double arrow

Вопрос №18. Саморегулируемые организации медиаторов.

 

Подобная организация никак не участвует в процедуре медиации, однако, о ней упоминается в Законе о медиации, в котором идея саморегуляции положена в основу деятельности медиаторов.

На сегодняшний день нет необходимости применять в отношении медиаторов такие жесткие инструменты государственного регулирования их деятельности, как, например, лицензирование или аккредитация. Должен быть задействован механизм саморегулирования, т.е., другими словами, медиатор, осуществляющий свою деятельность на профессиональной основе, должен стать членом саморегулируемой организации и выполнять установленные ею требования и правила.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» под саморегулируемой организацией понимаются некоммерческие юридические лица, действующие на принципах членства, объединяющие предпринимателей и граждан, занимающихся определенными видами деятельности и призванные разрабатывать специализированные правила и стандарты, а также осуществлять надзор за их соблюдением.

Законом о медиации предусматривается, что физические лица, осуществляющие деятельность в качестве медиаторов на профессиональной основе, равно как все организации, осуществляющие оказание услуг по проведению процедуры медиации, могут быть членами одной из саморегулируемых организаций медиаторов, создаваемых в форме ассоциации (союзов) или некоммерческих партнерств.

Организация медиаторов приобретает соответствующий статус с момента внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов, ведение которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Регистрации союза медиаторов предшествует рутинная организационная работа, которая делится на две части: неформальную (объединение специалистов-единомышленников в единое работоспособное целое) и формальную (разработка и принятие устава, избрание органов саморегуляции). Законом установлены следующие базовые ограничения. Во-первых, в организации медиаторов должно быть не менее 100 физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и (или) не менее 20-ти организаций, готовых оказывать посреднические услуги. И медиаторы-профессионалы, и их организации должны соответствовать требованиям, предъявляемым к членству в организации медиаторов. Во-вторых, требуется установление реального контроля за качеством работы медиаторов в соответствии с принятым ими Кодексом профессиональной этики медиаторов. Члены органов управления посреднических организаций могут совмещать свои функции с деятельностью медиатора.

Первая саморегулируемая организация медиаторов была создана на территории Челябинской области в октябре 2010 г. по инициативе Южно-Уральской Торгово-промышленной палаты.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» саморегулируемые организации медиаторов осуществляют следующие функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в саморегулируемой организации медиаторов;

2) определяет и применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

3) ведет реестр членов саморегулируемой организации медиаторов;

4) представляет интересы членов саморегулируемой организации медиаторов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями медиаторов;

5) разрабатывает и утверждает стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов;

6) разрабатывает и утверждает правила деловой и профессиональной этики медиаторов, в том числе Кодекс профессиональной этики медиаторов;

7) разрабатывает правила проведения процедуры медиации;

8) разрабатывает стандарты подготовки медиаторов;

9) осуществляет контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов;

10) организует информационное и методическое обеспечение своих членов в сфере осуществления деятельности медиаторов.

Принцип саморегулирования пока еще недостаточно разработан и внедрен в современное бизнес-сообщество. И тем не менее саморегулируемые организации важны, так как, по сути, надзорные и контролирующие функции в области медиативной практики возложены на самих медиаторов. Без подобных структур, которые отвечают за профессионализм и порядочность медиаторов, институт посредничества в России останется только на бумаге.

Закон о медиации вводит также понятие «организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации», под которой понимается юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации и проведению процедуры медиации, а также осуществление иных действий, предусмотренных данным Федеральным законом. Она может создаваться в форме ассоциаций (союзов).

Задача этого субъекта – создание условий для нормального проведения процедуры медиации. Стороны спора могут обратиться не к конкретному медиатору, а к этой организации для того, чтобы она рекомендовала сторонам кандидатуру посредника и определила порядок проведения медиации.

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, вправе устанавливать собственные стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов. А в силу ч. 7 ст. 15 Закона о медиации она может устанавливать дополнительные требования к персоне посредника.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: