| Навыки | Выполняет с помощью. Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
| 1. Передвигается целенаправ- | |||
| ленно: | |||
| • смена поз; | |||
| • ползай ье; | |||
| • ходьба; | |||
| • преодоление препятствий | |||
| 2. Планирует действия: | |||
| • выделяет цель; | |||
| • соблюдает последователь- | |||
| ность действий, | |||
| • понимает, что результат | |||
| достигнут | |||
| Примечания |
Мелкая моторика и зрительно-двигательная координация
| Навыки | Выполняет с помощью Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
| 1. Использует в деятельности: | |||
| • ладонный захват; | |||
| • ладонно-пальцевой захват | |||
| • щепоть; | |||
| • пальцевой | |||
| 2. Планирует действия: | |||
| • выделяет цель, | |||
| • соблюдает последователь- | |||
| ность действий; | |||
| • понимает, что результат | |||
| достигнут | |||
| Примечание. Захваты «щепотью» и «пальцевой» в рисовании использу- | |||
| ются позже, чем в других видах деятельности, поэтому в графах может быть | |||
| проставлено две даты, например: 15.03.2002, 07.05 2002 (дата рисования). | |||
162
Навыки самообслуживания
| Навыки | Выполняет с помощью. Дата и вид помощи | Выполняет после напоминания | Выполняет самостоятельно |
| 1.Еда | |||
| • Ест твердую пищу руками | а | ||
| • Ест ложкой вязкую пищу | |||
| • Ест ложкой жидкую пищу | |||
| • Ест вилкой | |||
| 2. Питье | |||
| • Пьет из чашки | |||
| • Наливает питье в чашку | |||
| 3. Одевание и раздевание | |||
| • Снимает одежду | |||
| • Надевает простую одежду | |||
| 4. Гигиена тела | |||
| • Моет руки | |||
| • Моет лицо | |||
| • Чистит зубы | |||
| 5. Пользование туалетом | 1 | ||
| • Сидит на горшке | - | - | |
| • Просится на горшок | |||
| Примечание. Часть данных вносится со слов матери. | |||
163
4 Приложение2
Заполняется родителями дома для самостоятельной работы I
по расширению словаря I
I
1
Обследование словаря
Первые слова ,
Фамилия и имя ребенка____________________ _;
Дата рождения__________________________ ._.____
Адрес_
Дата первого обследования
Педагоги
Дополнительная информация_
164
Что такое «листы обследования»? мо•*
Листы обследования включают первые слова, используемые детьми. Таблицы составлены нами на основе рекомендаций, помещенных в книге: «Еаг1у Уеагз Оеуе1ортеп1 апс! Еёисагюп Гог 1пГап1з у/18п оо\уп зупёготе (0-5 уеагз) Ьу 8ие Вис1аеу, СПНап В1г<1 апй Ргап1с ВисЫеу». Словарь подобран с учетом материала групповых занятий, в него вошли также наиболее часто встречающиеся бытовые слова.
Нет двух детей, у которых в одном и том же возрасте был одинаковый словарь, однако на основании своего опыта работы с детьми раннего возраста мы выделили чуть больше ста слов, понимание и использование которых поможет ребенку общаться с окружающими его людьми. Крайне важно, чтобы в словарь входили не только существительные, но и другие категории слов.
Советы родителям Как листы обследования могут помочь развитию речи ребенка
Регулярно заполняя листы, вы будете четко представлять объем пассивного и активного словаря ребенка. Это поможет вам проанализировать, слов какой категории у вашего малыша не хватает, какие слова он только повторяет за вами, а какие уже использует самостоятельно. Эти и другие сведения позволят вам правильно спланировать работу по развитию речи и проконтролировать динамику развития.
Использование листов обследования
/. Заполните лист обследования
• В первой колонке поставьте галочку и дату, если вы уве
рены, что ребенок понимает слово. Если у вас есть сомне
ния, предложите ребенку выбор из двух предметов или
действий.
• Во второй колонке поставьте галочку и дату, если ребе
нок понимает слово и обозначает его жестом по подража
нию или самостоятельно.
• В третьей колонке поставьте галочку и дату, если ребенок
понимает и повторяет слово. Запишите, как он его произ
носит, например: би-би (машина).
165
• В четвертой колонке поставьте галочку, дату и запишите,
как ребенок произносит слово, если он самостоятельно
«, говорит слово в правильном контексте (не менее 3 раз).
• В пятой, последней, колонке поставьте галочку, дату и
образец произнесения, если ребенок произносит слово
I внятно и понятно для постороннего.
Выберите слова для работы по развитию речи
Одинаково важно работать и над пониманием речи (импрес-сивная речь) и над собственной речью ребенка (экспрессивная речь), поэтому вам понадобится составить два разных списка. Подберите слова, которые, по вашему мнению, будут интересны ребенку и которые вы сможете включить в повседневную жизнь. Выберите по пять слов, подбирая слова, относящиеся к разным категориям, например, 3 существительных, 1 глагол, 1 описание. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог соединять 2-3 слова вместе.
Импрессивная речь
Выберите пять слов, которые еще не отмечены в первой колонке, и включите их в игры и повседневную жизнь. Когда вы будете уверены, что ваш ребенок понимает их и может показать при выборе из двух не менее трех раз, отметьте их в первой колонке и подберите следующие пять слов.
Экспрессивная речь
Выберите пять слов, отмеченных вами во второй или третьей колонке. Стимулируйте их использование в речи, начинайте с имеющихся у ребенка звуков. Когда вы услышите, что ребенок использует слово по подражанию или самостоятельно, отметьте его в соответствующей колонке. Когда у ребенка будет более 50 слов, поощряйте соединять их вместе.
Отмечайте прогресс
Используйте листы для регистрации вновь появившихся слов в соответствующей колонке.
Многие слова появляются сами, без специальной предварительной работы.
Возможно, вам будет удобно в течение недели записывать в календаре, что нового появилось у ребенка в его коммуникативных навыках: жесты, слова, звуки, которые он начинает ис-
166
пользовать. В конце недели вы можете п в листы обследования.
Необходимое"
4. Индивццуальный темп развития \
У многих детей с синдромом Дауна проходит два года и больше (с 12 месяцев до 3 лет и старше), пока они начнут понимать и обозначать с помощью жестов или устной речи 100 слов.
Темп и уровень развития речи индивидуален для каждого ребенка, важно не сравнивать детей между собой, а регистрировать темп развития каждого ребенка. Даже если у вашего ребенка появилось всего одно или два новых жеста или слова в месяц, обязательно отметьте их в таблице.
Для возникновения нескольких жестов и/или слов обычно требуется очень много времени, потом обычно темп развития речи увеличивается, так как ребенок начинает понимать, что все имеет свое название.
| Слова | 1 Понима- | 2 Обозна- | 3 Повторя- | 4 Сам исполь- | 5 Говорит |
| ет (дата) | чает жестом | ет слово | зует слово | внятно для | |
| (дата) | (дата и обра- | (дата и обра- | посторонних | ||
| зец произ- | зец произ- | (дата и | |||
| несения) | несения) | образец) | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Существи- | |||||
| тельные | |||||
| Животные | |||||
| Зайчик | |||||
| Кошка | |||||
| Курочка | |||||
| Лошадь | |||||
| Медведь | |||||
| Петушок | |||||
| Птичка | |||||
| Рыба | 1 | ||||
| Свинка | |||||
| Собака | |||||
| Утка | |||||
| Цыпленок | |||||
| Одежда/ | |||||
| обувь | |||||
| Ботинки | |||||
| Носки | |||||
| Пальто |
167
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Трусы | |||||
| Шапка | |||||
| Штаны. | |||||
| Предметы | |||||
| обихода | |||||
| Ложка | |||||
| Свет | |||||
| Тарелка | |||||
| Телефон | |||||
| Часы | |||||
| Чашка | |||||
| Люди | |||||
| Собственное | |||||
| имя | |||||
| Бабушка | |||||
| Девочка | |||||
| Дедушка | |||||
| Дядя | |||||
| Мальчик | |||||
| Мама | |||||
| Папа | |||||
| Тетя | |||||
| Дом | |||||
| Ванна | |||||
| Кровать | |||||
| Стол | |||||
| Стул | |||||
| Телевизор | |||||
| Еда | |||||
| Банан | |||||
| Каша | |||||
| Молоко | |||||
| Печенье | |||||
| Сок | |||||
| Хлеб | |||||
| Яблоко | |||||
| Вне дома | |||||
| Дождь | |||||
| Дом | |||||
| Дорога | |||||
| Дерево | |||||
| Качели | |||||
| Снег | |||||
| Трава | |||||
| Цветы | |||||
| Игрушки | |||||
| Книга | |||||
| Кубики | |||||
| Кукла |
168
| 1 | 2 | 3 | 4 | Г5 | 6 |
| Мяч | |||||
| Пирамида | |||||
| Части лица | |||||
| и тела | |||||
| Волосы | |||||
| Глаза | |||||
| Живот | |||||
| Зубы | |||||
| Ноги | |||||
| Нос | |||||
| Рот | |||||
| Руки | |||||
| Уши | |||||
| Язык | |||||
| Транспорт | |||||
| Автобус | |||||
| Машина | |||||
| Самолет | |||||
| Глаголы | |||||
| Бросить | |||||
| Встать | |||||
| Дать | |||||
| Звонить | |||||
| по телефону | |||||
| Играть | |||||
| Кушать | |||||
| Махать | |||||
| Нарисовать | |||||
| Пить | |||||
| Плакать | |||||
| Положить | |||||
| Поцеловать | |||||
| Причесыва- | |||||
| ться | |||||
| Сесть | |||||
| Скакать | |||||
| Слушать | |||||
| Смотреть | |||||
| Спать | |||||
| Танцевать | |||||
| Топать | |||||
| Уйти | |||||
| Упасть | |||||
| Ходить | |||||
| Хотеть | |||||
| Чистить | |||||
| зубы |
169
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Описания | |||||
| Большой | |||||
| Грязный | |||||
| Красивый | |||||
| Маленький | |||||
| Теплый | |||||
| Холодный | |||||
| Хороший | |||||
| Чистый | |||||
| Расположе- | |||||
| ние | |||||
| Вверх | |||||
| Вниз | |||||
| Из | |||||
| На | |||||
| Там | |||||
| Принадлеж- | |||||
| ность | |||||
| Мамин | |||||
| Мой | |||||
| Папин | |||||
| Социаль- | |||||
| ные | |||||
| Да | |||||
| Нет | |||||
| Пока | |||||
| Привет | |||||
| Спасибо | |||||
| Вопросы | |||||
| Где? | |||||
| Что? |
170
>: Приложение 3






