Задание для самостоятельной работы

1. Выполните письменно упражнение №4.

2. Докажите экстралингвистическими и лингвистическими характеристиками текстов, что вы выполнили условия задания.

 

Методические рекомендации по созданию журналистского
текста для радио

Радио — это разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используется радиоволны, свободно распространяемые в пространстве; посредством радиоволн осуществляется передача аудиальной информации на любые расстояния. Под аудиальной информацией понимается любые звуковые сообщения: речь, музыка, звуки, сигналы, а также паузы.

Некоторые специфические черты, обусловленные природой данного вида, следует учитывать при разработке текста для радио:

· одновременность — радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи;

· отсутствие визуального ряда;

· акустичность — использование звучащего слова в качестве основного средства воздействия. При этом информация может быть не только смысловой, но и несмысловой — это индивидуальные особенности голоса, интонационные оттенки речи, грамотность.

Такое свойство радио, как одновременность, можно использовать при подготовке текста для такого жанра, как радиорепортаж. В этом случае журналист будет работать в эфире непосредственно с места событий. Прямой эфир должен казаться слушателю неподготовленным, но в действительности желательно прописать предполагаемый текст до выхода в эфир. Такой текст должен отличаться простотой и эмоциональностью, чтобы создавалось ощущение импровизации.

Единственный инструмент радио — это звук. Стоит понимать, что на слух текст воспринимается иначе, нежели визуально (печатный текст). Так же радио не может позволить себе показать событие. Поэтому основной задачей радиожурналиста является создание полноценных образов, способных погрузить слушателя в ситуацию. Необходимо использовать в тексте яркие и полные описания, способные воссоздать картину в сознании аудитории.

Акустичность — главная особенность радио. Средством воздействия радиожурналиста является слово, поэтому стоит уделять особое внимание подбору каждого элемента текста в отдельности. Не стоит использовать в речи причастные и деепричастные обороты. Следует отказаться от длинных перегруженных информацией предложений, заменив их более короткими. Слова, произносимые в эфире, должны легко восприниматься на слух. Так же имеют значение особенности произношения отдельных слов и текста в целом. Если журналист затрудняется произнести какое-либо слово или предложение, текст нужно изменить.

Таким образом, можно выделить критерии текста для радио:

· упрощенный язык;

· высокая информативность;

· использование описаний;

· простые синтаксические конструкции;

· должен хорошо восприниматься на слух;

· произносимость.

Для радио нужно писать просто. Разговорный стиль подходит для радио значительно лучше, чем для письменной речи, которая обычно отличается формальностью и использованием большого количества штампов. Лексика, морфология и синтаксис радиоматериалов схожи с телевизионными. Однако ТВ имеет преимущество: зритель может наглядно увидеть происходящее. Для того чтобы текст радио хорошо воспринимался слушателем, нужно уделять внимание не только основным фактам, но и некоторым деталям (если эта информация не будет избыточной). Можно добавить больше глаголов действия (для динамики), прилагательных. Однако использовать их необходимо осторожно, так как многие из них могут иметь оценочную смысловую нагрузку. Следует помнить о политкорректности материала. Используйте короткие предложения, избегайте сложных языковых конструкций, насыщенных причастными и деепричастными оборотами. Аккуратно употребляйте в тексте местоимения «он» и она», если в сюжете есть несколько персонажей. Так вы избежите двусмысленности в тексте. Используйте настоящее время как можно чаще. Главное — сообщать слушателю о том, что происходит сейчас. Прошедшее и будущее время снижают интерес аудитории.

Предпочтительнее не использовать в материале прямое цитирование.

Обязательно указывайте источник информации, если она не была получена в ходе самостоятельного журналистского расследования.

Экономьте слова. Если что-то можно выразить тремя словами, не нужно растягивать это на целый абзац.

Самое важное в новости — первое предложение. Важно заинтересовать аудиторию, иначе остальную информацию она не воспримет.

Пишите только то, что необходимо. Важны факты.

Округляйте числительные (за исключением, когда нужны точные данные).

Новость должна отвечать на 5 традиционных вопросов: Кто?, Что?, Почему?, Где?, Когда?

Самый оптимальный вариант — новость в 100 слов. По времени это примерно 30 секунд.

Как можно меньше избыточной информации (Например, «43-летний похититель был осужден на 9 лет» / «суд дал грабителю 9 лет»). Не указывайте возраст персонажей, если это не требуется.


 



Журналистский текст в интернете: стилистические и лингвистические особенности

 

План практического занятия

1. Интернет-текст и его стилистические особенности.

2. Интернет-текст и его лингвистические характеристики в области:

а) лексики;

б) фразеологии;

в) морфологии;

г) синтаксиса.

3. Редактирование и написание интернет-текстов.

 

Задание для самостоятельной работы

Выполните письменно упражнения № 14 и 15. Выберите тексты для интернет-СМИ. Докажите экстралингвистическими и лингвистическими характеристиками, что данные тексты относятся к интернет-СМИ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: