НА УТРЕНИ
После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха
И дважды поем тропарь воскресный гласа,
Слава, настоящий, глас 2:
П речистому образу Твоему поклоняемся, Благой,/ прося прощения согрешений наших, Христе Боже./ Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест,/ чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу./ Потому мы благодарно взываем Тебе:/ "Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш,/ пришедший спасти мир!"
И ныне, Богородичен:
В се превыше ума, все преславны/ Твои, Богородица, таинства:/ чистотой запечатленная и девство сохранившая,/ Ты явилась истинной Матерью, родившей Бога истинного./ Его моли о спасении душ наших.
Затем обычное стихословие Псалтири.
Седальны Октоиха. После Непорочных тропари: Ангельский сонм:
Ипакои. Степенны и Прокимен гласа.
Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое.
Воскресение Христа: Псалом 50.
Затем Слава, глас 8:
П окаяния врата/ отверзи мне, Податель жизни,/ ибо с рассвета стремится дух мой/ ко храму святому Твоему,/ нося весь оскверненный телесный храм./ Но Ты, как сострадательный, очисти его/ благосердною Твоею милостью.
|
|
И ныне, Богородичен:
Н а пути спасения/ направь меня, Богородица/ ибо постыдными грехами я душу запятнал/ и легкомысленно растратил всю жизнь мою./ Но Твоими молитвами/ избавь меня от всякой нечистоты.
Также, глас 6: П омилуй меня, Боже, по великой милости Твоей/ и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое.
О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя,/ я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда./ Но, надеясь на милость благосердия Твоего,/ как Давид взываю Тебе:/ "Помилуй меня, Боже,/ по великой Твоей милости!"
Канон первый – Воскресный на 4, второй – Крестовоскресный на 2 и третий – Богородичен на 2, и Триоди на 6:
канон господина Феофана, глас 4, акростих его: "Сегодня благочестия богосветлая пришла заря".
Канон господина Феофана, глас 4.
Песнь 1
Ирмос: Моря Красного пучину:
Т оржествуя с веселием в сей день,/ верные, возгласим:/ "Как чудны дела Твои/ и велика сила Твоя, Христе,/ наше единомыслие и согласие устроивший!"
Д ень радостный, богомудрые,/ давайте отмечать:/ ныне небо и земля веселится,/ и Ангелов полки, и смертных собрания/ с особой торжественностью празднуют.
В еличайшее благодеяние видя,/ начнем рукоплескать:/ разделенные Христовы члены,/ собранные во единство,/ и восхвалим Бога, мир подавшего.
Д аны в сей день Церкви дары победные,/ Богом направленным указанием и советом/ Михаила и Феодоры,/ держащихся благочестивой веры наших царей.
|
|
Богородичен: И стощилось явно оружие/ нечестивых ересей:/ ибо храм Твой, Пречистая, Непорочная,/ образами украшаемый,/ со всем благоговением созерцая,/ мы ныне всесвященно радуемся.
Катавасия: Моря Красного пучину/ не омоченными стопами/ перейдя, древний Израиль,/ крестообразно распростертыми Моисеевыми руками/ Амаликово войско в пустыне в бегство обратил.
Песнь 3.
Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя:
О тныне бровь нечестивых еретиков/ больше не возносится:/ ибо сила Божия/ укрепила православие.
О блака, по слову пророчества,/ росу животворящую с небес/ в сей день нам да кропят,/ для пробуждения веры.
Б лагозвучные таинственные трубы/ апостолов Христовых/ сверхъестественно да возглашают/ о досточтимых икон восстановлении.
В оспоем Христа, показавшего нам/ царицу благочестивую, христолюбивую/ с ее боговенчанною отраслью.
Богородичен: С кинии Твоей священной, Пречистая, достигнув,/ мы, верные, ныне молим об озарении нас/ световидною благодатию.
Катавасия: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, взывая: / "Ты моя сила, Господи, / и прибежище, и утверждение!"
Седален, глас 1.
Подобен: Лик ангельский:
Б ожественный Твой облик, Христе,/ на иконе изображая,/ мы ясно возглашаем о рождестве Твоем,/ чудесах неизреченных, добровольном распятии./ Оттого бесы отгоняются в страхе,/ и неправо мыслящие в унынии рыдают,/ как их сообщники.
Слава:
О бразами пророков, апостолов ликами,/ мучеников священных и всех святых иконами/ и изображениями священно красуется,/ и Жениха Духовного и Невесты/ красотами невещественными украшается/ Матерь наша, вышний Сион.
И ныне, Богородичен:
С любовью, Чистая, Твою святую икону почитающим,/ и Божией Матерью истинной согласно Тебя провозглашающим,/ и с верою поклоняющимся Тебе/ хранительницей явись/ и могущественным покровительством, / отвращая все тяжкое далеко от них,/ как Всесильная.
Песнь 4.
Ирмос: Вознесенным увидев на Кресте:
Н аитием божественным Утешителя/ Твой храм освяти/ и пришествием Его/ еретическое заблуждение отгони,/ Слово Божие, Многомилостивый.
О т сильнейшего натиска нечестия избавив Твой народ,/ покажи его горящим ревностью благочестия/ и с верою взывающим:/ "Слава силе Твоей, Господи!"
В идом священно начертанных икон,/ образами Христа и Богородицы/ сияющие божественные селения созерцая,/ мы достойно святыни радуемся.
Ц арица, венцом украшенная,/ возжелав истинного Христова Царства,/ написала образ Его пречистый/ и святых изображения.
Богородичен: Р одив Бога, Слово воплощенное,/ Ты являешь,Благодатная,/ божества Его достойную святыню;/ потому мы Твое святилище световидно обновляем.
Катавасия: Вознесенным увидев на Кресте,/ Тебя, Солнце правды,/ стала Церковь на месте своем, достойно взывая:/ "Слава силе Твоей, Господи!"
Песнь 5.
Ирмос: Ты, Господи мой:
Н адели, Господи, Твою Церковь силою/ пребывать непоколебимой во век века/ от смятения ересей.
П о всей земле радость воссияла/ свыше данного верным веселия/ и божественной помощи.
Е диный Благой и источник радости,/ Ты Сам возвысь рог православных царей,/ образ Твой почитающих.
С вет сокровенный благочестия нам взошел,/ повелением боговдохновенным верных царей/ и их мановением богомудрым.
Богородичен: О бнови нам древнее благолепие,/ Всенепорочная Богоматерь,/ и этот дом Твой освяти/ Твоею благодатию.
Катавасия: Ты, Господи мой, светом в мир пришел,/ светом святым, от мрака неведения обращающим/ с верою воспевающих Тебя.
Песнь 6.
Ирмос: Принесу Тебе жертву:
П ишется и почитается с верою/ поклонения достойный Владыки образ,/ и Церковь снова принимает дерзновение,/ благочестиво Спасителя прославляя.
|
|
С нимает с себя печаль/ и тьму ересей Христова Церковь,/ и носит одежду веселия,/ и покрывается божественной/ и светоносной благодатию.
С лаву и прежний блеск/ получил православных сонм/ мановением Феодоры царицы/ и ее сына, благочестивого/ Михаила самодержца.
Богородичен: В древности повелевший быть/ скинии свидетельства,/ как в скинии разумной в Тебе живет, –/ Единый прославленный,/ прославляющий храм Твой, Дева, чудесами.
Катавасия: "Принесу Тебе жертву/ со гласом хвалебным, Господи",/ Церковь взывает Тебе,/ от бесовской крови очистившись/ по милосердию из ребр Твоих/ истекшею кровию.
Кондак, глас 2. Самогласен:
Н еизобразимое Слово Отчее/ при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, / и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав,/ с Божественною красотой соединило./ И мы, исповедуя наше спасение,/ делом и словом его изображаем.
И́кос:
Э то таинство домостроительства/ в древности пророки, божественно вдохновленные,/ ради нас, конца веков достигших, предвозвестили,/ получив от него и сами озарение./ Итак, познание божественное от него приняв,/ мы единого Господа Бога знаем,/ в трех Ипостасях принимающего поклонение,/ и Ему Одному служа,/ единую веру и единое крещение имеем/ и во Христа облечены./ И вот, исповедуя наше спасение,/ делом и словом его изображаем.
Песнь 7.
Ирмос: Чада Авраамовы в печи:
Д а ликует, веселясь вместе с Церковью,/ воинство Ангелов, с любовью божественною/ богомудро воспевающее:/ "Благословен Ты в храме славы Твоей, Господи!"
Ц ерковь первородных и святых торжествующий сонм/ радуется, видя ныне божий народ,/ единомысленно воспевающий:/ "Благословен Ты в храме славы Твоей, Господи!"
И збавленные от прежнего мрака ереси/ мановением Феодоры, достойнейшей царицы,/ мы воспеваем:/ "Благословен Ты в храме славы Твоей, Господи!"
|
|
Богородичен: В ыше горних хоров/ Ты вознеслась, Всечистая,/ одна, ставшая Матерью всех Творца./ И вот, мы радостно взываем:/ "Благословенна Ты между женами,/ всенепорочная Владычица!"
Катавасия: Чада Авраамовы в печи Персидской, / любовью к благочестию более, чем пламенем разжигаемые, восклицали: / "Благословен Ты в храме славы Твоей, Господи!"
Песнь 8.
Ирмос: Руки распростерши, Даниил:
О теческие законы Церкви сохраняя,/ мы пишем и лобзаем устами,/ и сердцем, и всею волей/ иконы Христа и Его святых, взывая:/ "Благословляйте, все творения Господни, Господа!"
К первообразу честь и поклонение,/ воздаваемое иконе, ясно возводя,/ мы чтим ее, учениям богословесных следуя,/ и Христу с верою взываем:/ "Благословляйте, все творения Господни, Господа!"
У м озарив просвещением Божественного Духа,/ почтенная царица, имея Божией мудрости плоды,/ возлюбила благолепие Христовой Церкви и красоту,/ благословляя вместе с верными Иисуса Богочеловека.
Богородичен: Л учами света невещественного озаряемый/ божественный дом Твой/ осеняет ныне всех облаком Духа/ и освящает верных, согласно поющих:/ "Благословляйте, все творения Господни, Господа!"
Катавасия: Руки распростер Даниил/ и пасти львов во рве заградил;/ сильное же пламя угасили,/ добродетелью препоясавшись,/ благочестия ревнители – отроки, взывая:/ "Благословляйте, все творения Господни, Господа!"
Песнь 9.
Ирмос: Камень краеугольный:
С вященно начертанными иконами/ видя вновь украшенной святую Церковь,/ с благоговением все придем и Богу возгласим:/ "Тебя величаем, Трисвятой!"
Д ар почетный имея и награду –/ Крест Твой, и досточтимые иконы,/ и святых изображения,/ Церковь с веселием и радостию/ Тебя, Владыка, величает.
О сияй божественною Твоею славою/ царей наших, Милосердный,/ и ополчениями ангельскими и всеоружием их огради,/ народов дерзость покоряя им, Владыка.
Богородичен: У празднено праматери Евы осуждение,/ ибо Ты, Богородица чистая,/ родила неизъяснимо всех Владыку,/ Чье подобие на иконах/ мы ныне целуем.
Катавасия: К амень краеугольный/ от нерассекаемой горы – Тебя, Дева,/ отсечен был без помощи рук,/ – Христос, соединивший разделенные естества./ Потому мы с веселием Тебя, Богородица, величаем.