Государственными символами Республики Казахстана являются Флаг, Герб и Гимн, которые олицетворяют единство народов всей страны. В июне 1992 г. утверждены новые государственные символы – герб и флаг. В декабре 1992 г. – утвержден гимн республики.
С 7 января 2006 г. гимном Республики Казахстан стала «Мой Казахстан» (Менің Қазақстаным) – популярная песня, написанная ещё в 1956 г., в которую были внесены изменения для соответствия статусу государственного гимна. Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956 г.), Нурсултана Назарбаева (2005 г.). Также изменены правила прослушивания гимна. Теперь, при исполнении гимна на официальных церемониях, присутствующие должны вставать и прикладывать ладонь правой руки к левой стороне груди.
2. Объясните, в каких условиях открывались мусульманские школы в Казахстане во второй половине ХIХ века. Концепцияодвухпроцентнойграмотностиказахскогонародаучитывалалишьполучившихобразованиеврусскихшколах, сознательноупускалаизвидуобучавшихсявмусульманскихшколах.Царскиечиновникинегативнооцениваливозможностимусульманскихшколвраспространенииграмотностисредикочевогонаселения. Цельюправительстваявилосьоткрытиерусско-казахскихшкол, призванныхрешитьследующиезадачи: удовлетворениепотребностинаселениявначальномобразовании; подготовкаграмотныхспециалистовдляосвоенияприродныхресурсовкрая; подготовкалюдейдляработывволостных, уездныхиобластныхадминистративныхучреждениях. Царизмдобивалсянетолькопросвещения, ноиодновременнообрусениякочевников.Практическивкаждомаулепримечетисуществоваларелигиознаяшкола. Мектебы (начальная) имедресе (высшаяшкола) дореформ 1867-1868 гг. функционировалибезограничений.Деятельностьрелигиозныхшколбылаопределенаправительственнымрешением 1870 г. «Обособыхправилахотносительноинородцев-христианитатар-магометан». Открытиерелигиозныхшколсанкционировалосьгенерал-губернаторомобласти. Учредителишколыобращалисьспросьбойкуездномуначальнику, тот–квоенномугубернатору.МолодыевоспитаникимедресеБухарыиТашкента, возвращаясь, вступалинадолжностьмуллы, иногдаприбавляливстаруюпрограммуновыепредметы - метафизику, мусульманскиезаконы, иногдафизику. Главноеназначениерелигиозныхучебныхзаведенийзаключалосьввоспитанииуучащихсявысокихнравственныхкачеств.Правительствозоркоследилозапреподавательскимсоставоммектебовимедресе, усматриваявнихрассадник«пантюркизмаипанисламизма». Официальнаяполитиканетерпимостикпедагогическойдеятельностимуллсводиласькпридирчивомуинспектированию. Главное, чтопривлекаловниманиечиновников - этопреподаваниерусскогоязыкаиналичиеумуллсвидетельствнаправоведенияучебныхзанятий. Мектебыимедресе, неналадившиепреподаваниерусскогоязыка, распоряжениямивоенныхгубернаторовзакрывались.Просветительскиеобществапринималиактивноеучастиевразвитиипросвещения, однакоцарскаяадминистрациябылапротивподобныхобществ, посколькувнихобъединяласьнациональнаяинтеллигенция. Тургайскийобластнойгубернаторнедалсогласиянадеятельностьпросветительскогообщества«ДжамагиятиМагариф». ВПетропавловскефункционироваламусульманскаябиблиотеказасчетгородскойДумы, позжеэтоположениебылоотменено.Революция 1905-1907 гг. вРоссиивынудилаправительствопойтинауступкиврасширениисетипросветительскихмусульманскихучреждений. Послеманифеста 17 октября 1905 г. вКазахстанесталиоткрыватьсябесплатныебиблиотеки.КазахскаямолодежьполучалаобразованиевОренбургскомучительскоминституте, вучебныхзаведенияхОмска, вКазанском, Томском, Петербургскомуниверситетах. В 1896 г. отТургайскойобластивучебныхзаведенияхРоссииобучалосьдо 50-тистипендиатов; стипендиатомот
3. Отметьте на контурной карте территорию расселения племени кангюев. Расскажите об археологических памятниках кангюев. Археологические памятники делятся на 3 культуры. 1. Кауынчинская культура – расположена около Ташкента. Крупный памятник поселение Актобе. 2. Отыраро Каратауская – среднее течение Сырдарьи и реки Таллас. Памятники: Кушык мардан, Кокмардан, Костобе, Шаштобе, Ботайтобе. 3. Жетыасарская – расположена в районе Куандарьи. Памятники Жетыасар, Алтынасар, Томпакасар.
Билет № 14
1. Становление Н.А.Назарбаева как политика, мыслителя, общественного деятеля. НурсултанАбишевичНазарбаевродился 6 июля 1940 г. вс. ЧемолганКаскеленского (нынеКарасайского) районаАлматинскойобласти.ОкончилДнепродзержинскоетехническоеучилище (1960), высшеетехническоеучебноезаведениеприКарагандинскомметаллургическомкомбинате (1967), заочнуюВысшуюпартийнуюшколуприЦККПСС (1976). Докторэкономическихнаук, академик.Трудовуюдеятельностьначалв 1960 г. наКарагандинскомметаллургическомкомбинатевг. Темиртауразнорабочим, гдепрошелпутьдостаршегогазовщикадоменнойпечи. С 1969 г. переведеннакомсомольскуюипартийнуюработу.РаботалпервымсекретаремТемиртаускогогоркомаЛКСМКазахстана (1969-1971), вторымсекретаремТемиртаускогогоркомапартии (1971-1977), секретарем, вторымсекретаремКарагандинскогообкомапартии (1977-1979).Навысшихгосударственныхипартийныхпостахнаходитсяс 1979 г., современиизбраниясекретаремЦККомпарииКазахстана (1979-1984), ПервымсекретаремЦККПК (июнь 1989-сентябрь 1991), одновременно - членомПолитбюроЦККПСС (1990-1991), ПредседателемВерховногоСоветаКазахскойССР (февраль-апрель 1990).24 апреля 1990 г. Н.А. НазарбаевизбранпервымПрезидентомКазахскойССР.29 апреля 1995 г. поитогамвсенародногореферендумаполномочияПрезидентаРеспубликиКазахстанбылипродленыдо 2000 года.ВерховныйГлавнокомандующийВооруженнымиСиламиРК, ПредседательСоветаБезопасностиРК, ПредседательАссамблеинародовКазахстана, ПредседательВсемирнойАссоциацииказахов.НагражденвысшимиорденамиимедалямиКазахстана, России, Узбекистанаирядазарубежныхстран.НурсултанНазарбаевобладаетярковыраженнымилидерскимикачествамииадекватнойсамооценкой. Сочетаетвсебечертыхаризматического, рационально-легальногоитрадиционноготиповлидерства. Быстроадаптируетсякизменяющейсяобстановке. Обладаетвысокойсопротивляемостьюкстрессовымвоздействиям. Хорошоконтролируетсвоичувства, выдержан. Прагматик. Искусносочетаетстратегиюитактику, вслучаевозникновенияпротиворечиймеждуперспективнымиисиюминутнымицелямипредпочтениеотдаетстратегическомупланированию.
2. Назовите примеры, доказывающие торговые связи кангюев с регионами древнего мира. Торговля. ГосударствоКангюйзанималовыгодноегеографическоеположение. ЧерезеготерриториюпроходилатрассаВеликогоШелковогопути. ОразвитииторговлиговорятнайденныеархеологаминатерриторииКазахстанамонеты, общеечислокоторых 1300. Ученыевычислиливремяизготовлениямонет - III—IVвв. н.э. Намонетахизображенправительитамга. ТакиемонетывстречаютсявПрисырдарьинскомрегионе.КангюижилинасамоможивленномучасткеВеликогоШелковогопути. Ониконтролировалитотегоучасток, которыйшелнаКавказивПричерноморье.ПричерноморьемСириейИндиейПрибалтикойЕгиптомКитаемИраном. Кангюиподдерживалиторговыеотношениясомногимистранами. ОразвитоститорговыхотношенийсКитаеммогутсвидетельствоватькитайскиемонеты, найденныевпогребенииМардан. ЭтимонетыотносятсякоIIв. дон.э. Археологинаходяткоралловыебусы, изготовленныевИндии, резныекамни, сделанныевИране, янтарьспобережьяБалтийскогоморя, авпогребенияхЖетыа- сарского, ОтрарскогоиПриташкентскогооазисовнаходятбусыизголубогосирийскогофаянса. Всеэтодоказывает, чтокангюиимелиширокиеторговыеиэкономическиесвяз