На выбор инвестиционной стратегии предприятий могут влиять различные факторы, которые могут играть роль ограничителей роста производства.
Сопоставляя долю предприятий, указавших на конкретный фактор в рамках каждого типа стратегий, со средними значениями этого показателя по всей совокупности анкет (Рис. 2), видим следующую закономерность.
Рис.2. Влияние факторов производственной динамики (отклонение от средних) на инвестиционную стратегию[6]
«Чистые» инвестиционные стратегии предприятия выбирают в связи с повышенным влиянием единственного фактора (исключение составляет заемная стратегия). Консервативная стратегия связана с повышенным недостатком оборотных денежных средств, экстенсивная определяется в большей степени дефицитом квалифицированного персонала, интенсивная обусловлена повышенным уровнем конкуренции с импортной продукцией, прогрессивная - недостатком спроса (как и ссудная стратегия, но последняя -при меньшем влиянии прочих факторов).
Недостаток денежных поступлений для финансирования текущей деятельности как фактор предпочтения конкретной инвестиционной стратегии связан в большей степени с выбором консервативно-прогрессивной, а не заемной стратегии. Скорее всего, это обусловлено некоторой противоречивостью мотивов инвестиционной активности «поддержание мощностей» и «выпуск новой продукции». Заемная стратегия выбирается предприятиями при большем дефиците спроса, чем при выборе консервативно-прогрессивной стратегии, и меньшем - необходимого оборудования.
Недостаток денежных поступлений для финансирования инвестиционной деятельности с большей вероятностью ведет к выбору консервативно-интенсивной инвестиционной стратегии, и это закономерно. Выбор прогрессивной или экстенсивно-прогрессивной стратегии определяется высоким уровнем ограничений со стороны спроса. На наш взгляд, в этих условиях более рациональна консервативно-прогрессивная стратегия, которая предполагает обновление номенклатуры, но не ее расширение с сохранением не пользующейся спросом продукции, как экстенсивно-прогрессивная ИС. Последней оказывают предпочтение в случае большего дефицита необходимого оборудования и профессиональных кадров, несмотря на больший, чем при выборе прогрессивной формы, дефицит оборотных денежных средств.
Консервативно-прогрессивная инвестиционная стратегия предполагает пониженную конкурентоспособность по сравнению с импортной продукцией на фоне повышенного дефицита оборотных денежных средств. Недостаток квалифицированной рабочей силы обусловливает в большей степени выбор консервативно-интенсивной инвестиционной стратегии. Таковы объяснения не самого благоприятного инвестиционного климата России. Однако это не единственные объяснения. Также не малую роль играет и отношение политической элиты к организации экономического, а значит, и инвестиционного климата.
При выходе организации на международный рынок функция стратегическое планирование приобретает дополнительную сложность. Это связано с тем, что организация должна проводить анализ возможностей и риска не только внутри страны, но и за рубежом, где предпочитается вести бизнес. При выходе на внешний рынок появляется потребность в формулировании международных целей.
Реализация стратегии. Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно полностью или в большей степени реализуется на практике. В целях реализации стратегии руководство организации должно разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания по обеспечению выполнения поставленных задач. Основным направлением при этом является ориентация будущих решений и поведения на реализацию альтернатив, которые являются эффективными для обеспечения достижения поставленных целей. Процесс реализации стратегического плана должен осуществляться в соответствии со схемой, приведенной на рис. 8.4.
Под тактикой реализации стратегии понимается выработка краткосрочных целей, согласующихся с долгосрочными и облегчающих их достижение. Тактика, как правило, разрабатывается на уровне руководства среднего звена, в то время как стратегия определяется высшим эшелоном власти. Результаты тактики проявляются очень быстро и сверяются с первоначальной стратегией.
Политика означает общее руководство к действию, принятию решения. Она позволяет облегчить достижение цели. Основные политические направления формулируются высшим руководством организации на длительный промежуток времени. Эта политика предназначена для того, чтобы избежать необоснованных решений в процессе стратегического планирования.
Для управления действиями руководства организации одной политики недостаточно. Поэтому идет процесс разработки процедур. По своей сущности процедура представляет собой действия или запрограммированное решение, которое следует осуществить в конкретной ситуации.
Правила выступают в том случае, когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания. Они точно определяют то, что должно быть осуществлено в каждой конкретной единичной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они отвечают на конкретный, ограниченный вопрос.
В некоторых случаях рабочие воспринимают правила и процедуры как что-то, ограничивающее их действия или несущее бессмысленность. В этом случае они могут мешать достижению поставленных целей и создать конфликтную ситуацию. Тем не менее, если исследовать ситуацию, когда правила и процедуры приносят больше вреда, то можно увидеть, что настоящим источником возникающих проблем являются не правила, а процедуры. Конфликт возникает в основном из-за того, каким способом руководство представляет эти правила рабочим.
Анализ и регулирование стратегии. Непрерывный анализ стратегического плана имеет чрезвычайное значение для его успешного выполнения. Такой анализ проводится путем сравнения результатов работы с целями стратегического плана. Он используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективным, анализ должен проводиться системно и непрерывно.
На основании анализа соответствия стратегии текущему положению дел проводится регулирование имеющихся ресурсов и структуры управления организацией. Такое регулирование осуществляется в том случае, если имеются отклонения от первоначально заданных параметров стратегического плана. Регулирование производится за счет перераспределения имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов внутри самой организации или за счет получения кредитов банка. При необходимости под разработанную стратегию идет реорганизация структуры управления организацией в целях наиболее рационального делегирования прав и полномочий между подразделениями этой организации.
В настоящее время используется достаточно большое количество математических методов для моделирования стратегии организации на длительную перспективу. Такие методы различаются по назначению, виду используемой в них информации, реализуемым процедурам получения численных методов оценок параметров стратегических моделей и т. д. Основными математическими методами, используемыми при стратегическом планировании являются:
· спайн-функции,
· вариационного исчисления,
· теории катастроф,
· оптимального управления.
Применение математических методов для моделирования стратегии организации на длительную перспективу позволяет в значительной степени повысить возможность реализации планируемых инвестиционных проектов.
Стратегическое планирование на микроуровне является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.
Во-первых, стратегический план задает перспективное направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен.
Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.
В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия.
В-четвертых, стратегический подход стимулирует менеджеров предприятия лучше оценивать свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
В-пятых, план определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период.
В-шестых, создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов.
В-седьмых, демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия, как единую систему современного менеджмента.
Разработка краткосрочных планов (квартальных, годовых) по достижению показателей, установленных для долгосрочного периода и отраженных в долгосрочном бюджете. При этом между долгосрочным (стратегическим) и оперативным бюджетом возникают тесные взаимодействия, то есть с одной стороны, оперативный бюджет строится на основании стратегического, как ступень его реализации, а с другой стороны, в результате исполнения оперативного бюджета происходит корректировка стратегии и связанных с ней долгосрочных бюджетов.
При этом основным отличием оперативных бюджетов от стратегических является горизонт планирования и детальность их составления.
Стратегическое планирование не должно рассматриваться как гарантия будущего успеха. Стратегическое планирование имеет следующие ограничения:
· Стратегическое планирование не является путем принятия будущих решений. Невозможно предсказать будущее. Стратегическое планирование предоставляет общее направление движения, основываясь на наших предположениях.
· Стратегическое планирование не является макетом будущего. Происходит слишком много перемен – меняется рынок, предпочтения потребителей, появляются новые конкуренты, новые технологии, новые возможности, изменяются финансовые условия и т.д. Стратегическое планирование динамичный процесс, восприимчивый к переменам.
· Стратегическое планирование не может решить критические ситуации, угрожающие организации. Стратегическое планирование не выведет вас из кризиса. Организация должна быть стабильна до начала применения стратегического планирования.
· Стратегическое планирование не должно заменять хороших интуитивных суждений. Если организации повезло, и в ней работают хорошие интуитивные мыслители, необходимо быть осторожным с применением формального стратегического планирования.
· Стратегическое планирование не определяет всех критических факторов, связанных с организаций. Стратегическое планирование призвано определить наиболее важные вопросы, встающие перед организацией. Фокусируя внимание на основных вопросах, стратегический план минимизирует детали и, таким образом увеличивает шансы успешного применения.
Итак, разработав миссию, концепцию развития и цели компании, мы можем переходить на этап планирования стратегий их достижения, далее составлять бизнес-план мероприятий по реализации данных стратегий и переходить к оперативному планированию деятельности компании на выбранный период (к примеру, 1 год). После этого оперативный план компании трансформируется в финансовый, разрабатывается система бюджетов, описывающих финансовые характеристики планов, то есть выстраивается полноценная система бюджетного планирования или бюджетирования.
3. Бизнес-план инвестиционного проекта: цели составления, типовая структура и краткое содержание разделов бизнес-плана.
Бизнес-план — это краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах научно-технического предпринимательского проекта. Бизнес-план является результатом детального изучения предпринимательской идеи, лежащей в его основе, интегрирующий в себе все основные решения и выводы, полученные на прединвестиционной стадии разработки инновационного проекта. Цель этого документа — содержательное доказательство того, что проект позволяет получить приемлемую прибыль на инвестируемый капитал и является привлекательным для всех его потенциальных участников.
Бизнес-план имеет многоцелевое назначение:
· для предпринимателя-инициатора проекта дает более ясное видение предстоящего бизнеса и определяет программу действий по реализации проекта;
· для потенциальных инвесторов — это документ, дающий оценку рентабельности инвестируемого капитала и степени риска инвестирования;
· для партнеров и персонала — это источник информации о целях и задачах бизнеса, инструмент привлечения и мотивации.
В деловой практике сложились определенные требования к бизнес-планам, соблюдение которых делает этот документ весьма удобным и практичным. К этим требованиям следует отнести:
· целевая направленность бизнес-плана заключается в том, что этот документ должен отражать конечную цель предприятия или предпринимателя — инициаторов проекта в данном бизнесе и способы ее достижения;
· многофункциональное назначение бизнес-плана состоит в том, что он должен быть приспособлен для использования различными категориями заинтересованных лиц, которых могут интересовать различные аспекты проекта. Это требование может быть реализовано в форме различных вариантов бизнес-плана для одного проекта, каждый из которых приспособлен для конкретных участников;
· краткость изложения. Объем бизнес-плана обычно составляет 15—20 страниц, а для крупных проектов — до 50 страниц;
· достоверность, состоящую в том, что все основные положения и допущения, принятые при разработке бизнес-плана, должны быть аргументированы и обоснованы, являясь либо результатом собственных исследовании, либо заимствованы из внешних достоверных источников информации;
· строгая последовательность изложения, которая является общепринятой в мировой практике. Каждый раздел бизнес-плана описывает различные, взаимосвязанные аспекты проекта.
Бизнес-план инвестиционного проекта может иметь следующую структуру разделов: титульный лист; резюме; содержание; компания и отрасль; продукция и услуги; исследования и разработки; анализ рынка; анализ конкуренции; план маркетинга; производственный план; управление и собственность; администрация и персонал; организационный план; анализ рисков; финансовый план; приложения к бизнес-плану. Приведенный порядок изложения разделов бизнес-плана не обязательно соответствует порядку, в котором эти разделы разрабатываются.
Титульный лист бизнес-плана включает название проекта, основные сведения о разработчике документа (наименование организации, данные о руководителях и контактных лицах по проекту, номера телефонов, факсов) и другую информацию общего характера.
Резюме — это законченный раздел, представляющий собой краткую аннотацию бизнес-плана. Его задача — привлечь внимание и захватить воображение тех, кто знакомится с содержанием проекта, вызвать у них желание познакомиться с проектом более детально.
Сведения, включаемые в резюме, должны передавать все особенности проекта, включая цели проекта, специфику продукции и услуг, рынки сбыта и конкуренцию, организацию и управление проектом, финансовую информацию о проекте, потенциальные выгоды для возможных участников проекта. Стиль изложения данного раздела должен быть достаточно простым, включать минимум специальных терминов, чтобы попытаться объяснить преимущества проекта любому непосвященному.
Содержание бизнес-плана дает возможность читателю быстро найти разделы, представляющие для него наибольший интерес.
Компания и отрасль. Задача раздела заключается в кратком описании истории создания и существующего положение компании-инициатора проекта, а также в оценке состояния отрасли, в которой действует компания и места в отрасли, занимаемое компанией. Рекомендуемое содержание подразделов:
· краткое описание начала деятельности и истории создания компании, где она расположена и какой вид бизнеса она представляет на рынке, значительные этапы ее развития;
· описание существующего состояния компании, ее репутации во внешней среде (поставщики, потребители), сильные стороны компании и слабости, которые она испытывает. Основные продукцию и услуги, которые компания представляет на рынке. Размер имущественного комплекса, которым располагает компания, его состав и стоимостная оценка. Структура собственного и заемного капитала, направления использования. Сведения об объемах продаж, доходах (убытках) компании за последние годы;
· ближайшие перспективы развития компании с указанием того, как планы развития компании отразятся на ее положении (рост производственного и научно-технического потенциала, развитие системы распространения продукции (услуг), увеличение рыночной доли и т.п.);
· описание отрасли промышленности, в которой действует компания, с указанием ее специфики, размеров, географического положения, истории возникновения, состояния и тенденций развития;
· описание участников отрасли-поставщиков основных ресурсов, покупателей (оптовых и/или розничных торговцев), конкурентов, краткая характеристика влияния участников отрасли на развитие бизнеса в отрасли, с указанием сильных и слабых сторон тех из них, кто реально может оказывать влияние на реализацию инновационного проекта. При написании данного раздела следует использовать сведения из заслуживающих доверие источников, цитаты и высказывания из специальных и периодических изданий, личных бесед, с указанием соответствующих источников информации и оценкой степени достоверности информации.
Продукция и услуги. Задача раздела состоит в описании потребительских свойств продукции и/или услуг, предлагаемых в результате реализации проекта. При подготовке данного раздела бизнес-плана рекомендуется отметить особенности продукции (услуг), отличающие ее от продукции конкурентов, привести дальнейшие планы ее совершенствования, дать характеристику того, какие потребительские функции продукция (услуги) выполняют и для кого они предназначены. В общих чертах следует описать планы на будущее по усовершенствованию или по внедрению новых видов продукции/услуг. Материал раздела рекомендуется излагать в следующей последовательности:
· описание продукции (услуг), ее назначение и функционирование, отличительные особенности предлагаемой продукции в сравнении с продукцией, существующей на рынке и удовлетворяющей аналогичные потребности покупателей. Целесообразно привести сравнительную таблицу технико-эксплуатационных параметров сравниваемой продукции (табл. 3.1);
Таблица 3.1 - Технико-эксплуатационные параметры сравниваемой продукции
Наименование параметров продукции | Единица измерения | Новая продукция | Продукция конкурентов (наименование, марки) 1 2 3 |
Примечание: В состав сравниваемых технико-эксплуатационных параметров необходимо включить все существенные для потребителя параметры, возможно и не имеющие количественно-измеримых значения (например, дизайн, упаковка, цветовая гамма и др.). В этом случае в таблице используются либо балльные оценки качественных параметров, либо оценки типа "лучше—хуже", "выше—ниже", "больше—меньше" и т. п.
· обсуждение экономических, социальных, экологических и иных выгод, которые может получить потребитель от использования предлагаемой продукции по сравнению с существующей;
· обсуждение вопросов собственности на предлагаемую продукцию. Следует указать на наличие патентов, товарных и фирменных знаков, других авторских прав и правовые ограничения, которые защищают новую продукцию или услуги.
· описание планов развития продукции.
Исследования и разработки. Этот раздел разрабатывается для проектов, предусматривающих проведение научно-исследовательские работ с целью создания наукоемкой продукции. Его задача — дать общее представление об отличительных особенностях технологии, по которой изготавливается продукция, выделив этапы научных исследований и опытно-конструкторских работ, и указав значительные достижения в этой области. При разработке этого раздела следует кратко описать историю возникновения идеи создания новой продукции (в результате предшествующих научных разработок, маркетинговых исследований и т. п.), рассматривая все этапы разработки новой наукоемкой продукции от момента возникновения идеи до появления готового продукта. Выделяются существенные научные или иные достижения в ходе этого процесса, указав также все то, что еще необходимо сделать, чтобы довести продукцию до рынка.
Анализ рынка. Задача раздела состоит определении общих характеристик рынка сбыта, установлении сегментов анализируемого рынка и оценке потенциального спроса на продукцию в каждом сегменте рынка. При подготовке раздела необходимо показать, что инициаторы проекта понимают рынок, могут успешно проникнуть на него и способны контролировать определяющие показатели успеха. Именно это позволит компании, осуществляющей реализацию проекта, добиться требуемых показателей сбыта. Самое главное в этом разделе показать, что на новую продукцию/услуги существует спрос, что потенциальная доля и вытекающие отсюда перспективные оценки прибыли вполне реальны. Рекомендуемый порядок изложения материала:
· общая характеристика рынка сбыта, оценка его текущих размеров (объемов продаж на рынке), стадия развития (зарождающийся, растущий, зрелый или падающий), а также характеристика продукции, реализуемой на данном рынке, с учетом периода жизненного цикла продукции на рынке;
· анализ требований различных групп потенциальных покупателей к продукции, выделив среди общих требований к продукции (новизна и технический уровень продукции, качество и надежность в эксплуатации, уровень послепродажного обслуживания, цена продукции и др.) те ее характеристики, которые являются наиболее существенными для определенных групп потребителей;
· сегментирование рынка, т. е. деление рынка на отдельные сегменты по группам покупателей, обладающих схожими потребностями в отношении требований к продукции на рынке, готовых и способных ее купить;
· оценка спроса на продукцию в каждом сегменте рынка с учетом численности потенциальных покупателей, а также тенденции изменения этого спроса.
Анализ конкуренции. Анализ конкуренции производится с целью обоснованного выбора целевого сегмента рынка на основе изучения конкурентных позиций новой продукции в различных сегментах рынка, оценки благоприятных возможностей и угроз развития бизнеса в каждом сегменте рынка. Основная задача раздела — доказать обоснованность выбора целевого сегмента рынка, на основе изучения конкурентных позиций новой продукции (услуг), оценки благоприятных возможностей и угроз развития бизнеса в каждом сегменте рынка. Для этого следует объяснить, в чем сильные стороны новой продукции (услуг) и инициаторов проекта по сравнению с конкурентами, как инициаторы проекта планируют им противодействовать и преодолевать свои слабые стороны. В этом разделе также следует дать общую характеристику другим участникам, занятым в отрасли, их достоинств и недостатков. Особое внимание уделяется анализу преимуществ инициатора проекта в конкурентном соперничестве.
Рекомендуемый порядок изложения материала:
· анализ конкурентных позиций новой продукции в сравнении с продукцией, реализуемой в каждом сегменте рынка, указав улучшенные параметры или недостатки новой продукции и оценив влияние этих параметров на потребительский выбор;
· анализ возможных барьеров при входе на конкретный сегмент рынка, акцентировав внимание на возможных способах преодоления этих барьеров;
· выбор наиболее привлекательного сегмента или нескольких сегментов рынка с учетом следующих факторов — привлекательности сегмента с точки зрения прибыльности бизнеса в сегменте, стабильности и темпов роста объемов продаж, с одной стороны, и высоких конкурентных позиций, которые может занять новая продукция на рынке, с другой.
План маркетинга. План маркетинга разрабатывается для целевых рынков (сегментов рынка) и включает установление целей и способов проникновения на целевой рынок с новой продукцией (услугами), выбор ценовой политики и оценку ожидаемых объемов продаж новой продукции (услуг), разработку плана сбыта и распространения продукции (услуг), разработку методов продвижения инновации на рынок, включая методы послепродажного обслуживания и сервисные услуги, методы рекламной деятельности в отношении новой продукции (услуги). При разработке плана маркетинга необходимо конкретно объяснить, как инициатор проекта планирует выйти на рынок, сумеет сохранить свою долю рынка и достигнет планируемых перспективных финансовых показателей.
При выборе ценовой политики следует учитывать множество разнообразных факторов, влияющих на этот выбор. К таковым в общем случае относятся конкурентная структура рынка, этап жизненного цикла спроса, общие цели компании-инициатора проекта, возможность влияния на цены со стороны поставщиков ресурсов, потребителей продукции, участников каналов распространения продукции, конкурентов, государства и других рыночных агентов, а также величина производственно-сбытовых издержек. Эти факторы, в свою очередь, определяют многообразие видов ценовой политики и методов установления цен на новую продукцию. Так, при введении нового продукта на рынок цена может быть установлена намеренно заниженной - "цена проникновения", устанавливаемой с целью быстрого привлечения большего числа покупателей и захвата большей доли рынка. В некоторых случаях, например, при стремлении быстро окупить затраты на научные исследования и разработку новой продукции, при стремлении поставить цену в соответствие высокому качеству и престижности нового продукта, при "коротком" жизненном цикле продукта на рынке, цена нового продукта может быть завышенной — цена "снятия сливок". При отсутствии сведений о рынке цена продукции может устанавливаться методом "издержки + нормативная прибыль". При установлении цен на новую продукцию часто целесообразно проведение расчетов по оценке экономической эффективности в сфере потребления, т. е. ожидаемого эффекта, который получает потенциальный потребитель (клиент) от использования нового продукта. Главное в выборе ценовой политики — это обеспечение прибыльности нового продукта. Этот аспект выбора ценовой политики должен быть аргументированно обоснован в бизнес-плане.
Сбыт и распространение новой продукции планируется в соответствии с ожидаемыми объемами производства и продаж новой продукции, ее рыночными характеристиками. При установлении каналов сбыта новой продукции следует проанализировать сложившуюся сбытовую сеть, дать оценку целесообразности использования имеющихся сбытовых каналов для новой продукции и/или формирования новой сети сбыта продукции.
Продвижение продукции на рынок планируется с целью стимулирования спроса на новую продукцию, включает анализ возможных мер воздействия на потенциальных покупателей для их привлечения к покупке новой продукции. В частности, необходимо дать анализ и установить формы и методы рекламирования нового продукта, выбрать предлагаемые покупателям различного рода способы послепродажного обслуживания — обучение персонала, предоставление скидок с цены при покупке последующих версий и модификации продукта, гарантийное обслуживание покупателей и т. п. Необходимо также описать собственные методы использования средств массовой информации для продвижения нового продукта на рынок.
Производственный план. Задача раздела — описание процесса производства новой продукции, подготовки ее к выходу на рынок, оценка потребных для этого производственных ресурсов и способов их получения. При обосновании предполагаемого места расположения производства новой продукции следует дать оценку влияния избранного положения производства на величину производственно-сбытовых издержек при реализации проекта, учитывая близость места производства к потенциальным потребителям (целевым рынкам), наличие трудовых ресурсов, доступ к транспортным средствам, поставщикам материальных, энергетических, других производственных, финансовых и информационных ресурсов.
При описании видов технологического оборудования планируемое к использованию в производственном процессе, приводится расчет потребности в оборудовании с учетом его производственной мощности и ожидаемых объемов выпуска новой продукции и в производственных площадях для организации процесса производства новой продукции. Целесообразно указать предполагаемые способы приобретения оборудования и производственных помещений (покупка или аренда), источники их приобретения и их стоимость.
При описании производственного процесса необходимо дать оценку трудоемкости проведения отдельных технологических операций и привести требования к численности и профессионально-квалификационной структуре производственного персонала, задействованного в проекте.
Управление и собственность. Задача раздела состоит в содержательном доказательстве того, что управление и руководство осуществляется умелыми и знающими свое дело людьми, что их работа хорошо оплачивается и они имеют высокую мотивацию на достижение целей проекта. При изложении материалов раздела следует привести сведения об основных учредителях (пайщиках, акционерах), членах руководящего состава проекта с указанием имен, адресов, кратких биографических сведений. Также следует показать распределение прав собственности на имущество, вовлекаемое в проект, указав кто именно владеет собственностью и какой ее частью. Основное внимание в разделе следует уделить доказательству того, что в высшем управлении проектом задействованы грамотные специалисты, способные успешно реализовать проект.
Администрация и персонал. Задача раздела — дать описание организационной структуры управления проектом, представить организацию компании-инициатора проекта, линии подчинения и ответственности, привести оценку потребностей в персонале.
В данном разделе необходимо привести сведения о том, как управляется компания и кто управляет ею. Подобные сведения следует связать с организационной схемой управления проектом, которая наглядно покажет структуру компании, линии подчинения и ответственности. В этом разделе определяется состав и структура персонала, необходимого для успешной реализации проекта, дается описание подбора персонала, планирование организации его обучения.
Организационный план. Задача раздела — установление календарного плана проведения основных мероприятий по реализации проекта, с указанием ожидаемых сроков их проведения, потребных для этого ресурсов и источников их привлечения, ответственность за их осуществлением. В данном разделе необходимо четко сформулировать основные этапы реализации проекта, направленные на достижение его главных целей, а также обоснованию того, как и когда они будут выполнены и что должно быть сделано для их реального воплощения в приемлемые сроки. Следует концентрировать внимание на критических и наиболее важных этапах. Важно также проанализировать, что будет в случае не достижения промежуточных целей и какие альтернативы будут в этом случае необходимо привести календарный план реализации проекта, который может быть представлен в табличной форме, или в форме сетевого графика, если планируемый комплекс мероприятий имеет сложную, разветвленную структуру.
Анализ рисков. Задача раздела — выявление основных рисков в реализации проекта, анализ их источников и причин возникновения, оценка возможного ущерба и принятие мер по снижению рисков.
Раздел целесообразно начать с выявления и описания главных проблем, которые могут существенно повлиять на ход реализации проекта с указанием стадии и этапов, где эти проблемы могут возникнуть (предынвестиционная, инвестиционная или эксплуатационная стадии проекта), указав природу проблемы и возможные ее последствия для проекта, оценив возможный ущерб.
При анализе мер по предотвращению возможных рисков следует обосновать конкретные способы страхования (создание страховых фондов, распределение риска среди участников проекта и др.) для страхуемых видов риска, а также привести перечень планируемых мероприятий по снижению нестрахуемых рисков. В заключении раздела необходимо проанализировать сценарий наихудшего развития ситуации при реализации проекта (пессимистический прогноз), с которым может столкнуться компания— инициатор проекта.
Финансовый план. Задача раздела — прогнозная оценка движения потока денежных средств, вызванных реализацией проекта и оценка экономической эффективности проекта. Финансовый план — это обобщение сведений предыдущих разделов бизнес-плана, выраженных в стоимостных показателях. Сведения финансового плана внимательно и критически рассматриваются инвесторами, большинство из которых предпримут независимый финансовый анализ проекта. Финансовый план проекта разрабатывается с особой тщательностью. При подготовке финансового плана необходимо доказать, что финансовое проектирование реалистично, ожидаемые доходы от реализации проекта полностью покрывают все издержки и дают экономическую выгоду для всех потенциальных участников проекта.
Раздел начинается с установления исходных предположений и допущений, на основе которых проводятся финансовые расчеты. Учитывая прогнозный характер проводимых расчетов, рекомендуется все предположения (допущения) и соответствующие им финансовые расчеты проводить применительно к трем вариантам прогноза: пессимистического в предположении наихудших для проекта условий его реализации, оптимистического — для наиболее выгодных условий реализации проекта, и наиболее вероятного.
Далее целесообразно провести расчет величины начальных капиталовложений, необходимых для реализации проекта, например, для организации производства и сбыта новой продукции в планируемых объемах. При оценке потребности в начальных инвестициях в проект, следует базироваться на одном из вариантов прогноза оптимистическом, для которого объемы производства, а соответственно и потребность в инвестициях будут максимальными. При выборе источников финансирования начальных инвестиций следует дать планируемую структуру привлекаемого капитала (собственный или заемный) с указанием конкретных источников, условий и предполагаемых сроков привлечения заемного капитала для финансирования проекта.
Оценка текущих доходов от реализации проекта производится с указанием источников их получения (выручка от реализации продукции (услуг), остаточная стоимость инвестируемого капитала и т. п.), сроков и размеров денежных поступлений.
Оценка текущих затрат, вызванных реализацией проекта, предусматривает установление статей затрат (производственно-сбытовые издержки, обслуживание кредитов, налоги и т. п.), сроков и размеров денежных платежей. На основе расчетов текущих доходов и затрат, связанных с реализацией проекта, производится прогноз движения денежных средств в течение инвестиционного периода с выделением чистого денежного потока, а также составляются результирующих документов финансового плана — прогноз доходов и расходов, прогноз движения денежных средств, балансовый план и др.
Оценка экономической эффективности проекта для различных его участников проводится на основе разработанных финансовых прогнозов и системы критериев оценки экономической эффективности инновационных проектов (см. гл. 2).
Приложения к бизнес-плану. В приложениях к бизнес-плану приводится разнообразная документация, подтверждающая достоверность сведений, на основе которых разрабатывался бизнес-план (документы поддержки проекта и компании-инициатора, материалы по изучению целевого рынка, юридические, административные и другие документы), а также материалы о финансировании и инвестициях (финансовые документы компании-инициатора — бухгалтерский баланс компании, отчет о доходах и расходах и т. п., структура инвестиционных издержек и период инвестирования проекта, дополнительные документы и детальные расчеты к финансовому плану проекта).