Общественно-политическая жизнь Республики Беларусь на рубеже XX – XXIв

Административная и политическая система белорусского советского общества. В 1920–1924 гг. Белорусская ССР состояла из 6 уездов бывшей Минской губернии, которые в свою очередь делились на волости. На белорусских землях, которые находились в составе РСФСР, сохранилось дореволюционное административно‑территориальное деление на губернии (Витебская, Смоленская, Гомельская, в которую в 1919 г. была переименована Могилевская губерния), уезды и волости.

В 1924 г. в административно‑территориальном делении БССР появились округа (их было 8), состоявшие из районов и сельсоветов. В 1930 г. округа были ликвидированы, остались только районы и сельсоветы. Области в БССР появились в 1938 г. Административно‑территориальное деление стало трехзвенным: область – район – сельсовет. Таким оно остается до наших дней. Административно‑территориальным делением определялась структура органов государственной власти и управления, а также партийных и общественных организаций (республиканские, областные, городские и районные).

1920‑е гг. характеризуются формированием в СССР и БССР однопартийной политической системы. После освобождения Минска от польских оккупантов Коммунистическая партия (большевиков) Беларуси еще признавала возможным допущение левых партий национальной демократии, находившихся на платформе советской власти, к возрождению национальной государственности, к участию в хозяйственном и культурном строительстве.

11 июля 1923 г. в связи с третьей годовщиной освобождения Минска от польских интервентов была объявлена амнистия членам национальных организаций, политическим и культурным деятелям, всем тем, кто в свое время примкнул к контрреволюционным организациям, а затем объявил о лояльном отношении к советской власти. В 1924 г. объявила о самороспуске партия белорусских эсеров. Распались и другие национально‑демократические партии. Это фактически означало добровольную ликвидацию в Беларуси организованной политической оппозиции.

Ядром политической системы белорусского общества являлась Коммунистическая партия (большевиков) Беларуси (КП(б)Б) – составная часть Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)ВКП(б). Под ее руководством работали органы государственной власти и управления, а также общественные организации. Она определяла основные направления внутренней и внешней политики, организовывала их исполнение, контролировала всю пирамиду власти.

Высшим органом законодательной власти в БССР, в соответствии с Конституцией БССР 1937 г., стал Верховный Совет БССР (ранее – Всебелорусский съезд Советов). Высшим органом исполнительной власти являлся Совет Народных Комиссаров БССР, а в областях, городах, районах и сельсоветах – исполнительные комитеты соответствующих Советов.

Была построена вертикаль судебной власти, от Верховных судов СССР и БССР и до городских и районных судов включительно. Вместе с тем при Народных комиссариатах внутренних дел СССР и БССР, созданных в 1934 г. на базе соответствующих ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление), действовали внесудебные органы – Особые совещания. Существовало еще одно внесудебное учреждение – «тройки», которые имели право выносить судебные решения вплоть до высшей меры наказания. Особые совещания и «тройки» являлись неконституционными учреждениями, которые использовались для борьбы с противниками советского государственного и общественного строя и наделялись правом выносить суровые судебные приговоры.

В 1932–1933 гг. в СССР и БССР был установлен паспортный режим. Паспорта вводились для жителей городов, рабочих поселков, районных центров, новостроек, совхозов, приграничных зон, работников МТС, оборонных объектов и др. Сельское население (колхозники) паспортов не получали и учитывались по спискам, которые вели сельсоветы. Колхозники могли быть приняты на работу на городские предприятия только при наличии у них справки от правления колхоза о его согласии на выход крестьянина из колхоза. По сути, права колхозников были ограничены. Они прикреплялись к колхозу, который определял их судьбу, их будущее.

Реальная политическая власть концентрировалась в партийных органах. Советы в 1930‑е гг. только формально считались политической основой общества. Их деятельность ограничивалась решением хозяйственных и культурно‑просветительских задач. Укреплялась централизация в системе управления страной и экономикой, формировался могучий репрессивный аппарат. Насаждались административно‑директивные методы управления, что ограничивало инициативу и предприимчивость руководителей предприятий и усиливало бюрократизм государственных структур.

Национальные отношения и политика белорусизации. Белорусская ССР являлась многонациональной республикой. Национальные отношения здесь имели свои особенности. Во‑первых, продолжался процесс территориального самоопределения белорусского народа, объединения белорусской нации. В 1924 и 1926 гг. Белорусской ССР были переданы населенные преимущественно белорусами уезды и волости Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. Численность населения БССР увеличилось с 1,5 млн до 5 млн человек.

Во‑вторых Белорусы жили в основном в деревнях. В некоторых белорусских городах и местечках еврейское и русское население достигало 40–60 % жителей. В связи с этим языковая ситуация в БССР являлась специфической: город был русскоязычным, а деревня – белорусскоязычной.

В‑третьих, усилиями деятелей белорусского национального возрождения в 1920–1924 гг. были заложены основы национальной политики, которая позже была оформлена как государственная политика белорусизации.

Преподавание в общеобразовательных и профессиональных школах переводилось на белорусский язык, создавались школы для национальных меньшинств, работали курсы по подготовке учителей белорусоведения, а также курсы по изучению белорусского языка, делопроизводство переводилось на белорусский язык.

Начало государственной политики белорусизации было положено в июне 1924 г. на сессии ЦИК БССР, которая приняла постановление о создании специальной комиссии для осуществления этой политики. Такие же комиссии организовывались при окружных исполнительных комитетах.

Политика белорусизации предусматривала: развитие белорусского языка, содействие тому, чтобы он стал официальным языком в работе партийных, советских и гражданских организаций, а также частей Красной Армии, находившихся на территории Беларуси. Вместе с тем в БССР наряду с белорусским признавались равноправными русский, польский и еврейский языки. Законы Белорусской ССР печатались на этих четырех языках. В конце 1920‑х гг. проведение политики белорусизации было приостановлено, а многие политические и общественные деятели БССР ошибочно обвинены в разжигании национализма и подвергнуты репрессиям.

Конфессионная политика Советского государства. В начале 1920‑х гг. на территории Восточной Беларуси действовало около 1500 православных храмов. Весной 1922 г. началась кампания по конфискации церковных ценностей. За сопротивление этой разрушительной для церкви акции священнослужители арестовывались.

В 1920‑1930‑е гг. широкое распространение в церковной жизни Беларуси получило «обновленство» – оппозиционное религиозное течение, направленное якобы на обновление, модернизацию религиозного культа, а фактически – на разрушение канонической православной церкви (самоликвидировалось после 1945 г.). Кроме того, духовенство Минской епархии в 1927 г. заявило о провозглашении автокефалии (административной самостоятельности) Белорусской православной церкви. В 1929 г. в Восточной Беларуси действовали 1122 храма, из которых 423 храма относились к канонической церкви, 386 храмов находились в подчинении епископов‑автокефалистов и 313 храмов принадлежали обновленцам.

В 1929 г. в Белорусской ССР широкий размах приобрела антирелигиозная пропаганда. В том же году был создан Белорусский антирелигиозный университет, в Минске прошел первый Всебелорусский съезд безбожников. Начались массовые аресты духовенства, сопровождавшиеся закрытием храмов. К началу 1932 г. количество православных церквей сократилось до 500, а после 1933 г. в результате массовых репрессий против духовенства – до нескольких десятков. С лета 1939 до лета 1941 г. православное богослужение в Восточной Беларуси нигде не проводилось.

Католическая церковь в Восточной Беларуси, как и другие конфессии, также подверглась репрессиям. По обвинению во вредительско‑подрывной деятельности в пользу Польши были арестованы многие представители католического духовенства. К 1937 г. действовали только 11 костелов.

В 1980‑е гг. в СССР и БССР начинают изменяться отношения между государством и религиозными конфессиями. Традиционное противостояние и конфронтация постепенно уступают место толерантности и взаимному уважению, сотрудничеству и взаимопониманию. Начинается процесс возрождения религиозной жизни. С религией верующие связывают гарантию политической и этноконфессиональной стабильности в обществе, нерушимость его духовности и морали, национальных обычаев и традиций народа.

На территории Беларуси восстанавливаются и строятся новые храмы, открываются новые приходы, увеличивается число верующих. В 2004 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано 26 религиозных направлений. Около 80 % верующих отождествляют себя с православием, около 10 % – с католицизмом, около 2 % – с протестантизмом, 0,3 % – с иудаизмом.

Специфика религиозной ситуации в Беларуси определяется прежде всего ее геополитическим положением на рубеже между западной и восточной цивилизациями, сосуществованием и поочередным доминированием православия и католицизма. Государства, в состав которых в различные исторические периоды входила территория Беларуси, всегда характеризовались поликонфессиональностью. В Западной Беларуси традиционно сохраняется более высокий уровень религиозности (верующие составляют около 70–80 % населения) и соответственно гораздо больше религиозных общин, чем в восточных областях. Зато в 1980‑1990‑е гг. наиболее высокий количественный рост религиозных общин наблюдался в Центральной и Восточной Беларуси.

Религиозные организации Беларуси имеют значительные возможности для распространения своих вероучений. В последние 10 лет на территории Беларуси издавалось более 100 наименований периодических изданий, из которых 17 принадлежат православной церкви, 8 – католической, 4 – иудеям, 4 – мусульманам, 73 издания выпускаются новыми религиозными движениями. Кроме того, на территорию республики из‑за границы завозилось 256 наименований религиозной литературы.

Православная церковь. По количеству общин и числу верующих среди других религиозных объединений Белорусская православная церковь занимает первое место. С 1986 по 2003 г. государство передало православным общинам более 350 церквей, закрытых до этого для богослужения. В их числе женские монастыри Спасо‑Ефросиньевский в Полоцке и Рождества Богородицы в Гродно. Для подготовки священников с 1989 г. на базе Жировичского Свято‑Успенского мужского монастыря действует Минская духовная семинария. И высшее религиозное учебное заведение – Минская духовная академия. При семинарии действуют воскресная школа и регентский класс. Профессию регента и псаломщика получают также выпускники Минского и Витебского духовных училищ.

В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. восстановлена Гомельская епархиальная кафедра и основана Брестская епархиальная кафедра, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, в 1992 г. – Туровская и Витебская кафедры. Вместе с Минской все 10 епархий входят в состав основанного в 1989 г. Белорусского Экзархата Русской православной церкви. Другое официальное название Белорусского Экзархата – Белорусская православная церковь. Руководство ею осуществлял Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом Всея Беларуси Филаретом.

Свидетельством неразрывной связи Белорусского Экзархата с Русской Православной Церковью явились визиты в Беларусь Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Возрождение религиозной жизни в других конфессиях. Католическая. За 1988–1997 гг. римско‑католической церкви были возвращены около 200 храмов. На начало 2009 г. в Беларуси зарегистрировано 467 римско‑католических общин, действовал 451 католический храм, возводилось 35. В приходах Беларуси служили около 300 ксендзов, более половины из которых были гражданами Польши.

Многие католические храмы Беларуси являются центрами не только религиозной, но и культурно‑просветительной жизни. В настоящее время в РБ функционирует четыре епархии римско‑католической церкви – Витебская, Гродненская, Пинская и Минско‑Могилевская.

С начала 1990‑х гг. в Беларуси делались попытки возрождения униатской церкви. Этот процесс связан с поисками частью белорусскоязычной интеллигенции национальной церкви, в которой богослужение и культ должны быть связаны с национальной символикой, языком и традициями. В 2004 г. на территории Беларуси было зарегистрировано 13 униатских общин, в каждой из которых по 5–7 человек. Для подготовки профессиональных священников униатские общины направляют своих представителей в духовные учебные заведения Ватикана и Польши. Возрождение униатской церкви в Беларуси большинством населения воспринимается как попытка раскола белорусского общества, экспорта чужой культурной традиции и организационной структуры, хотя насильственного насаждения униатства не происходит.

Число протестантских общин на территории РБ увеличивается с каждым годом. Особенно значительное количество их зарегистрировано в Полесье (южные районы Брестской, Гомельской областей и частично Минской области). Зона устойчивого влияния протестантизма расширяется с запада на восток.

С XIV в. на белорусских землях существует этноконфессиональная группа евреев‑иудеев. В 1990‑е гг. религиозная жизнь иудеев в Республике Беларусь стала возобновляться. На начало 2009 г. в Беларуси было зарегистрировано 46 иудейских общин, функционировало 8 синагог и одна строилась. В Минске действовали духовное училище (ешибот), более 15 воскресных школ, еврейские классы в средних школах. Вопросы религиозной жизни освещались в 4 еврейских газетах. В связи с отсутствием местных раввинов общины приглашали проповедников из США и Израиля. Значительным событием в жизни белорусских евреев стало создание в 1998 г. Центра еврейской культуры, который воспринимается как центр возрождения национальной культуры с соответствующими атрибутами (ресторан национальной кухни, магазины кошерных продуктов и предметов религиозного культа, курсы по изучению иврита, истории и традиций еврейского народа).

На территории Беларуси также с XIV в. существует этно‑конфессиональная группа татар‑мусульман. На начало 2009 г. в Беларуси насчитывалось 25 мусульманских общин. Наибольшее их количество было зарегистрировано в Гродненской области – 8 общин. Мусульманские общины входят в состав созданного в 1994 г. Мусульманского религиозного объединения РБ, руководящим органом которого является муфтиат во главе с муфтием.

Нетрадиционные религиозные направления и движения. К этим направлениям относятся главным образом буддизм и индуизм (хатха‑йога, дзэн‑буддизм, огни‑йога, вайшнавы, кришнаиты, брахмакумарис и др.). Данные направления приобрели популярность в основном среди ученической молодежи и интеллигенции.

Деятельность экстремистских и деструктивных религиозных сект в РБ запрещена.

Правовым выражением новой политики государства стало принятие Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», действующего с 1992 г.

БИЛЕТ 28


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: