В настоящее время быстро изменяющиеся рыночные условия заставляют предприятия постоянно корректировать свою деятельность путем увеличения или уменьшения темпов роста продаж продукции либо предоставляемых услуг с целью дальнейшего роста. Другими словами, маркетинговые подразделения предприятий ориентируются на интенсификацию реализации стратегий роста.
Понятие «стратегия роста» связано с ассортиментом производимых предприятием товаров и рынков их сбыта [1]. На сегодняшний день в качестве примера можно привести много фирм, предприятий, транснациональных корпораций, которые в своей деятельности широко используют стратегии роста в достижении поставленных целей, а именно: Со. McDonald’s - сеть ресторанов быстрого питания, Co. Sony - создание нового рынка радиопортативных приборов; Co.Mars - расширение рынка за счет создания шоколадного мороженого; Концерн «А. В. К.» - производитель кондитерских изделий и многие другие.
Стратегии роста современного предприятия, функционирующего в рыночных условиях, как правило, обеспечиваются путем:
|
|
экспансии рынка – создания либо захватывания нового сегмента рынка, развитие рынка и (либо) производственного потенциала;
диверсификации – проникновения в новые сферы деятельности. При этом выделяют следующие стратегии диверсификации:
а) стратегии вхождения в новую отрасль, что возможно:
путем поглощения уже существующей фирмы;
путем завоевания отраслевого рынка «с нуля»;
посредством создания совместного предприятия;
б) стратегии диверсификации в родственные отрасли (диверсификация проводится между родственными предприятиями, фирмами, имеющими родственное производство и преследующие подобные стратегические цели);
в) стратегии диверсификации в неродственные отрасли (диверсификация проводится между непрофильными предприятиями, фирмами, предлагающими возможности дляполучения быстрой финансовой отдачи, то есть быстрого достижения финансовых целей);
г) стратегии реструктурирования, восстановления и экономии (применимы для ситуаций, когда руководству предприятия с ухудшающимися показателями требуется изменить положение на рынке в лучшую сторону);
д) стратегии многонациональной диверсификации (использование данного вида стратегий имеет целью максимизацию использования ресурсов дляобеспечения конкурентных преимуществ в каждой сфере деятельности и на каждом национальном рынке).
интеграции:
а) вертикальная интеграция – стратегия интеграции предприятия с другими организационными формированиями («вперед» - с системой распределения конечной продукции предприятия; «назад» - с потребителями);
|
|
б) горизонтальная интеграция - это интеграция с партнерами, состоящая в выборе системы решений касательно необходимости установления связей.
дифференциации рынка - одна из общих конкурентных стратегий фирмы, которая состоит в ориентировании деятельности предприятия на создание уникальных в любом аспекте продуктов, которые признаются важнейшими достаточным количеством потребителей; чем сильнее заинтересованность покупателей в разнообразных характеристиках предлагаемой продукции, тем сильнее конкурентное преимущество компании. Успешная дифференциация позволяет фирме: установить повышенную цену на товар/услугу; увеличить объем продаж; завоевать лояльность покупателей к своей торговой марке;
глобализации деятельности - при реализации глобальной стратегии необходимо уделить внимание следующим моментам: изменению курсов валют, стоимости рабочей силы, производительности, локальных возможностей, цен, что играет существенное значение при решении проблемы размещения производств; объемы продаж на определенных рынках и оптимальный размер предприятий, работающих на эти рынки, увеличиваются; развитие коммуникации, информационного поля, каналов доставки создают предпосылки длябыстрого и более дешевого процесса поставок в любую точку мира; качество продукции и т.д.
В аспекте рассмотрения стратегий роста интересным является пример компании McDonald’s.
Для интенсивного роста руководство компании приняло следующие стратегические решения:
а) создавать 700 - 900 дополнительных ресторанов ежегодно: часть собственных и часть на условиях франчайзинга, причем две трети ресторанов должны открываться за пределами США;
б) обеспечивать более высокие продажи за счет дополнительного специального меню к завтраку и обеду, низких цен и использования принципа дополнительной выгоды (данный принцип предусматривает получение большего объема услуг за меньшую цену, например, чизбургер стоит 6 дол., а двойной чизбургер - 9 дол.)[2]
Из приведенного выше примера и всего изложенного понятно, что предприятия, фирмы, компании при условии грамотной разработки и реализации стратегий роста имеют преимущества в плане развития и становятся более гибкими в постоянно изменяющихся рыночных условиях.
Стратегии концентрированного роста:
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.
Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
· стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Этот тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий. Возможны также попытки осуществления так называемой горизонтальной интеграции, при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;
· стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
· стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.