II. 2. J. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Этапы развития личности — это этапы постепенного включе­ния ребенка в многообразные социальные отношения с одновре­менным формированием целостной и иерархизированной струк­туры личности. Другими словами, в процессе личностного разви­тия формируются определенные социальные ориентиры по отно­шению к себе и другим.

Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию яв­ляется единство двух планов развития — естественного (биологи­ческого) и социального (культурного). «Оба ряда изменений взаи­мопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» (Вы­готский Л. С. — Т. 3. — С. 31).

Таким образом, задержка или отклонения в становлении лич­ностного уровня развития ребенка могут быть обусловлены как нарушениями психофизиологической организации детского орга­низма, так и отклонениями, выражаясь словами Л.С.Выготско­го, в собственно культурном развитии ребенка. В результате не­благоприятных условий воспитания, часто в сочетании с легкими нарушениями функционирования ЦНС, к подростковому возра­сту может наблюдаться формирование специфического вида ди-зонтогинеза ребенка, определяемого как патохарактерологичес-кое формирование личности. Основным негативным последстви­ем патологического уровня личностного развития является нали­чие выраженных затруднений в социально-психологической адап­тации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регу­ляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психи­ческих процессов, включая личностные характеристики, будет преж­де всего сказываться на уровне социально-психологической адап­тации ребенка, оптимальной форме его функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: