика в субъектах Российской Федерации по данному вопросу, свидетельствует о неоднозначности его толкования.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция обязана принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, о происшествиях, а также осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статьями 144 и 145 УПК обязанности по приему и проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, а также по принятию процессуального решения, в том числе возложены на орган дознания.

В соответствии с пунктом 24 статьи 5 и пунктом 1 части первой статьи 40 УПК органом дознания являются органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции.

Исходя из указанных выше положений УПК сотрудники полиции, не являющиеся по должности дознавателями, имеют статус должностных лиц органа дознания.

На основании пункта 17 статьи 5 и части первой статьи 41 УПК полномочием давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК, обладает начальник органа дознания или его заместитель.

Данному предписанию корреспондируют требования пункта 77 Административного регламента, согласно которому при наличии зарегистрированного заявления проверку по нему осуществляет сотрудник органа внутренних дел по соответствующему поручению начальника территориального органа МВД России либо его заместителя - начальника полиции (начальника отдела, отделения полиции) или лиц, их замещающих (далее - руководитель территориального органа).

По каждому зарегистрированному заявлению, сообщению о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменные указания об их разрешении. В резолюции должны быть определены исполнитель, срок и порядок разрешения (пункты 81 и 82 Административного регламента).

Таким образом, анализ уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов МВД России свидетельствует, что сотрудники подразделений полиции, не являющиеся по должности дознавателями, в соответствии с письменным указанием начальника органа дознания или его заместителя уполномочены проводить проверку и рассмотрение сообщений о преступлениях в порядке, предусмотренном УПК.

При этом постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное уполномоченным сотрудником подразделения полиции, как должностным лицом органа дознания, в порядке статьи 148 УПК, подлежит утверждению начальником органа дознания или его заместителем.

Согласно статье 151 УПК предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.

Таким образом, после возбуждения уголовного дела оно согласно ст. 152 УПК РФ следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель - прокурору для направления по подследственности.

 

Задача 7. Уголовное дело было возбуждено 1 марта. В этот же день, Щеголеву, было предъявлено обвинение и избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Срок заключения под стражу не был продлен и выпадал на 1 мая. Так как 1 и 2 мая нерабочие дни, то начальник СИЗО дал распоряжение освободить Щеголева из-под стражи, но только 3 мая.

1. Дайте уголовно-правовую оценку действиям начальника СИЗО?

2. Согласуются ли указания начальника СИЗО с нормативными положениями УПК РФ?

3. Какова структура и содержание постановления о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу?

      

ОТВЕТ

 

Дайте уголовно-правовую оценку действиям начальника СИЗО?

 

В действиях начальника СИЗО имеются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 301 УК РФ (заведомо незаконные содержание под стражей)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: