Историческая проза в литературе 1920-1940 гг. (Ю. Тынянов, А. Толстой, М. Алданов – на выбор)

В лит-ре 20-30 гг. происходит жанровая перестройка: лирика с 1-го места отодв-ся на 2-е. Писатели обращ. к историч. прошлому.

Историч. роман – предмет изображ. историч. прошлого. Пис-ль стремится раскрыть ее колорит, историч. док-т, факт: А.Толстой «Петр 1»; Ю.Тынянов «Кюхля», «Пушкин», «Смерть Вазир-Мухтара»; М.Алданов – тетралогия «Святая Елена, маленький остров».

1) На рубеже 20-30-х гг. форм-ся роман интенсивного типа: сосредоточен на драме идей, идет в глубь историч. эпохи. Главное – конфл-ое столкновение идей и иллюзий. Возрастает роль диалога и полилога. Пис-лю важно воссоздать идею спора.

2) Ориентация на чужую т.зр., кот. предполаг. личностное восприятие мира. Возн. разные концепции истории. Признаки историч. романа: - изображ. историч. прошлого с т. зр. историч. приемств-ти; - воссоздается историч. колорит эпохи прошлого; - фактографичность, чувство дистанции; - иск-во пародии (пародирование историч. прошлого)

Обращение к истории характерно для литературы всего двадцатого столетия, богатого общественными потрясениями. Настоящее соотносится с прошлым, проецируется на него, что помогает разобраться в явлениях современной жизни.

Роман “Петр Первый” — одно из лучших творений Алексея Николаевича Толстого. В этом романе писатель смог создать яркую и правдивую галерею образов, живших и творивших историю в одну из самых судьбоносных эпох. Время Петра I привлекало писателя давно, а в годы революции он “скорее инстинктом художника, чем сознательно… искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Писатель приподнял завесу времени и открыл драматизм борьбы народа за свою свободу. Здесь начальные истоки глубокого историзма Толстого — в теме России и народа.

В первых опытах писателя— “День Петра”, “На дыбе” — он трактует образ царя как одинокую трагическуюличность, сгибающуюся под непосильным бременем, а общий колорит повестей отличается преимущественно мрачными красками. Большое значение для роста художника имело изучение им трудов историков, следственных актов XVII века, “Слово и дело государево”, документов “Раскольничьих дел XVIII века” и особенно фольклора. Это открыло перед ним неисчерпаемые сокровища русской народной речи. Толстой говорил, что до той поры язык оставался для него “загадкой и непонятной стихией”, что работал он ощупью, приходил в отчаяние, не мог идти вперед.

Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства”. Приступив к роману в тридцатые годы, Толстой увидел подлинный смысл петровской эпохи и творческую силу той жизни, “когда с особенной яркостью раскрывался русский характер”. Более двадцати пяти лет занимала Толстого эпоха Петра.

Третья книга осталась незавершенной и обрывается на эпизоде взятия Нарвы.

Весь роман писатель предполагал довести до Полтавской битвы или Прутского похода. В водовороте борьбы нового со старым, в муках рождения великого государства раскрывается петровская эпоха. Действие романа совершается и в царских хоромах, и в раскольничьем скиту, и в деревнях, и на полях сражений, на берегах Азовского моря и Невы, под стенами Кремля и Нарвы, в России и за границей.

Во всем своем великом историческом значении предстала теперь перед Толстым преобразовательная деятельность Петра, его титаническая борьба за утверждение основ новой государственности. С большой художественной силой воссоздал Толстой неукротимую энергию и размах государственной и военной деятельности Петра, его страстную борьбу со старой Русью, реакционным боярством, стрелецким мятежом и раскольническим движением. Он показал, как во внутренней борьбе и в войнах за независимость развивалось и крепло русское государство.

В романе Толстой создал редкую по богатству и многообразию характеров галерею образов. Пластическое мастерство, тонкий психологический рисунок отличают портреты сподвижников и врагов Петра — Меньшикова и Бровкина, Лефорта и Ромодановского, Василия Голицына и Шереметева, боярина Буйносова и Софьи, старца Нектария и Карла XII. Богатырским духом проникнуты образы талантливых русских людей-колоколыциков, оружейников Кондратия и Ивана Воробьевых, кузнеца Кузьмы Жемова, самоучки- художника Андрея Голикова, солдата, бунтаря и труженика Федьки Умойся Грязью. Сотни персонажей действуют в произведении, и все они одухотворены могучим, жизнелюбивым талантом А. Н. Толстого. Поэтично изображение русской природы и картин старой Москвы в романе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: