Вскрытие карьерных полей внутренними траншеями. Скользящие съезды

Вскрытием карьерного поля называются горные работы по созданию ком­плекса капитальных и временных траншей и съездов, обеспечивающих грузо- транспортную связь между рабочими горизонтами в карьере и приемными пун­ктами на поверхности.

Рабочими горизонтами в карьере являются рабочие площадки уступов. Приемные устройства на поверхно-сти — обогатительные фабрики, перегрузоч­ные бункеры, склады, отвалы или электростанции. Траншеи и съезды оборудуют­ся транспортными путями и средствами транспорта.

Совокупность всех вскрывающих выработок называется схемой вскрытия. Вскрытие рабочих горизонтов карьеров осуществляется при помощи горных вы­работок — капитальных наклонных или крутых траншей и горизонтальных — разрезных, которые являются продолжением капитальных траншей и служат для подготовки месторождения к выемке, создавая начальный фронт работ на вскры­том уступе.

Капитальные траншеи могут быть внешними и внутренними. Внутренние траншеи располагают внутри контура карьера, внешние — за пределами его кон­тура. Вскрывающие траншеи имеют, как правило, трапециевидное поперечное се­чение. При разработке неглубоких горизонтальных или пологих месторождений при числе уступов не более трех применяют внешние траншеи.

Способы вскрытия карьерных полей отдельными, групповыми и парными внутренними капитальными траншеями характеризуются достоинствами и недостатками, присущими способам вскрытия аналогичными внешними капитальными траншеями.

 

Отдельные внутренние капитальные траншеи применяют при вскрытии неглубоких капитальных полей. Групповые внутренние траншеи используют при большой мощности пластов полезного ископаемого и покрывающих вскрышных пород, разрабатываемых большим количеством (шесть-восемь) уступов. Парные внутренние капитальные траншеи используют для создания в карьере поточного движения транспортных средств.

 

Наибольшее распространение на глубоких карьерах получил способ вскрытия общей внутренней капитальной траншеей (рисунок 2.4). Данный способ применяют также при вскрытии нагорных карьеров. Внутреннее расположение капитальной траншеи является возможным при достаточной устойчивости бортов карьера. При данном способе вскрытия грузопотоки как правило, каждая траншея является однопутной. Покрытие парными траншеями применяют при значительной длине карьерного поля. Внутреннюю крутую траншею проходят на одном из его нерабочих боргов карьера и оборудуют для подъема горной массы наклонными подъёмниками - скиповыми или конвейерными.

 

 

Рисунок 2.4- Схема вскрытия карьерного поля общей внутренней капитальной траншеей

Скользящими съездами называют внутренние траншеи в случае расположения их на рабочем борту карьера. В процессе разработки съезды перемещаются вместе с рабочим бортом к предельному контуру карьера. Отрабатываемый уступ при этом рассекается на две части диагональным съездом и разрабатывается отдельными подуступами переменной высоты.

 

Ширину наклонного съезда определяют как минимальную ширину рабочей площадки, исходя из условий размещения экскаваторов, пород после взрыва и одного или двух рельсовых путей. При отработке верхнего подуступа с нижней погрузкой укладывается дополнительный рельсовый путь. Руководящий подъем скользящего съезда рассчитывается по условию трогания груженного состава с места, обычно он на 30% меньше подъема, определенного по условию равномерного движения поездов.

Вскрытие скользящими съездами позволяет уменьшить объем горно-капитальных работ, сократить сроки строительства карьера, так как скользящие съезды закладывают вблизи залежи или непосредственно над ней. Отработку уступа при наличии скользящих съездов можно производить одним экскаватором с последующим переходом его с наклонного участка к горизонтальному и двумя экскаваторами одновременно работающими на наклонном и горизонтальном участках уступа.

Скользящие съезды, предназначенные для железнодорожного транспорта, при эксплуатации усложняют работу экскаваторов и ведение БВР. Недостатками скользящих съездов при автотранспорте вызывают меньшие затруднения.

К достоинствам временных автомобильных съездов относят:

- уменьшение объемов горно-капитальных и вскрышных работ;

- возможность быстрого ввода в эксплуатацию отдельных горизонтов карьера;

- возможность успешной разработки месторождений с неустойчивыми породами в бортах карьера;

- повышение интенсивности горных работ.

К недостаткам следует отнести тяжелые условия эксплуатации железнодорожного транспорта на временных дорогах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: