НЕДЕЛЯ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
В СУББОТУ ВЕЧЕРОМ, НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ
Поем стихиры подобны на 4, творение Николая, глас 1.
Подобен: Небесных полков:
Н ыне благочестия сияние/ всем простерлось,/ разгоняя, как облако, нечестия обман/ сердца же благочестивых просвещая;/ придите все, с благочестивыми мыслями припадем,/ священным иконам Христа поклоняясь, православные.
С вященными начертаниями икон/ ныне красуется,/ как невеста наряженная Христова Церковь,/ и всех созывает духовно праздновать:/ соберемся же в единомыслии и вере,/ радостно величая Господа.
В есь мiр, веселись!/ Ибо вот, с высоты низверг Господь/ нечестия мощь неизреченным промыслом./ И мы, смиренные, вознеслись в сей день/ к вере православной благочестивою царицею направляемые.
К первообразу относится,/ говорит Василий,/ честь, иконе воздаваемая;/ потому с любовью почитаем/ иконы Спасителя Христа и всех святых,/ чтобы их имея, отныне никогда/ не быть нам вовлеченными в нечестие.
Слава, и ныне, Богородичен. Подобен тот же:
Н евидимый по безначальному и Божественному естеству,/ как Человек, был видим/ родившись от чистой Твоей крови, Отроковица,/ по крайнему милосердию./ Его изображение во плоти написав,/ все мы, верные, с почтением поклоняемся Ему/ и благоговейно величаем.
На стиховне стихиры, глас 2:
Подобен: Дом Евфрафов:
И збегнув пагубного вреда бесславных,/ сиянием православия/ сердцами просветимся, верные,/ Бога славя!
Стих: П ринесите Господу/ славу и честь.
У празднен мутный Ария обман,/ Македония, Петра, и Севира с Пирром,/ и светит Свет трисолнечный!
Стих: П оклонитесь Ему/ во дворе святом Его.
Б ольше не хвалится/ нечестивых ложное учение:/ ибо Бог благосклонностью Феодоры/ православным жезл крепости дает.
Слава, и ныне, Богородичен. Подобен тот же:
Возвысила Ты достоинство смиренных, Богородица,/ родив Бога-Слово;/ потому мы все Тебя/ с верою почитая, величаем.
Тропарь, глас 2:
П речистому образу Твоему поклоняемся, Благой,/ прося прощения согрешений наших, Христе Боже./ Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест,/ чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу./ Потому мы благодарно взываем Тебе:/ "Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш,/ пришедший спасти мир!"
И бывает отпуст.
В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
После предначинательного псалма вся первая кафизма.
На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди:
Глас 6:
О Тебе, непостижимом,/ прежде утренней звезды безначально воссиявшем/ из невещественного и бесплотного чрева Родителя,/ пророки, Твоим Духом, Господи, вдохновленные,/ предсказали, что будешь Ты Младенцем,/ от не познавшей брака воплотишься,/ с людьми соединишься,/ и живущим на земле будешь видим;/ потому удостой, как Милосердный, просвещения Твоего,/ воспевающих неизреченное и священное Твое воскресение.
Подобен:
С ловом о Тебе провозгласившие богословесные пророки,/ и делами Тебя почтившие,/ бесконечную жизнь, как плод собрали;/ ибо служения творению, Владыка,/ вместо Тебя, Создателя, не потерпев,/ от всего мира они по-евангельски отвратились,/ и сообразны сделались страданию Твоему, о котором предвозвестили;/ их мольбами удостой нас непорочно пройти воздержания поприще,/ Единый Многомилостивый.
Е стеством Божественным Твоим неописуемый,/ Ты в последние времена, Владыка, воплотившись,/ благоволил быть описуемым:/ ибо плоти принятием/ и все свойства ее Ты приобрел./ Потому начертывая образ с Тобою сходный,/ как надлежит, его целуем,/ возвышаясь к Твоей любви,/ и черпаем благодать исцелений из него,/ следуя апостольским божественным преданиям.
К ак драгоценное украшение приняла Христова Церковь,/ светлейшее восстановление досточтимых и святых икон/ Спасителя Христа, и Богоматери, и всех святых;/ ради него она красуется и благодатию озаряется,/ и полчище еретиков отвергает, изгоняя его,/ и, радуясь, славит человеколюбца Бога,/ ради нее претерпевшего страдания добровольные.
Слава, глас 2:
В оссияла благодать истины:/ прообразуемое в древности тенеподобно,/ ныне явно завершилось;/ ибо вот, Церковь воплощенным образом Христовым,/ как прекраснейшим нарядом облекается,/ обликом скинии свидетельства уподобляясь,/ и православную веру соблюдая,/ чтобы и образ нами Чтимого мы имели и не сомневались в том./ Да облекутся стыдом не верующие так:/ ибо для нас слава – облик Воплотившегося/ благоговейного поклонения достойный, но не боготворимый./ Его лобзая, верные, воззовем:/ "Боже, спаси народ Твой и благослови наследие Твое!"
И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа.
На литии
Слава, глас 2:
Р адуйтесь, пророки досточтимые,/ закон Господень прекрасно установившие,/ и верою явившиеся/ столпами неприступными и непоколебимыми,/ ибо в вас мы видим и посредников/ Нового Завета Христа./ И, на небеса переселившись, умолите Его/ мир умиротворить/ и спасти души наши.
И ныне, Богородичен, глас тот же:
В сю надежду мою/ на Тебя возлагаю, Матерь Божия,/ сохрани меня под покровом Твоим.
Стихиры на стиховне Октоиха.
Слава, глас 2:
О т нечестия к благочестию перейдя/ и светом познания просветившись,/ будем согласно псалму рукоплескать,/ благодарственно хвалу Богу принося,/ и на стенах, и досках, и священных сосудах начертанным/ священным образам Христа,/ и Пречистой, и всех святых, с почтением поклонимся,/ отвергая нечестивую бесславных веру, –/ ибо честь, воздаваемая образу,/ как говорит святой Василий, на первообраз переходит, –/ и прося по ходатайствам пречистой Твоей Матери, Христе Боже наш, и всех святых,/ даровать нам великую милость.
И ныне, Богородичен:
О, чудо новое, высшее всех древних чудес!/ Ибо кто знал матерь, без мужа родившую,/ и во объятиях носившую все творение Объемлющего?/ Божий замысел – это зачатие./ Ты же, Пречистая, Его как младенца руками Своими державшая,/ и материнское дерзновение к Нему стяжавшая,/ не переставай молить о чтущих Тебя,/ да смилуется Он и спасет души наши.
Тропарь: Богородица Дева, радуйся: (Дважды)
И праздника, глас 2:
П речистому образу Твоему поклоняемся, Благой,/ прося прощения согрешений наших, Христе Боже./ Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест,/ чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу./ Потому мы благодарно взываем Тебе:/ "Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш,/ пришедший спасти мир!" Единожды.