Стратегические интересы России в регионе «новой Восточной Европы» представляется, можно суммировать следующим образом

Во-первых, неприемлемость любых сценариев военно-политической конфронтации, напряженности или приближения к этому состоянию. Речь идет как о общерегиональном уровне, так и о субрегиональных или локальных сегментах этого пространства. В этой связи встает вопрос о фокусировке европейских, евроатлантических и постсоветских механизмах обеспечения безопасности на задачах новой Восточной Европы.

Во-вторых, международно-политическая и экономическая стабильность на всех этажах региональной системы. При этом стабильность ни статическая, ни сохранение status quo, который не на всех направлениях для России комфортный, а стабильность динамическая с положительным вектором этой динамики.

В-третьих, прозрачность и многоканальность региональной системы, которая давала бы возможность адекватно оценивать намерения и интересы других акторов и транслировать собственные.

В-четвертых, возможность относительно неконфронтационного наращивания экономического потенциала в рамках всего региона Восточной Европы, в том числе, в слабо освоенных или утерянных Россией сегментах Юго-Восточной Европы, Прибалтики. Россией фактически не освоен потенциал неэнергетических рынков ЦВЕ.

В-пятых, приоритезация и поддержание максимально развитых и дружеских отношений с ключевыми странами-партнерами из всех четырех (ЦВЕ, Прибалтика, постсоветский сегмент и Юго-Восточная Европа) сегментов новой Восточной Европы. Минимально достаточное число таких партнеров равняется числу сегментов рассматриваемого региона. В ряде случаев подбор такого партнера будет определяться объективными параметрами, в других — субъективной готовностью пойти на особые отношения с Россией.

И шестое, сохранение возможности бесконфликтной российско-центричной консолидации постсоветского сегмента. Это важно как для содействия реализации пяти вышеперечисленных пунктов, так и для сохранения традиционного гуманитарно-культурного ареала и демографического ресурса. Российско-центричная консолидация может осуществляться как с применением уже сложившихся многосторонних механизмов — ЕврАзЭС/Таможенный союз, Союзное государство, так и сугубо по двусторонней линии. Последнее, по-видимому, станет основным сценарием докризисных российско-украинских отношений.

Основной задачей в отношениях с Европейским союзом для России как неотъемлемой, органичной части европейской цивилизации является продвижение к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. Россия заинтересована в углублении сотрудничества с ЕС как основным торгово-экономическим и важным внешнеполитическим партнером, выступает за укрепление взаимодействия, подчеркивая актуальность задачи формирования четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты.

Россия выступает за заключение с ЕС нового базового соглашения о стратегическом партнерстве на принципах равноправия и взаимной выгоды, будет способствовать эффективной реализации совместной инициативы Россия - ЕС «Партнерство для модернизации», развитию взаимовыгодного энергетического сотрудничества в целях создания объединенного энергетического комплекса Европы на основе строгого соблюдения имеющихся двусторонних и многосторонних договорных обязательств.

Учитывая значимую роль Европейского союза в международных делах, Россия настроена на поддержание интенсивного и взаимовыгодного политического диалога с Европейским союзом по основным вопросам внешнеполитической повестки дня, дальнейшее развитие практического взаимодействия во внешне- и военно-политической сферах, создание соответствующих механизмов сотрудничества в области внешней политики и безопасности, с тем чтобы придать работе характер совместного принятия решений с их последующей совместной реализацией.

Важным ресурсом продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах, содействия переводу российской экономики на инновационный путь развития является активизация взаимовыгодных двусторонних связей с Германией, Францией, Италией, Нидерландами и другими государствами Европы. Россия хотела бы, чтобы в этом же русле использовался потенциал взаимодействия с Великобританией.

48. Сравнительный анализ концепций внешней политики РФ: 2008-2013 гг.

Цели:

Об отличиях редакции 2013 года (Концепция-2013) от редакции 2008 года (Концепция-2008). Прежде всего, новая редакция исключила ряд целей внешней политики и добавила несколько новых. Например, из Концепции-2013 исключена такая цель, как создание системы двусторонних и многосторонних партнёрских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры, и включена новая: укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях. Совершенно очевидно, что во многом обусловлена вступлением России во ВТО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: