№ | Кенесары хан и Касым торе |
Время | 1837-1847 |
Повод | Освободиться от власти царского правительства |
Причины | Создание округов по реформе 1822, строительство крепостей, столкновения между казчьими войсками и казхскими родами. |
Цели | Сохранить самостоятельность областей Казахстана не вошедших в состав Российской Империи |
Стратегия | Использовал различные методы и в политике и в военном деле. Нападал на отряды противника ночью, умело использовал ландшафт. Когда стал ханом изменил структуру управления ханством. |
Билет № 27
1. Роль Казахской ССР в снабжении фронта металлом, топливом и продовольствием. КазахскаяССРсеебогатейшимиприроднымиресурсамиигралаважнуюрольвснабжениифронтаметаллом, углем, нефтьюипродовольствием. Всентябре 1941 г. былаобразованаКомиссияАкадемиинаукСССРпомобилизацииресурсовУрала, распространившаясвоюдеятельностьинаряддругихвосточныхрайоновстраны, втомчислеинаКазахстан. ВреспубликеработалагруппавыдающихсясоветскихученыхвоглавеспрезидентомАНСССРВ. Комаровым.КомиссияразработалапутидальнейшегоповышенияпроизводственноймощностиКарагандинскогоугольногобассейна,, медеплавильныхкомбинатовЦентральногоКазахстана, полиметаллическихкомбинатовРудногоАлтаяиюгареспублики, Актюбинскомзаводаферросплавов, Урало-Эмбенскихнефтепромыслов. ПредложенияКомиссииповопросамчернойметаллургиивЦентральномКазахстане, порасширениюпроизводственныхмощностейсуществовавшихметаллургическихпредприятийбылипредставленыправительствуреспубликиинаправленывГКОиГоспланСССР.
|
|
2. Охарактеризуйте архитектурное строительство Казахстана XIV – XV веков на примере мавзолея Ходжа Ахмеда Йасауи. МавзолейХоджаАхмедаЙасауи. АрхитектурнымшедевромконцаXIV- началаXVвв. являетсямавзолейХ.А.Йасауи, возведенныйпоприказуэмираТимурав 1397 году.ГлавнойцельюэмирабылоиспользоватьавторитетА.Йасауи, привлечьверующихнасвоюсторонудляукреплениявластивТуркестане.Мавзолейбылпостроенвг. Туркестане.Площадьмавзолеясоставляет 46,5 х 65,5 метр, высота - 37,5 м.Мавзолейимеет 35 большихималыхпомещений. Однимизосновныхпомещенийбылабиблиотека.Всерединецентральногозаластоитбольшойтайказан (котел), отлитыйв 1399 году.Наюжнойсторонемавзолеярасположеныбольшойаксарайималыйаксарай, гдезахороненызнаменитыелюди. ДеревяннаядверьзахороненияА.Йасауйукрашенакрасочныморнаментом. Надгробиенадмогилойсложеноизгладкихплитсветло-зеленойяшмы. Снаружимавзолейоблицованмайоликойобразующейгеометрические, растителыаиэпиграфическиеорнаменты.
3. Отметьте на контурной карте территорию ханства Абулхаира. Назовите племена, входившие в государство. Входило около 92 племён. Это были кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, конграты, канглы, уйсуни, уйгуры и др.
|
|
Билет № 28
1. Этапы формирования казахского народа. Существуютдвеосновныеконцепциипроисхожденияказахскойнародности: 1) автотохтонная–формированиенародностинаосновеместногоэтнокультурногосубстрата (изплемениплеменныхобъединенийиздревленаселявшихКазхстан), 2) миграционная–утветждающая, чтопредкиказаховсравнительнопозднопришлинатерриториюКазахстанаинеимеютникакойсвязисдревнимнаселениемрегиона. Внаучнойлитературеутвердилосьпониманиеэтноса, тоесть, народа, нации, народности–общностилюдейисторическисложившейсявпроцессеразложенияплеменныхотношенийнабазеобщностикультуры, языка, территории.Основныеэтапыобразованияказахскойнародности:1) 5-3 вв. дон.э. вчислодревнихпредковказаховвошлиплеменасаков, усуней, канглов. Напротяженииэтогопериодасохраняютсяевропеоидныечертыместногонаселения.2) серединаI-готысячелетия (эпоха«Великогопереселениянародов»), проникновениегуннов-тюрковнатерриториюКазахстана, происходитсмешениеместногонаселениястюрками, усиливаютсямонголоидныечерты. Тюркскаяречьстановитсяпреобладающей. Образованиедревнетюркскихгосударствприводиткинтенсивномупритокутюркоязычныхплемен.3) 9 век–продвижениекимаковикыпчаковкправобережьюСырдарьи.4) 11- начало 12 векапродвижениесАлтаянаймановикереитов. Образованиекыпчакскогоханства. Кыпчакиужестоялинапутисложениянародности.5) 13 векпроцессэтногенезапрерванмонгольскимнашествием, чтовнеслоизмененияврасстановкуразличныхэтническихобщностейиантропологическийтип, усиливаютсямонголоидныечерты. Самимонгольскиеплеменаассимилируютсявместнойтюркоязычнойсреде, перенимаютязык, религию, материальнуюидуховнуюкультуру.6) 14 веквозникновениегосударственныхобъединенийнаместнойэтническойоснове. Стабилизируетсяэтническийсоставплемен, устанавливаютсяобщиеэтническиечертыразныхплеменныхобъединений, появляетсяединыйязыкирелигия.7) конец 14 –начало 15 веказавершающийпроцессформированияказахскойнародности.Основуказахскойнародностисоставили: саки, усуни, канглы, жалайиры, кыпчаки, найманы, кереи, аргыны, дулаты, коныраты, мангыты.
2. Охарактеризуйте особенности индустриализации в Казахстане. ИндустриализациявКазахстанеосуществляласьсверху. Ударнымитемпамиосваивалисьисточникисырья, заводыифабрикиневыпускаликонечнуюпродукцию. Нефть, медь, свинец, редкиеметаллывывозилисьзапределыКазахстана. Квалифицированныекадрырабочих, инженерно-техническиеработникизавозилисьизвне.Усиленношелпроцессурбанизации. Кконцу 30-хгг. городскоенаселениедостигло 29,8%. Увеличилсяудельныйвесказаховвсоставерабочегокласса (в 1928 г. - 19,8 %, в 1935 - 43 %).Поднялсяудельныйвесказаховсредигорожан. В 1939 г. вгородахпроживало 375 тыс. казахов - впятьразбольше, чемв 1926 г. Вгородахипоселкахгородскоготипапроживалонакануневойнывсего 16 % казаховпротив 2,1 % в 1926 г. Ихудельныйвессредигорожанподнялсядо 21,9 %. Городскоенаселениерослозасчетрабочих, инженеров, прибывшихиздругихреспублик. ОниформировалиядроиндустриальногорабочегоклассаКазахстана.ПервымишефствонадпромышленностьюКазахстанавзялирабочиеМосквыиМосковскойобласти. ШефствонадКазахстаномосуществлялиЛенинград, Донбасс, Харьковидругиепромышленныецентрыстраны. ВКазахстанпоступалановаятехникаиоборудованиедляпромышленности, приезжаликвалифицированныерабочиеиинженеры. Высшиеисредниеспециальныеучебныезаведенияготовилиспециалистов.Балхашскогомедеплавильногокомбинатапривлекловниманиевсейстраны. НачальникомПрибалхашстроясталВ.И. Иванов, ранееруководившийстроительствомСталинградскоготракторногозавода. НастройкуприбылвесьвыпускМосковскогостроительноготехникума.ШахтерыДонбассавзялишефствонадКарагандой.РольрабочегоклассавосуществлениииндустриализацииВКазахстане, какиповсейстране, развернулосьмассовоесоциалистическоесоревнованиезавыполнениегосударственногоплана. Вначале 1930 г. вреспубликенасчитывалосьболее 10 тыс. ударников. ПроблемаподготовкикадровявляласьособеннотруднойдляКазахстана. Быласозданаширокаясетькраткосрочныхкурсов, школФЗУ (фабрично-заводскогоученичества), кружковтехническогоминимума. НафабрикиизаводыМосквы, Ленинграда, шахтыДонбасса, нефтяныепромыслыБакунаправлялисьсотниказахскихрабочихдляпроизводственногообучения.СталиширокопропагандироватьопытзабойщикаДонбассаА.Г.Стаханова. СтахановцемсталшахтерКарагандыТусyпКузембаев. 3. Отметьте на контурной карте территориюнационально – освободительного восстания 1868 – 1869 годов. Назовите основные сражения повстанцев с карателями. 1. 1869 – повстанцы атаковали отряд фон Штемпеля. Потеряв большую часть войска отряд отступил.2. 1869 – в 20 числах июля часть восставших сдалась, остальные отступили.
|
|
Билет № 29
1. Итоги процесса присоединения Казахстана к России. Последствияприсоединения:
1. Роствоенныхпоселенийикрепостей
2. Усилениеколониальнойполитикицаризма
3. Завершениенападенийнаприграничныерайоныивходказаховвсильноегосударство.
4. ослаблениевлиянияХивинскогоиКокандскогоханстванаказахскиеземлиижизнь.
5. Укреплениегородовиприграничныхрайонов.
2. Возможно, ли было создание социалистического хозяйства в казахском ауле при сохранении кочевого и полукочевого образа жизни. Создание социалистического хозяйства в казахском ауле при сохранении кочевого и полукочевого образа жизни был невозможен. Социалистическое хозяйство подразумевает создание колхозов и объединение всего скота. Такую цель невозможно достичь при передвижении скота по различным пастбищам, именно поэтому был произведен переход от кочевого к осёдлому скотоводству.
|
|