В то же время невозможно согласиться с мнением о том, что арест в качестве средства борьбы с преступностью перспектив не имеет вообще. Арест не только должен быть предусмотрен в санкциях УК РФ, но и реально применяться на практике. Имеет смысл задуматься и о совершенствовании этого вида наказания. В частности, за-
1 Филимонов О. В. Проблемы применения в России уголовных наказаний, альтерна
тивных лишению свободы // Развитие уголовных санкций в российской уголовной
юстиции: опыт и перспективы. Сб. матер, межд. конф. М., 2002. С. 20.
2 Трахов А. Бессистемная система наказаний в УК РФ // Российская юстиция. 2000.
№ 9. С. 48; Рамазанов Г. Куда движется уголовное законодательство? // Российская
юстиция. 1999. № 1. С. 25; Филимонов О. В. Токийские правила и российская практика
применения наказаний, не связанных с лишением свободы // Российская юстиция.
2003. №2. С. 50 и др.
3 Филимонов О. В. Проблемы применения в России уголовных наказаний, альтерна
тивных лишению свободы // Развитие альтернативных санкций в российской уголов
ной юстиции: опыт и перспективы. Сб. матер, межд. конф. М., 2002. С. 21.
662 Глава IV
служивает внимания практика ареста на выходные дни, предусмотренная законодательством ряда зарубежных государств.
Так, в соответствии со ст. 33 и 37 УК Испании, такой арест может быть назначен на срок от 1 до 24 дней, за исключением случаев, когда арестом заменяется тюремное заключение. Если арестованный дважды неправомерно пропускает отбытие ареста, суд по надзору может решить, что арест исполняется непрерывно.1
Как представляется, ввиду сложной экономической ситуации в нашей стране в том виде, в котором арест сейчас закреплен в УК РФ, он вряд ли будет применяться на практике. Но, учитывая эффективность этой меры, необходимо стремиться к дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства. В частности, заслуживает внимания идея введения ареста на выходные дни.
Одним из видов наказаний, связанных с ограничением или лишением свободы, является содержание в дисциплинарной воинской гасти.
По своей правовой природе содержание в дисциплинарной воинской части есть особый вид специального уголовного наказания, имеющего сугубо воинскую направленность и преследующего цели исправления осужденных военнослужащих, предупреждения с их стороны преступлений с помощью специальных средств военно-исправительного воздействия.2
Этот вид наказания дает возможность многим военнослужащим, совершившим воинские и общеуголовные преступления, не представляющие большой общественной опасности, отбывать наказание, одновременно выполняя обязанности военной службы.
Многолетняя практика применения данного вида наказания свидетельствует о его эффективности и его назначения в отношении военнослужащих срочной службы. Не случайно почти 90% совершивших преступления военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, направляются военными судами именно в дисциплинарные воинские части.3 Результаты проведенных исследований показывают, что среди осужденных, отбывавших наказание в дисципли-
1 Уголовный кодекс Испании / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и Ф. М. Решетникова. М.,
1998. С. 22-23.
2 Шилов А. И. Уголовное наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской
части: Дис.... канд. юрид. наук. Рязань, 1998. С. 197.
3 Там же.
Назнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 663
нарных воинских частях, достаточно низок уровень рецидива в постпенитенциарный период.1
Представляется, что данный вид наказания и в дальнейшем будет применяться в отношении военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих военную службу по призыву, а также по контракту.
Как уже ранее было отмечено, одним из наиболее распространенных наказаний, назначаемых судами, в настоящее время в нашей стране является лишение свободы.
Объем применения наказания в виде лишения свободы в последние годы остается практически неизменным (в нашей стране каждый третий осужденный — это осужденный к лишению свободы), по количеству осужденных к лишению свободы мы сейчас занимаем второе место в мире после США. На 1 апреля 2004 г. в местах лишения свободы в Российской Федерации содержалось 823 400 человек.2
Говоря о сложившейся в практике назначения уголовных наказаний ситуации, некоторые ученые отмечают, что «лишение свободы было, есть и будет самым распространенным в судебной практике наказанием».3 «Тюремное наказание (лишение свободы) будет применяться все чаще — как следствие роста преступности... Увы, достойной альтернативы тюрьме нет».4
На наш взгляд, с данными высказываниями невозможно согласиться. Несмотря на ряд достоинств (этот вид наказания изолирует преступников от общества, действует устрашающе, позволяет осуществлять процесс воспитания осужденных), лишение свободы имеет и существенные недостатки.
Пребывание осужденного в местах лишения свободы приводит к потере полезных социальных связей, нередко влечет за собой распад семьи, усложняет воспитание и материальное обеспечение детей. Кроме того, нужно учитывать, что из мест лишения свободы далеко
1 Там же.
2 Побегайло Э. Кризис современной российской уголовной политики // Уголовное
право. 2004. № 3. С. 133.
3 Дементьев С. Я., Дъягенко Р. А., Трахов А. И. Уголовное наказание: содержание,
виды, назначение и исполнение. Краснодар, 2000. С. 168-170.
4 Рассказов Л. П., Упоров И. В. Лишение свободы в России: истоки, развитие, перспек
тивы. Краснодар, 1999. С. 463.
664 Глава IV
не всегда люди выходят исправившимися, поскольку отбывание наказания протекает в неестественной для человека среде.
Поэтому необходимо искать пути выхода из создавшейся ситуации..
То обстоятельство, что в последние годы в нашей стране лишение свободы является одним из самых распространенных наказаний, во многом обусловлено тем, что наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы, практически не назначаются судами.
Основные причины этого, несомненно, коренятся в социально-экономической сфере (безработица, рост числа малоимущих, не имеющих постоянных источников дохода граждан). Но, кроме того, имеются недостатки и в законодательной регламентации этих видов наказаний. Происходит также недооценка судьями их карательного потенциала.
Другой причиной преобладания лишения свободы среди видов наказаний, назначаемых судами, является то, что обязательные работы, ограничение свободы и арест закреплены законодателем во многих санкциях Особенной части УК РФ наряду с лишением свободы. Но поскольку эти виды наказаний не применяются на практике, большинство санкций утратили свой альтернативный характер и фактически предусматривают только лишение свободы.
Наряду о всем вышеизложенным можно говорить и о недостатках в законодательной регламентации и практике применения самого лишения свободы.
В первую очередь, необходимо реформирование санкций уголовно-правовых норм.
В действующем УК РФ 93 санкции (15,9% от общего числа санкций) предусматривают лишение свободы за совершение преступлений небольшой степени тяжести, 146 санкций (25% от общего числа) — средней степени тяжести. Но вряд ли можно согласиться с такой позицией законодателя.
На наш взгляд, необходимо исключить лишение свободы из всех санкций, предусматривающих ответственность за преступления небольшой тяжести.
Необходимо также значительно сократить число санкций, которые предусматривают лишение свободы за совершение преступлений средней тяжести, поскольку сейчас 25% (каждая 4-я) санкций
Назнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 665
УК РФ предусматривают лишение свободы за совершение преступлений средней тяжести.
Следует дополнить санкции УК РФ, предусматривающие лишение свободы, альтернативными наказаниями. Как уже ранее было отмечено, в результате того, что три вида наказаний (обязательные работы, ограничение свободы и арест), указанные в санкциях УК РФ, на практике не применяются, многие санкции утратили свой альтернативный характер.
На наш взгляд, наказание в виде лишения свободы должно восприниматься судами как действительно «крайняя мера».
Пленум Верховного Суда РФ № 40 от 11.06.1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказания» ориентировал суды на то, что наказание в виде лишения свободы должно назначаться лишь тогда, когда реализация целей наказания посредством применения иных, менее строгих видов наказания невозможна.
Таким образом, лишение свободы должно назначаться судом, если само преступление представляет повышенную опасность и личность преступника также характеризуется высокой степенью общественной опасности.