Идет борьба идеологий. Либерализм с абсолютизмом, фашизмом и коммунизмом

39. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и «грядущей анархии» Р. Каплана.

Концепция «столкновения цивилизаций» 1993 г. С. Хантингтона. Основной тезис Хантингтона состоит в следующем: "В мире после холодной войны самые важные различия между народами - не идеологические, политические или экономические, а культурные". Люди начинают идентифицировать себя не с государством или нацией, а с более широким культурным образованием - цивилизацией, ибо цивилизационные различия, сложившиеся столетиями, «более фундаментальны».

Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций - индуистскую, исламскую, японскую, православную, китайскую и западную. В дополнение к ним он считает возможным говорить еще о двух цивилизациях - африканской и латиноамериканской. Облик нарождающегося мира, утверждает Хантингтон, будет определяться взаимодействием и столкновением этих цивилизаций. Именно они станут доминирующим фактором мировой политики.

По схеме Хантингтона, господству Запада приходит конец. На мировую арену выступают несколько не западных государств, которые отвергают западные ценности и отстаивают собственные ценности и нормы. Либерализма культурные ценности и нормы, воплощенные в каждой цивилизации, приобретают растущую значимость в качестве источников личностной и политической идентификации.

По его мнению, особую опасность для Запада представляет ислам в силу демографического взрыва, культурного возрождения и отсутствия центрового государства, вокруг которого могли бы консолидироваться все исламские страны. Фактически ислам и Запад уже находятся в состоянии войны. Вторая серьезная опасность исходит из Азии, особенно из Китая. Успехи в экономике укрепляют самоуверенность азиатских государств и их стремление влиять на судьбы мира.

Хантингтон выступает за дальнейшее сплочение, политическую, экономическую и военную интеграцию западных стран, расширение НАТО, вовлечение Латинской Америки в орбиту Запада и предотвращение дрейфа Японии в сторону Китая. Поскольку же главную опасность представляют исламская и китайская цивилизации, Западу следует поощрять гегемонию России в православном мире. Отсюда можно сказать, что восприятие в России положительное.

«Грядущая анархия» 1994 г. Р. Каплан. «Томас Фридман из The New York Times называл Роберта Каплана одним из четырех «самых читаемых» авторов, определяющих мир после холодной войны (наравне с Фрэнсисом Фукуямой, Полом Кеннеди и Сэмюэлем Хантингтоном). Статья Каплана «The Coming Anarchy» («Грядущая анархия») была опубликована в феврале 1994 года и вызвала бурю горячих споров по всему миру».

В 1994 году Роберт Кап­лан предупреждал о «грядущей анархии», прогнозируя системный коллапс национальных государств. Он очень красочно описывает современную анархическую

Судьба обществ, в которых, в отличие от остальных, процессы развития колониализма, как старого, так и нового, достигли завершения, подробно описана в статье Роберта Каплана. Описываемый район — Западная Африка. Каплан расценивает ее опыт как предсказание будущей судьбы человечества — «болезни, перенаселение, неспровоцированная преступность, дефицит ресурсов, миграция беженцев, рост эрозии национальных государств и межгосударственных границ, усиление влияния частных армий, охранных фирм и международных картелей по изготовлению наркотиков». Иными словами, экономика свободного рынка без предела.

По словам Каплана, правительство Сьерра-Леоне, возглавляемое 17-летним армейским капитаном, — это разношерстная группа подонков, которая дневное время держит под контролем столицу и часть сельских районов. О существовании правительства явно свидетельствует национальная армия, которая угрожает путешественникам на контрольных пунктах, требуя дань. По ночам, когда национальная армия уходит, хозяином положения становится враждующая с ними армия мятежников.

40. Проблемы взаимоотношений по линии «Север-Юг» (С. Амин).

С.Амин, вначале изучавший проблемы развития стран Магриба (Марокко, Тунис, Алжир) и Западной Африки, поставил цель изучить весь комплекс отношений между развитыми и развивающимися странами.

С.Амин изложил концепцию, согласно которой экономические отношения в мире образуют систему с центром (развитый Север) и периферией (слаборазвитый Юг), эксплуатируемый центром за счет неравноценного обмена. Очевидно, что египетский экономист развивал подход к международным экономическим отношениям, основанный марксистскими теоретиками империализма в начале века, на анализ которых он сам ссылался во введении к своей двухтомной работе "Накопление во всемирном масштабе". С.Амин замечал, что "анализ Марксом капиталистического способа производства составляет отправную точку в анализе современной мировой экономической системы".

Характеризуя проблему неравноценного экономического обмена между Севером и Югом, С.Амин отвергал широко распространенную на Западе теорию слаборазвитости трех южных континентов (Азии, Африки и Латинской Америки), в соответствии с которой феномен отсталости ассоциируется с традиционными патриархальными укладами "периферии", тогда как развитость "центра" связывается с модернизацией. Он относил к "центру'', с одной стороны, Северную Америку, Западную Европу, Японию, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, с другой стороны, Россию (т.е. СССР - Г.Н.) и Восточную Европу.

С точки зрения С.Амина, неверно проводить аналогии между экономически слаборазвитыми странами и странами "центра" на их предшествующих стадиях развития, т.е. полагать, что "периферия" постепенно будет преодолевать отсталость путем освоения западного опыта. Центральный тезис его теории гласил: "Развитость и слаборазвитость составляют два противоположных полюса диалектического единства''.

Объясняя "слаборазвитость как следствие развития капитализма во всемирном масштабе", С.Амин считал, что эксплуатация периферии центром позволяет "преодолевать основное, постоянное и возрастающее противоречие в центре между его производительной способностью и потреблением''.

В заключение он высказывал убеждение, что будущее всей планеты, а не только "третьего мира'“ зависит от взаимоотношений Севера и Юга: "Каковы перспективы мировой системы: развивается ли она в направлении растущей дихотомии центр-периферия? Или это лишь один этап эволюции, и в таком случае тенденция развития направлена к чему-то вроде формирования однородной мировой капиталистической системы. Очевидно, что именно в эти рамки необходимо переместить все проблемы современного мира, в том числе и "борьбы классов'', как и "национальные'' проблемы, которые, впрочем, по этой же причине взаимосвязываются до такой степени, что ставят единственный вопрос, все аспекты которого неразделимы".

Сколь категорично судил С.Амин о природе современной мировой экономической системы, столь же осторожно он говорил о ее перспективах: констатируя "перемещение главного ядра сил социализма из Центра на периферию", он вместе с тем допускал, что мировая система сама по себе найдет решение, эволюционируя в непредвиденных направлениях''.

41. Исследования международных отношений в КНР: основные подходы и направления.

Международные отношения в Китае берут своё начало в далёком прошлом: Сун Цзы «Вопросы войны и мира», некоторые постулаты легизма и даосизма, «китайские стратагемы».

По отношению политики к другим странам в Китае существовало два постулата:

1. Китаецентризм («Китай – центр мира»);

2. Изоляционизм.

В связи с образованием в 1949 г. (1 окт.) КНР происходит переосмысление международных отношений через призму идеологии правящей партии и маоизма.

1950-е гг. – стратегия «Держаться одной стороны» (имеется ввиду СССР и коммунизм).

1960-е гг. – стратегия «Наносить удары обеими руками» (Борьба с СССР и США, конфликт МАО и Хрущёва).

1970-е гг. – начало американо-китайского сотрудничества (Визит Киссенджера в Китай), с середины 70-х гг. «Траншеи больше рыть не надо» (улучшение отношений с СССР).

Важно также рассмотреть «Концепцию 3-х миров» Мао Цзэдуна:

1 мир – США и СССР (противостоит 2-му и 3-му миру)

2 мир – Европа, развитые страны социалистического лагеря (противостоит 1-му и 3-му)

3 мир – Развивающиеся страны (Китай) – противостоит 1-му и 2-му миру

И идею «Социализма с китайской спецификой» Дэн Сяопина: идеи экономического сотрудничества и открытости внешнему миру.

В 90-е годы появляются китайские учёные-международники: 1994 г. – Конференция «Китай и мир». В настоящее время в Китае международные отношения изучаются в рамках партийных институтов, Академии общественных наук КНР, крупных университетских центрах.

Китайская школа международных отношений ещё не является полностью самостоятельной (партийная идеология + активное использование западных концепций), но возникает и новый подход симбиоза западных концепций и китайской специфики.

Сейчас существует три доминирующих подхода:

1. «Смотреть на мир из Китая» (Лян Шоудэн, Мэй Жань) – необходимость создания китайской концепции международных отношений, изучать их с помощью китайских культурных основ. Такие исследователи считают опасным внедрение западной концепции («обслуживание интересов США») и говорят, что такой подход ведёт к утрате китайской сущности.

2. Считают, что создание китайской теории международных отношений невозможно в принципе («всё уже создано», существующие мировые теории универсальны). Подходы, выработанные на Западе всеобъемлющи, и без проблем могут использоваться в Китае.

3. Кумулятивный подход – синтез западных теорий и китайской мысли (Джан Жу Джоан). Взять западные концепции, модернизировать слабые места.

Идеи, влияющие на исследования в области МО:

- марксистская теория и «синдром антикоммунизма»;

- наработки китайской дипломатии (новые достижения);

- культурно-цивилизационная традиция.

В 2003 – идея «мирного возвышения Китая» (ответ на вторжение США в Ирак (свержение Хусейна), противостояние Китая американцам в становлении мировым гегемоном).

Концепция «Гармонического мира» - способ достижения стабильного мира, путём отказа от силовых действий, сдерживание конфликтов.

«Disasterdiplomacy» («дипломатия катастрофы») – извлечение из кризисных ситуаций (своих и чужих) максимум выгоды (критиковалась в мире).

42. Международные организации в области безопасности как механизмы регулирования мировой политики (Совбез ООН, НАТО, ШОС, АНЗЮС).

Международная безопасность затрагивает многие вопросы и сферы общественной жизни, безопасность каждого государства связана с безопасностью мирового сообщества в целом. Она строится на совокупности специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, продовольственной, экологической, информационной безопасности государств и стабильности международных отношений. Одной из наиболее значимых международных организаций является Организация Объединенных Наций (ООН). Мирное разрешение международных споров является одним из основных принципов международного права, который закреплен в ст. 1 Устава ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и др. Основное подразделение ООН, занимающееся вопросами сохранения мирных международных отношений и безопасности и функционирующее постоянно, – Совет Безопасности. Совет Безопасности состоит из 15 членов (Россия является постоянным членом). Регулярных заседаний Совета Безопасности ООН не проводится, они созываются в зависимости от ситуации, требующей решения. К вспомогательным органам Совета Безопасности, которые работают либо под его эгидой, либо предоставляют Совету Безопасности доклады о своей деятельности, относятся:• военно-штабной комитет;• комитеты по санкциям;• комитет 1540;• контртеррористический комитет;• компенсационная комиссия;• и т.д. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем и рекомендует методы или условия урегулирования. В соответствии с главой VII Устава, Совет Безопасности может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие меры варьируются от экономических санкций до международных военных действий. Совет также учреждает операции ООН по поддержанию мира и специальные политические миссии.

Важнейшей долговременной целью НАТО, определенной в Вашингтонском договоре, является защита свободы и безопасности всех ее членов политическими и военными средствами. Североатлантический союз со времени своего создания стремится к обеспечению прочного мирного порядка в Европе. Однако достижение этой цели может оказаться под угрозой в связи с кризисами и конфликтами, возникающими за пределами Евроатлантического региона. Североатлантический союз не только обеспечивает оборону своих членов, но посредством партнерских связей и операций кризисного регулирования вносит свой вклад в обеспечение мира и стабильности также за пределами географического региона, определенного как зона Североатлантического договора. Главный принцип, которым руководствуется Североатлантический союз, - это совместные обязательства и сотрудничество между суверенными государствами, что обеспечивает неделимую безопасность всех членов НАТО. Солидарность и единство в Североатлантическом союзе опираются на повседневное сотрудничество в политической и военной сфере и гарантируют государствам-членам, что им не придется в одиночку, полагаясь только на собственные силы, решать основные проблемы своей безопасности. Не лишая государства-члены их прав и обязанностей, связанных с суверенной ответственностью в области обороны, Североатлантический союз дает им возможность решать важнейшие задачи своей национальной безопасности путем коллективных усилий. Стратегическая концепция 1991 включает следующие политические элементы: широкий подход к безопасности, включающий политические, экономические, социальные и экологические факторы, а также аспект обороны Североатлантического союза; твердое обязательство развивать трансатлантические связи; поддержание военного потенциала Североатлантического союза для обеспечения эффективности его военных операций; развитие европейского военного потенциала в рамках Североатлантического союза; поддержание адекватных структур и процедур для предотвращения конфликтов и кризисного регулирования; эффективные партнерские отношения со странами, не входящими в НАТО, основанные на сотрудничестве и диалоге; расширение Североатлантического союза и политика "открытых дверей" по отношению к потенциальным новым членам; продолжение усилий в области широкомасштабного контроля над вооружениями, разоружения и заключения соглашений о нераспространении вооружений. При таком широком определении безопасности, помимо сферы обороны признается важность политических, экономических, социальных и экологических факторов. Партнерство и сотрудничество с другими странами, сотрудничество с региональными и международными организациями, например ООН, а также стратегическое партнерство, складывающееся между НАТО и Европейским союзом, вносят совокупный вклад в создание подкрепляющих друг друга и взаимодополняющих отношений и позволяют более эффективно предотвращать конфликты и осуществлять кризисное регулирование. Сразу после террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 г. В США, главное значение приобрели такие вопросы, как совершенствование обмена разведывательными данными, связанными с террористической угрозой, углубление сотрудничества и партнерства со странами, не входящими в Североатлантический союз, а также с различными организациями по всем аспектам и, прежде всего, по вопросам противодействия угрозе терроризма.

Хартия Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) определяет совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьбу с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией в числе основных целей и задач ШОС. Эффективным форматом взаимодействия является механизм встреч секретарей советов безопасности государств-членов. Базовым документом, регулирующим взаимодействие в области безопасности, является Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года, в соответствии с которой 7 июня 2002 г. создана Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС ШОС). Основными задачами и функциями РАТС являются: разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для соответствующих структур ШОС; формирование банка данных РАТС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования; и.т.д. Заседания Совета РАТС – руководящего органа, который принимает решения обязательного характера по всем вопросам деятельности структуры, проходят два раза в год. Развивается взаимодействие государств-членов ШОС в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ), которая выстраивается на базе соответствующего Соглашения (июнь 2009 года). Важное внимание государства-члены ШОС уделяют противодействию наркотрафику, которое осуществляется на основе Антинаркотической стратегии ШОС на 2011-2016 гг.

АНЗЮС ПАКТ- договор о безопасности, именуемый по первым буквам английских названий входящих в него стран - Австралии, Новой Зеландии и США, был подписан в Сан-Франциско на неопределенный срок в 1951 и ратифицирован в 1952. Цели: укрепление мира и безопасности на Тихом океане; гарантия взаимопомощи в случае нападения на одного из государств-членов в Тихоокеанском регионе; взаимные консультации при возникновении угрозы территориальной целостности, политической независимости или безопасности одного из участников договора в Тихоокеанском регионе и др. В настоящее время договор регулирует отношения в сфере безопасности между США и Австралией, с одной стороны, и между Австралией и Новой Зеландией - с др. В последние годы АНЗЮС используется США в целях борьбы с международным терроризмом в регионе. После теракта 11 сентября 2001 года в США Канберра предложила Вашингтону исполнить свои союзнические обязательства по договору. Также, исходя из условий договора АНЗЮС, Австралия и Новая Зеландия принимают участие в афганской операции (Новая Зеландия планирует вывести свои войска из Афганистана в ближайшее время) и участвовали в иракской кампании (Новая Зеландия — до февраля 2004 года, Австралия — до июля 2009 года).

43. Значение энергетического фактора в современных международных отношениях. Вызовы и перспективы российской энергодипломатии.

В конце ХХ в. в системе международных экономических отношений заметно усилилась роль межгосударственного взаимодействия и регулирования в энергетической сфере. Это стало особо очевидным в 1997-2000 гг., когда после резких колебаний цен на рынках нефти произошло серьезное потрясение в мировом энергетическом хозяйстве, что дало повод говорить о новом энергетическом кризисе и привело к существенной активизации международной энергетической политики.

Энергетическая дипломатия сегодня включает в себя целый ряд вопросов, в том числе надежное снабжение потребителей энергоносителями, доступ к их источникам, маршруты транспортировки углеводородного сырья и электроэнергии, международные аспекты атомной энергетики. Сегодня этот род дипломатии - существенное направление внешнеполитической деятельности, способствующее созданию условий для нормальных межгосударственных отношений в энергетической сфере. К тому же надо учитывать растущие взаимосвязи энергетической дипломатии с проблемами глобализации, включая мировые финансы, экологию и т.д.

Влияние и контроль над районами нефтедобычи становятся первоочередными задачами промышленно развитых стран. Они определяются двумя взаимосвязанными факторами: с одной стороны, производством и запасами энергоресурсов, с другой - их потреблением.
Среди топливно-энергетических ресурсов наибольшие запасы в мире приходятся на уголь: их разведанный объем оценивается примерно в 5 трлн тонн. Они в основном сосредоточены в США, Китае, РФ, ЮАР и ФРГ. Однако при низкой рентабельности добычи и реализации угля его производство сокращается. Вместе с тем при цене нефти более 60 дол. за баррель значение угля может увеличиться, ибо при таком ценовом уровне он способен заменить нефть.
Крупнейшие производители нефти - Саудовская Аравия (12,3 % от общемирового производства), США (9,8 %), Россия (9,0%), Иран (5,2%), Мексика (4,8%), Венесуэла (4,6%), Норвегия (4,4%), Ирак (3,6%).

России принадлежит исключительно значимая роль на международных рынках топливно-энергетических ресурсов. Она предопределяется как запасами подобных ресурсов на территории РФ, так и ее долей в их мировом экспорте. В России неуклонно растет экспорт нефти и газа, что позволяет ей не только удерживать позиции на своих традиционных рынках, к числу которых в первую очередь относится Европа, но и завоевывать новые. Экспортоориентированный ТЭК России постепенно оттесняет страны ОПЕК с европейского рынка нефти, 32% которого приходится на отечественную нефть.

Возрастающая конкуренция за мировой и региональные энергетические рынки требует от нашей страны серьезных усилий, поиска эффективных методов внешнеполитической деятельности, диверсификации транзитных транспортных коммуникаций, установления надежных партнерских связей с производителями и потребителями энергоресурсов. Реализация и продвижение национальных интересов России сегодня во многом зависит от проведения активной и эффективной энергетической дипломатии. Одним из важнейших ее направлений является реализация проекта «Южный поток», который пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» на российском побережье до побережья Болгарии. Далее две его ветки пройдут через Балканский полуостров в Европу. Общая протяженность черноморского участка составит около 900 км, максимальная глубина — более двух километров, а проектная мощность — 63 млрд куб. м.

44. Конфликт энергетических интересов России и США в Центральной Азии и Каспийском регионе. Проекты ВСТО, Сахалин-1, Сахалин-2, «Сила Сибири».

Расклад ситуации на мировой арене показывает, что в XXI в. в глобальной политике и экономике возрастает роль стран Центральной Азии и Каспия (месторождения углеводородного сырья). В большой зависимости от энергетического сотрудничества между государствами Прикаспийского региона на данном историческом этапе находятся и российско-американские отношения. Причина действий США: защитаэкономическихинтересовамериканскихнефтяныхкомпаний, заключившихв 1993–1994 гг. крупныеконтрактысправительствамиАзербайджанаиКазахстана.ПостоянновозрастающеевниманиеСШАиихсоюзниковкэтойзонесвязанонетолькостем,чтоэтотбогатыйэнергетическимиресурсамирегионпредставляетсобойальтернативупоставщикамизОПЕК, ноистем, чтоздесьнаходитсяважнейшеепересечениемировыхэнергетическихкоммуникацийпонаправлениямСевер–Юг, Европа–Азия.

СШАстремятсялюбымисредстваминедопуститьдальнейшегороссийскогоэкономическогоиполитическогодоминированиянаЮжномКавказеивЦентральнойАзии.

ГеополитическиеинтересыРоссиивэтомрегионеможноопределитьследующимобразом:максимальныйконтрольнадтранзитомцентральноазиатскихнефтиигаза, чтобыонинесталиальтернативойроссийскомусырью; сохранениесвоегоприсутствияврегионе, чтобынедопуститьегоисламизации, чреватойпроникновениемисламскихрадикаловвРоссию; недопущениеусиленияпозицийСШАврегионепутемтакназываемогоэкспортадемократии; блокированиевозможности

превращенияКитаявдоминирующуюсилуврегионе.

ПословамЗ. Бжезинского, каспийскаянефть- наилучшийинструментдлятого, чтобыгеоэкономическивывестиСреднююАзиюиЗакавказьенамировыерынки, оторватьихотРоссииитемсамымнавсегдаликвидироватьвозможностьпостсоветскойимперскойреинтеграции.

Принятая Энергетическая стратегия России на период до 2020 года предусматривает существенное развитие транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса .ВСТО - нефтепровод, проходящий от г. Тайшет (Иркутская область) до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка. Соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США.

Нефтегазовые проекты на о. Сахалин- Сахалин-1 и Сахалин-2.

«Сила Сибири» -строящийся магистральный газопровод для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Совместный проект «Газпрома» и Китая.

45. Предпосылки и причины кризиса 2000-х гг. Страновая и региональная специфика экономического кризиса.

 

Предпосылки и причины кризиса 2000-х гг. Страновая и региональная специфика экономического кризиса.

Предпосылки: Такие факторы как общее снижение доверия к странам с развивающимся рынком после кризиса 1997-1998 гг., инвестирование в американские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы и нефтеные фонды, политика низких процентных ставок, которую проводила ФРС в 2001-2003 гг, пытаясь предотвратить циклический спад экономики США.

Причины: Избыточная ликвидность активизировала процесс формирования рыночных пузырей – искаженной завышенной оценки различных видов активов. В отдельные периоды такие пузыри формировались на рынках недвижимости, акций и сырьевых товаров, что стало важной составной частью кризисного механизма. Согласно данным межстрановых исследований, охватывавших длительные временные периоды, кредитная экспансия является одним из типичных условий финансовых кризисов. Иски развития кризиса в результате ослабления денежно-кредитной политики, реализовавшиеся в 2007-2008 гг. не исключение, а обще правило.

Ключевую роль в развитии текущего кризиса сыграла асимметрия информации. Структура производных финансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценить реальную стоимость портфелей финансовых компаний оказалось практически невозможным. Поскольку кредитный рынок больше не мог эффективно выявлять потенциально неплатежеспособных заемщиков, он впал в паралич. Развитие ситуации в финансовой сфере серьезно повлияло и на реальный сектор экономики. Вскоре после усугубления проблем в финансовой системе США вошли в рецессию.

Постепенно финансовый кризис в США начал распространяться во всем мире. Американские корпорации приступили к срочной распродаже активов и выводу денег из других стран. События в экономике США негативно повлияли на фондовые рынки в развитых и развивающихся странах. В 2007 г. фондовые рынки развивающихся стран росли опережающими темпами по сравнению с развитыми странами, чему способствовали портфельные инвестиции из ведущих мировых экономик. В 2008 г. массированный приток средств из-за рубежа на развивающиеся рынки прекратился, и динамика фондового индекса для развивающихся стран практически повторяет динамику ведущего американского фондового индекса. Последовательно снижался уровень мировых цен на нефть. 13 января 2009 г. средняя цена 1 барреля нефти марки WTI на 2009 г. оценивалась в 43 долл. (чему соответствует примерно 40 долл./барр. для марки Urals). Это означало, что по сравнению с 2008 г. нефть подешевела почти в два с половиной раза. Согласно прогнозу ОПЕК до 2030 г., представленному в «Обзоре мирового нефтяного рынка за 2008 г.», темпы роста населения в 2006-2015 гг. будут выше, чем в 2015-2030 гг. Кроме того, во второй половине рассматриваемого периода начнется сокращение численности населения трудоспособного возраста, что окажет влияние на экономическую активность и снижение потребления энергии.

Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса. Привлечение российскими банками средств на мировом рынке капитала позволило им проводить экспансию на кредитном рынке, что привело к повышению доступности денежных ресурсов и снижению ставок на внутреннем рынке заимствований. При инерционном наращивании кредитов заметное снижение стабильности пассивной базы вызвало острую нехватку ликвидности. Ситуацию в реальном секторе также осложнял рост процентных

ставок. Высокая стоимость ресурсов для предприятий кроме инфляционного фактора определялась тем, что рынок сигнализировал о существенном уровне неопределенности: вновь произведенные товары и услуги были не востребованы. В результате кредитами пользовались только производства с высокой доходностью или быстрой отдачей.

2008 г. рост ВВП в Китае не снизил темпов и составил 9 %. Реально китайская экономика почувствовала на себе влияние мирового финансового кризиса только в 4 квартале 2008 г., когда темп роста ВВП составил всего 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Кризис в Китае практически не был заметен за исключением отдельных отраслей промышленности (текстильная и легкая промышленность) и приморских провинций (Гуандун, Цзянсу, Шаньдун), находящихся в сильной зависимости от объемов экспорта производимой ими продукции. Следует отметить сохраняющийся рост доли капитальных вложений в экономику, который составил уже 57,2% ВВП в 2008 г. (абсолютный рост на 25,5% по сравнению с 2007 г.). Особо значительно вырос объем инвестиций в железнодорожное строительство - всего 135 проектов.

46. Место Зарубежной Европы в современном мире: международные приоритеты Германии, Франции, Великобритании.

Германия. Германия на современном этапе играет особую роль в мире. Это государство, которое обладает значительным потенциалом, в силу чего способно решительно отстаивать свои национальные интересы на международной арене.

Очевиден тот факт, что роль Германии в мире как политической единицы менее значима, чем, например, роль Соединенных Штатов Америки. Тем не менее, нельзя приуменьшать роль Германии в Европейском Союзе, где именно этому государству принадлежат лидирующие позиции. Вес и влияние Германии в ЕС не вызывает сомнений, что обусловлено целым рядом причин.

Во-первых, Германия стояла у истоков европейской интеграции наряду с некоторыми другими государствами Западной Европы, которые послужили ядром для сплочения европейский наций. И на сегодняшний день есть основания утверждать, что Германия совместно с Францией являются неким локомотивом развития ЕС, и их авторитет в этой организации нельзя недооценивать.

Во-вторых, Германия обладает значительным ресурсным потенциалом, который способствует динамичному развитию ее промышленности, а также составляет часть экономического потенциала государства.

Очевидно, что особая ответственность за то, что происходит в Европейском Союзе, ложится на Германию, которая в силу своего центрального положения на континенте «является естественным регулятором разворачивающихся в Европе процессов».

Германия является участницей Североатлантического альянса, и активно взаимодействует со своими партнерами в рамках НАТО. «Не следует забывать, что именно ФРГ была наиболее энергичным «толкачом» скорейшего расширения НАТО». Существует мнение, что посредством расширения Североатлантического альянса и одновременного сближения с Россией Германия навсегда хочет решить проблему «угрозы с Востока».

Федеративная Республика Германия на современном этапе - это развитое государство с большим экономическим потенциалом, государство, влияние которого существенно не только в рамках Европейского Союза, но и в мире. Германия принимает активное участие в основных международных организациях, таких, как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Североатлантический альянс. Также можно упомянуть Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Совет Европы, Всемирную Торговую Организацию, кроме того, Германия является членом «Большой восьмерки». Как известно, в этот «элитарный клуб» Россия вошла не сразу и не без помощи Германии. С 1991 года Российскую Федерацию стали приглашать на заседания «семерки», но полноправным членом «группы восьми» страна стала лишь в конце 90-х во многом благодаря активным усилиям со стороны Германии. А уже в 2002 г. на саммите в Кананаскисе было принято решение о том, что Россия впервые станет председателем «восьмерки» в 2006 г.

Франция. Франция — третья морская держава после Соединенных Штатов и Великобритании.Франция — третья по величине ядерная держава, она играет важную роль в деле обеспечения мира в Западной Европе.

В настоящее время Франция является одним из главных игроков в мировой политике, её бесспорно можно назвать «великой державой» современного мира, и это предположение базируется на следующих принципах:

· Франция самостоятельно определяет свою внешнюю политику. Политическая самостоятельность основывается на военной силе (прежде всего на ядерном оружии);

· Франция влияет на принятие международных политических решений через международные организации (благодаря статусу постоянного члена Совета Безопасности ООН, ведущей роли в ЕС и т. д.);

· Франция пытается играть роль мирового идеологического лидера (объявляя себя «знаменосцем» принципов Французской революции в мировой политике и защитницей прав человека во всем мире);

· Особая роль Франции в отдельных регионах мира (прежде всего в Африке);

· Франция остаётся центром культурного притяжения для значительной части мирового сообщества.

· Франция является одной из стран основательниц Европейского союза (с 1957) и сейчас играет активную роль в определении его политики.

Во Франции находятся штаб-квартиры таких организаций, как ЮНЕСКО (Париж), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Париж), Интерпола (Лион), Международного бюро мер и весов (МБМВ) (Севр).

Франция — член многих мировых и региональных международных организаций: Организации Объединённых Наций с 1945 г.; постоянный член Совета Безопасности ООН (то есть обладает правом вето); член ВТО (с 1995 г., до этого член ГАТТ); с 1964 г. член Группы десяти;

страна-инициатор в Секретариате Тихоокеанского Сообщества; в Совете Европы с 1949 года; член ОБСЕ; участник Большой семёрки.

В целом, Франция является одной из немногих стран, в составе вооружённых сил которой есть почти полный спектр современного оружия и военной техники собственного производства — от стрелкового оружия до ударных атомных авианосцев.

Франция является страной-обладательницей ядерного оружия. Официальной позицией французского правительства всегда было создание «ограниченного ядерного арсенала на минимально необходимом уровне». На сегодняшний день этот уровень составляет четыре атомные подводные лодки и около ста самолётов с ядерными ракетами.

Великобритания.  Государство состоит из четырёх «исторических провинций» (по-английски — «countries», то есть «страны»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Лондон - один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр. Соединённое Королевство имеет суверенитет над семнадцатью территориями, которые не являются составной частью Великобритании: 14 Британских Заморских Территорий и три Коронных Земли.

Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Содружества наций, G7, G20, НАТО, ОЭСР, ВТО, Совета Европы, ОБСЕ. Великобритания имеет «Особые Отношения» с США и близкое партнёрство с Францией, «Сердечное соглашение», а также имеет общую программу ядерного вооружения с этими двумя странами. Другие близкие союзники включают других членов ЕС и НАТО и стран Содружества, а также Японию. Мировое присутствие и влияние Британии усиливаются также благодаря торговым отношениям, иностранным инвестициям, официальной помощи в целях развития и военным силам.

Великобритания имеет одну из самых технологически продвинутых и натренированных армий в мире и на 2008 год имела около 20 военных баз по всему миру. По разным источникам, Британия имеет третьи или четвёртые в мире военные расходы. Британская армия, Королевские военно-воздушные силы и Королевский военно-морской флот вместе составляют вооружённые силы Великобритании, которые официально называются Вооружённые силы Её Величества. Все три вида армий управляются Министерством Обороны и контролируются специальным Советом Обороны, возглавляемым Государственным Секретарём Обороны. Главнокомандующим Британских Вооружённых сил является британский монарх, королева Елизавета II. Великобритания имеет самые большие воздушные силы и флот в ЕС и вторые по размеру в НАТО.

Несмотря на военные возможности Великобритании, в последнее время военная политика страны основывается на том, что «наиболее ресурсоёмкие операции» проводятся в составе коалиции. Не считая интервенцию в Сьерра-Леоне в 2000 году, британские военные операции в Боснии, Косово, Афганистане, Ираке, и совсем недавняя в Ливии, следуют этому утверждению. Последняя война, в которой Великобритания участвовала одна, была Фолклендская война в 1982 году, которая окончилась победой.

+ сказать про референдум о выходе из ЕС




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: