Ссыльные почти поголовно (за редким исключением) принадлежали к рядовым слоям населения. По численности на первом месте стояли крепостные и черносошные крестьяне и холопы, казаки и стрельцы, и, наконец, гулящие люди. Затем шли посадские люди, церковники и служивые разных чинов. Особо следует отметить «иноземцев», т. е. польских пленных, попавших в Сибирскую ссылку.2
Независимо от характера вины все ссыльные должны были служить целям заселения края и его освоения. Поэтому подавляющее их большинство направлялось «на пашню и на службу». «На посад» ссылалось очень мало. Единицы попадали в земляные тюрьмы. Туда обычно бросали церковных раскольников. В наземные тюрьмы попадали также единицы.3
Столь широко развитый институт ссылки был чрезвычайно полезен с точки зрения задач и целей государственного управления. «Ссылка служила для государства русского неиссякаемым источником, из которого черпались рабочие силы в тех местах, где это было необходимо, для службы гражданской и военной, для заселения и укрепления границ... Ссылка вне этих специальных целей, так сказать, ссылка непроизвольная, почти не практиковалась».4
Указанные выше специальные цели ссылки предполагали, что сосланный останется на новом месте на всю жизнь, обзаведется домом и будет упрочивать свое благосостояние. Именно поэтому преступники ссылались вместе с семьями, с женами и детьми. В тех случаях, когда ссылка преступников происходила с большою поспешностью и в больших масштабах, как, например, при народных
1 Сафронов Ф. Г. Ссылка в Восточную Сибирь в XVII веке. Якутск, 1967. С. 28.
2 Там же. С. 28-29.
3 Там же.
4 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 228.
^азнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 227
волнениях, жены и дети преступников посылались вслед за ними в места их нового жительства особо.1
Так, в частности, по свидетельству Г. К. Котошихина, после отправки в ссылку виновников «медного бунта» 1662 года, «и после их, по скаскам их, где кто жил и чей кто ни был, и жен их и детей потому за ними разослали».2
Таким образом, начиная с середины XVII в., одним из наиболее распространенных видов наказания становится ссылка. Этому способствует изменение степени возмездия по многим статьям Уложения последующими Указами: смертная казнь, телесные наказания и тюремное заключение за совершение многих преступлений все чаще заменяются ссылкой. Постепенно увеличивается и число преступлений, наказуемых ссылкой. Все это свидетельствует о зарождении гуманистических тенденций в развитии уголовного законодательства.
Разновидностью ссылки являлась опала — ссылка, применявшаяся в отношении феодалов, должностных лиц.
По определению В. Линовского, «опала означала преимущественно гнев Царский, удаление виновного от двора, с глаз Государя, и угрожала преступнику потерею доверенности царской, лишением знатной должности при дворе, службою в отдаленном городе».3
Аналогичное определение дает и Н. Д. Сергеевский.4
По мнению исследователей, на практике опала применялась в рассматриваемый период весьма часто.5
Наряду с опалой, Соборным Уложением были предусмотрены и на практике применялись и другие наказания, направленные на умаление чести и достоинства человека. Так, Уложение предусматривает публичное наказание начальника сотни, «при ратных многих людей» за самовольный отпуск (ст. 16 Главы XII); выговор в присутствии понятых и других сторонних людей за неподчинение приставу (ст. 139 Главы X) и отнятие чести (ст. 5 Главы X), т. е. лишение достоинства и звания, понижение в чине.
| Там же. С. 232-233.
j Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 127.
ЛиновскийВ. Исследование начал уголовного права, изложенных в Уложении царя Алексея Михайловича. Одесса, 1847. С. 109. 5 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 284.
Линовский В. Исследование начал уголовного права, изложенных в Уложении царя Алексея Михайловича. Одесса, 1847. С. 109; Сергеевский Н. Д. Наказание в русском пРаве XVII века. СПб., 1887. С. 284 и др.
228_____________________________________________________ Глава м
А. Богдановский приводит следующие примеры применения та* ких наказаний: «Лишены были чести Милославские за то, что утаили в доме заразу. Царь вместо смертной казни, до которой они довелись, велели написать их по московскому списку (из бояр в простые дворяне). Стольника Плещеева за вины его по отпуску хлебных запасов написали также по московскому списку».1
Являясь наказанием для лиц высших состояний, отнятие чести приравнивалось к наказанию кнутом для лиц низшего звания.2
Так, в соответствии со ст. 5 Главы X Соборного Уложения «за ту же вину у боярина, и у околничего, и у думного человека отнята честь. А будет который судья такую неправду учинити торговая казнь».3
Как уже отмечалось, в Судебнике 1550 г. впервые появился такой дополнительный вид наказания, как отрешение от должности. В Соборном Уложении этот вид наказания упоминается уже намного чаще.
Отрешение от должности применялось к неделыцикам за волокиту и взятие лишних пошлин (ст. 146 Главы X); к судьям, уличенным в неправосудии «по дружбе, или по недружбе» (ст. 5 Главы X); к губным целовальникам за освобождение татей и разбойников (ст. 84 Главы XXI Уложения) и в других случаях.
В основном этот вид наказания являлся дополнительным и применялся наряду с другими наказаниями. Например, в соответствии со ст. 146 Главы X Уложения «и тому неделыцику за то учинити наказание, бити батоги нещадно, а лишнее хоженое велети на нем до-правити, и отдати челобитчику, а будет он как сворует в другие или в третьие, и его бити кнутом и из неделыциков выкинуть».4
В ст. 27 и 28 Главы X Уложения было предусмотрено и такое наказание, как «выдага головою», — при спорах о местничестве или оскорблении патриарха боярином и думными людьми.
Так, в частности, в соответствии со ст. 27 Главы X Уложения, «будет боярин, или околничей, или думной человек обесчестит словом патриарха, и за патриарше бесчестье боярина, и околничего, и думного человека по сыску отослати к патриарху головою».5
1 Богдановский А. Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве до
Петра Великого. М., 1857. С. 86.
2 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 285.
3 Отечественное законодательство XI-XIX века. М., 1999. С. 136.
4 Там же. С. 159-160.
5 Там же. С. 140.
^азнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 229
Выдача головою как наказание в XVII в. представляла собой обряд испрошения обидчиком прощения у обиженного1 и назначалась за высшие степени обиды, когда истец не мог довольствоваться денежной пеней, вообще определяемой за личную обиду, и требовал наказания более удовлетворительного для своей оскорбленной чести. В этом значении и выступала выдача неисправного должника заимодавцу в услужение, т. е. выдача головою до искупа.2
Данный обряд подробно описывает Г. К. Котошихин: «И которого дня прикажет царь кого боярина, или окольничего, или стольника, за бесчестье отослать головою к боярину, или думного человека и стольника к окольничему, и того дня тот боярин, или окольничий, у царя не бывает, а посылает к нему с вестью, которые люди с ним быть не хотели, пришлют к нему головою; и он того ожидает. А посылают к ним таких людей с дьяком, или с поьдячим, взяв тех людей за руки, ведут до боярского двора приставы, а на лошади садитися не дают; а как приведут его на двор к тому, с кем он быти не хотел, поставят его на нижнем крыльце, а дьяк или подьячий велит тому боярину о своем приходе сказать... и боярин к дьяку или подьячему выйдет на крыльцо; и дьяк или подьячий учнет говорить речь, что великий государь указал и бояре приговорили того человека, который с ним быти не хотел, за его боярское бесчестье, отвесть к нему боярину головою; и тот боярин на царском жалованье бьет челом, а того, кого приведут велит отпустить его к себе долгов и отпустя его долгов на дворе у себя на лошади ему садитися и лошади водити на двор не велит. И тот, кого посылают к нему головою, от царского двора идут до боярского двора и у него на дворе, лает и безчестит его всякою бранью, а тот ему за его злые слова ничего не чинит и не смеет, потому что того человека отсылает царь к тому человеку за его бесчестье, любячи его, а не для чего иного, чтоб тот человек учинил над ним убийство, или увечье».3
По мнению Н. Д. Сергеевского, обряд выдачи головою применялся и помимо судебного приговора, по соглашению обиженного и обидчика, как основание мировой сделки. В подтверждение исследо-
Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 279.
ЛиновскийВ. Исследование начал уголовного права, изложенных в Уложении царя Алексея Михайловича. Одесса, 1847. С. 109.
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С 34-35.
230 Глава iy
ватель приводит выдержку из списка с дела 1688 г.: «В иску своем, в безчестьи и в увечьи... ныне мы не ходя в суд, поговоря промеж собой, сыскався в правдах, договорились на том, что приехать мне Анд* реяну в дом отца его Кондратья и выдаться ему Павлу головою... за его Павлово безчестье, при третьих».1
Наряду с рассмотренными выше, в законодательстве были закреплены и на практике применялись денежные наказания.
Классифицируя различные имущественные взыскания, практиковавшиеся в XVII в., мы можем назвать следующие их виды: конфискация общая и специальная; отнятие поместий и убавка оклада; денежные пени; штрафы в пользу пострадавшего и безчестье.2
Хотя сам термин «конфискация имущества» в Соборном Уложении не используется, законодатель закрепляет этот вид наказания во многих статьях: «животы все, и дворы, и поместья, и вотчину имать на Государя», «взять на Государя» и т. п. Можно сделать вывод и о делении конфискации на общую и специальную.
Общая конфискация заключалась в лишении виновного всего имущества или его части. Обычно этот вид наказания являлся дополнительным и применялся наряду со смертной казнью и ссылкой. В частности, этот вид наказания мог быть назначен наряду со смертной казнью за измену (ст. 9 Главы II), за переход на сторону врага (ст. 20 Главы VII), за хранение и торговлю табаком (ст. 11 Главы XXV Уложения) и некоторые другие преступления.
Однако, по мнению Н. Д. Сергеевского, дошедшие до нас законодательные памятники оставляют большие пробелы и в действительности применение конфискации поместий и вотчин имело еще большие масштабы.3 Исследователь ссылается на Г. К. Котошихина, который в своей книге указывает одну, весьма широкую группу деяний, влекших за собой конфискацию поместий и вотчин, относительно которой тем не менее не содержится указаний в законодательных памятниках — это злоупотребление помещиков и вотчинников властью над крестьянами: «...а будет который помещик и вотчинник учнет с крестьян имати поборы великие не против силы...
1 Сергеевский К Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 282.
2 Там же. С. 259.
3 Там же. С. 261.
цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 231
0 у таких помещиков и вотчинников поместья их и вотчины, которые даны будут от царя, возьмут назад на царя».1
Следует отметить, что порядок конфискации имущества был довольно подробно регламентирован Соборным Уложением.
Обвиняемый в любом виде измены лишался всего как недвижимого, так и движимого имущества (ст. 5 Главы II). Конфискованное имущество передавалось в казну государя. При этом конфискации подлежало имущество не только всех родственников, знавших об измене, но и приданое жены преступника и имущество его взрослого сына (ст. 6—7 Главы II). Помимо этого, невиновные родственники лишались права выкупа родовых недвижимостей, а заложенная вотчина поступала также в государственную казну (ст. 38—40 Главы XVII).
Соборное Уложение предусматривало также специальную конфискацию. Конфискации подлежали те участки земли, на которых владельцы их поселили вопреки закону «московские и городовые посадские тягловые люди» (ст. 13 Главы XIX). Могло быть конфисковано также корчемное питье (ст. 8 Главы XXV). Подлежали конфискации и доходы, полученные с вновь заведенных без соответствующего указа «мытов, перевозов и мостовщины» (ст. 10 Главы IX Уложения) и т. д.






